Современные достижения Библейской археологии.

Для судеб библейской археологии, как самостоятельной дисциплины, решающее значение имели споры 1960 - 1980-х годов о будущем интересующей нас науки, развернувшиеся в США, для чего были две причины: во-первых, общий кризис американского протестантизма в 1960 - 1970-х годах, во-вторых, возникновение так называемой "Новой археологии". Кризис американского протестантизма особенно сильно ударил по американской библейской археологии в силу следующих причин: главной целью европейской, и, соответственно, отечественной дореволюционной библейской археологии было доказательство на основании археологических данных возможности библейских событий, рационализм же американских протестантов требовал точного подтверждения всех библейских данных. Споры эти были усложнены еще тем обстоятельством, что хронологически они наложились на возникновение так называемой "Новой археологии", резко отличающейся от той археологии, которую мы знали ранее. Новая археология характеризуется следующими особенностями. В первую очередь, это ориентация на междисциплинарные исследования, что дает возможность восстановить древнюю цивилизацию во всех ее особенностях. Еще одной особенностью "Новой археологии" является так называемая природоведческая ориентация, базирующаяся на убеждении, что основным фактором в формировании особенностей цивилизации является окружающая среда, но отнюдь не влияние каких-либо внешних, в том числе религиозных факторов. Отвергая, таким образом, всякие претензии цивилизации Ветхозаветного Израиля на уникальность, сторонники данной школы были одними из основных критиков библейской археологии. Еще одна особенность "новой археологии", это теория систем, видящая в любой цивилизации комплекс различных социальных систем, находящихся в постоянно меняющемся равновесии. В свете данной теории, религия - лишь одна из систем общества, слабо влияющая на остальные системы, и потому не являющаяся необходимой целью археологического исследования. Подобная, по сути дела неомарксистская теория, возрождающая понятия о базисе общества и его надстройке, также плачевно повлияла на американскую школу библейской археологии, выбивая у ее сторонников из-под ног почву протестантского позитивизма. В результате этих событий к середине 80-х годов в библейской археологии сложилась удручающая картина: в Европе востоковедение еще в 30-х годах заявило себя наукой светской; в Израиле археология преследует прагматичные цели, слабо связанные с библеистикой; в США сформировалась светская, очень специализированная, сложная и дорогостоящая дисциплина - Сиро-Палестинская археология. Вышеизложенные обстоятельства давали основания говорить о "крахе", и даже "смерти библейской археологии". Однако та же середина 80-х годов стала не только временем выхода американской религиозной жизни из кризиса, но и временем рождения новой библейской археологии. Парадоксально, но новая библейская археология куда больше напоминает европейскую и отечественную библейскую археологию XIX - нач. XX вв., чем свою предшественницу эпохи позитивиста - Олбрайта. Это - кабинетная межотраслевая наука, использующая данные "новой археологии", структурной лингвистики и этнографии для объяснения библейской истории, и доказательства возможности ее событий. Полезной для новой археологии оказалась и теория систем, дающая теперь возможность реконструкции древних цивилизаций и на неполных данных, так как некоторые слабоизвестные общественные системы могут быть реконструированы на основании анализа систем известных. Особую роль в новой библейской археологии играет пользующаяся уважением "новой археологии" этноархеология, использующая этнографические данные, собранные при исследовании примитивных культур древних народов, находившихся на сходном уровне развития.