Находки общего характера. Монеты эпохи Нового Завета. Надписи и пометки.

Рыбалка Нового завета

Несколько из первых учеников Иисуса были рыбаками, по крайней мере, это был их основной источник дохода и основная профессия. Но ловить рыбу, живя у берега моря, скорее всего, приходилось многим. Стали известны некоторые подробности рыбалки Галилейских рыбаков, возможно, что ученики Иисуса - Пётр и Андрей, именно таким способом и добывали дары моря. Вот момент в Библии, когда Иисус встретил их на берегу моря:

Когда Иисус проходил мимо Галилейского озера, Он увидел Симона и брата его Андрея, закидывающих сети в озеро, ибо они были рыболовами. Иисус сказал им: "Следуйте за Мной, и Я сделаю вас ловцами душ, а не рыб". Они тотчас же оставили сети и последовали за Ним. (Мар 1:16-18)

Израильские археологи нашли снасти, с помощью которых жители древней Галилеи ловили рыб. Ночью рыбаки выходили в море, разводили огонь в железной корзине и глушили рыбу, которая плыла на свет.

Ученые из Управления по охране древностей Израиля сообщили об археологической находке, проливающей свет на метод рыболовства, который упоминался в Новом завете и был широко распространён и в последующие годы раннего Средневековья среди многих европейских народов. В ходе работ на дне Тивериадского озера (Галилейского моря) археологи нашли следы кораблекрушения, произошедшего в VII веке н.э. несколько западнее Галилеи, где когда-то проповедовал Иисус. Среди обломков судна учёные нашли рыболовные орудия, инструменты и другие артефакты. Как предполагают исследователи, все эти предметы древние рыболовы использовали во время ночного лова рыбы.

Затонувшую лодку, построенную в эпоху Византийского владычества, археологи обнаружили у берега недалеко от города Дор близ Галилеи. В ходе тщательного исследования места крушения, учёным удалось обнаружить рыболовные снасти и инструменты, которые использовали рыбаки.

Однако наиболее выдающейся находкой оказалась специальная корзина для огня, которая стала свидетельством существования рыбной ловли с применением корзин с огнем.

Ранние источники говорят о том, что ночами рыболовы промышляли с огнем с берега или с лодки, для чего могли употреблять факелы или же помещали огонь в специальную жаровню, крепившуюся на носу лодки. Ночью свет привлекал рыб и других морских обитателей и одновременно освещал их, так что рыболовы могли точно закидывать сети. Хитроумный способ охоты был особо широко распространён на территории Средиземноморья, однако и в некоторых других богатых рыбой районах - например, в селе Старая Ладога - также находили доказательства использования своеобразной «приманки» для рыб.

Как рассказали археологи Эхуд Галили и Барух Розен, работавшие на месте кораблекрушения, рыбаки часто глушили рыбу, подходившую очень близко к поверхности воды. По их словам, еще древнегреческий философ Платон (ок. 428 - 348 до н.э.) писал о ночном способе добычи рыбы, влекомой к рыбацкой лодке огнём.

«Тот факт, что сам Платон обращал внимание на такой способ рыбной ловли говорит в пользу того, что рыболовство с применением огня было крайне важно для древнего Средиземноморья», - отмечают исследователи.

Самые разные источники - от пергаментов до изображений, распространённых в поздневизантийскую эпоху, - доказывают, что такая рыбная ловля была распространена и позже: как во времена Нового завета, так и в последующие эпохи.

Кроме корзины, археологи нашли основные грузила, использовавшиеся для оснащения прямоугольных рыболовных сетей. Эти грузила - плоские или свёрнутые в цилиндры - мгновенно опускали сеть на дно практически сразу после того, как рыбаки закидывали ее в воду.

Учёные также обнаружили бронзовый безмен в форме женщины, который, скорее всего, использовался для взвешивания всей той рыбы, которую моряки вылавливали за одну «ходку». Также в раскопе найдены железный рыбацкий гарпун с пятью зубцами и железный лот для измерения глубины воды.

Лот опускался с носа лодки и иногда смазывался салом. К жиру прилипали частицы грунта со дна, что позволяло морякам определять место лодки в море, а также глубину.

По словам учёных, наличие лота также доказывает существование ночной рыбалки. Дело в том, что единственным способом ориентирования, который был доступен для древних рыбаков ночью, были звёзды, однако для более точного определения собственного местоположения лот был незаменим.

«Рыбаки возвращались домой ночами, зачастую в условиях плохой видимости. В такой ситуации лот оказывался единственным навигационным прибором, способным вывести их к родным берегам», - объясняют Галили и Розен.

Многочисленные бронзовые монеты, обнаруженные на месте кораблекрушения, позволяют датировать аварию приблизительно 665 годом н.э. Это означает, что инцидент произошёл незадолго после развернувшегося византийско-мусульманского конфликта. До VII века н.э. этот регион неподалеку от Галилеи находился под римско-византийским владычеством, однако к середине VII века на область значительное влияние стали оказывать мусульмане. Впрочем, на метод рыболовства это влияние не распространилось.

Как отметил в интервью Discovery News доктор К.С. Хансон, один из ведущих специалистов по библеистике и древним методам рыболовства, Священное писание действительно содержит информацию о том, как древние рыбачили и какими снастями и инструментами для этого пользовались, однако подробного описания ловли рыбы с огнём в Библии нет.

Гора Елеонская или масличная

Елеонская или Масличная гора — возвышенность, тянущаяся с севера на юг против восточной стены Старого города Иерусалима, по другую сторону долины Кидрон. Издревле была засажена маслинами, откуда и название.

Масличная гора имеет три вершины:

на северной вершине (826 м над уровнем моря), называемой горой Скопус, расположен кампус Еврейского университета в Иерусалиме;

на средней вершине (814 м) — Лютеранский центр с благотворительной больницей имени германской императрицы Августы Виктории (1910);

на южной вершине (816 м) — арабское село Ат-Тур (от арамейского названия Масличной горы — Тура-ейта).

На южной оконечности Масличной горы, на её западных и южных склонах, расположены:

древнее еврейское кладбище, быть похороненным на котором считается большой честью. Святость кладбища определяется его непосредственной близостью к долине Кидрон. В Книге пророка Захарии сказано, что в конце дней Мессия взойдёт на Масличную гору и оттуда, по звуку трубы Иехезкеля, начнется воскресение мёртвых:

"И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее - к югу." (Зах.14:4)

так называемые Могилы пророков - пещера с 36 погребальными нишами, где, согласно еврейской традиции, похоронены пророки Аггей (Хаггай), Малахия и Захария;

многие христианские святыни (Гефсиманский сад, гробница Девы Марии, русский монастырь Марии Магдалины и другие).

В настоящее время на горе насчитывается не менее 150'000 могил, некоторые из которых приписываются ветхозаветным персонажам (напр., Авессалому).

Захоронение здесь началось еще в эпоху Первого храма, о чем свидетельствуют многие катакомбы между и под домами арабского квартала Силуан. В эпоху Второго храма кладбище сдвинулось на север, покрывая склоны Масличной горы (от этого периода сохранились так называемый Яд Авшалом, традиционная гробница Зхарии бен Иехояды — см. II Хр. 24:20-22, и другие). Остальные памятники относятся в основном к последним векам.

В Ветхом Завете

В Библии Масличная гора (Ма‘але ха-зейтим — `Масличный подъём`) упоминается как место, где Давид поклонялся Богу (2Цар.15:30–32). Видимо, на южном отроге Масличной горы (Машха) Соломон построил капища для своих иноземных жён (3Цар.11:7). Иезекииль в пророчестве о конце дней уделяет Масличной горе особое место: «И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города» (Иез.11:23). Собственно название Масличная гора впервые встречается у пророка Захарии (14:4).

В Новом Завете

В Новом Завете Иисус произносит на горе елеонской проповедь (Мф.24, Мр.13, Лк.21); на этот сюжет Бетховен написал ораторию, а Караваджо — картину, пропавшую во время Второй мировой войны.

В эпоху Второго Храма Масличная гора была соединена мостом (возможно, двумя) с Храмовой горой, и на ней зажигались огни для оповещения о наступлении новолуния. Во время осады Иерусалима римлянами в конце Иудейской войны на северной вершине Масличной горы (Скопусе) стоял лагерем Десятый легион.

После того, как арабские завоеватели позволили евреям возвратиться в Иерусалим и началось паломничество евреев диаспоры в Иерусалим, а особенно — с конца 8 в., когда евреям был закрыт доступ на Храмовую гору, Масличная гора приобрела особое значение: здесь в праздник Хоша‘на Рабба глава академии Эрец-Исраэль зачитывал «Объявление Масличной горы», устанавливающее календарные сроки новолуний, праздников и т. п., и назначал членов Синедриона. Выбор Масличной горы в качестве места общественных собраний связан с мидрашистской традицией и сложившимся представлением о Масличной горе как «месте престола Господня», что отражено в письмах глав академии.

В ходе Войны за Независимость Израиля Иордания установила контроль над всей Масличной горой, за исключением университетского кампуса, ставшего израильским анклавом (в этих условиях деятельность университета была невозможна, и со временем был построен новый кампус Еврейского университета в районе Гив‘ат-Рам). Еврейское кладбище было осквернено, многие надгробия разрушены, а могильные плиты использовались для мощения дорог. После 1967 г., когда Масличная гора полностью перешла под контроль Израиля, еврейское кладбище было реставрировано и стало доступно для захоронения. Возобновилась деятельность Еврейского университета на Скопусе, где был возведён новый кампус.

Тивериадское озеро

Тивериадское озеро или озеро Кинерет (Генисаретское озеро, Галилейское море) — озеро на северо-востоке Израиля.

Побережье озера является одним из самых низких участков суши на Земле — 213 метров ниже уровня моря. Уровень воды подвержен изменениям в течение года в зависимости от осадков и потребления воды. Максимальная глубина — 45 метров. Площадь — в среднем 165 км2. В Новом Завете фигурирует как Галилейское озеро.

Тивериадское озеро расположено в Сирийско-Африканском разломе, значительно ниже окрестностей (разница высот — ок. 550 м). Как и Мёртвое море, Тивериадское озеро — результат этого разлома. Имеет форму закруглённого вытянутого ромба.

С севера в Тивериадское озеро впадает несколько рек, берущих начало на Голанских высотах, в том числе река Иордан, которая вытекает с южной стороны. Тивериадское озеро является источником третьей части всей пресной воды, потребляемой в Израиле. Протяженность береговой линии — от 55 до 60 км (в зависимости от уровня воды в озере). На западном побережье расположен город Тверия. Вдоль всего побережья раскинулись дикие и платные пляжи, всевозможные места отдыха. В месте выхода реки Иордан из Тивериадского озера находится Ярдэнит (Иорданит) — традиционное место крещения в водах священной реки. На северном берегу Тивериадского озера находится Капернаум (Кфар-Нахум), в котором жил и проповедовал Иисус, а сейчас ведутся раскопки и высятся францисканская церковь и монастырь на горе Нагорной проповеди (Блаженства). Историческая облать Геноссар славилась плодами, отличавшимися своими размерами и особой сладостью.

Общая археология.

а) На протяжении последних ста лет найдены многочисл. рукописи НЗ и *апокрифов. (См. ст.: Евангелия; Рукописи библейские).

б) Произведены раскопки в городах, к-рые посещал ап. Павел во время миссионерских путешествий. В частн., в Эфесе найдены изображения Артемиды, театр, куда собралась толпа во время мятежа (Деян 19:23 сл.), и место коринфской синагоги, где проповедовал апостол.

в) В 1905 в г. Дельфы найдена надпись имп. Клавдия — его послание к дельфийцам. В нем упомянут Люций Юний Галлион и сказано, что он был проконсулом Ахайи. Дата проконсульства установлена при сличении с др. текстами. Она падает на 51-52. Эта дата является ключевой для хронологии жизни ап. Павла.

г) Под алтарем базилики св. ап. Петра в Риме найдено старое кладбище императорской эпохи и остатки древней гробницы апостола. В ее стене — обломок колонны. Его считают частью памятника, воздвигнутого над местом погребения апостола во 2 в. (этим временем датируются монеты в гробнице и надписи с упоминанием ап. Петра). В стене также был замурован сосуд с останками пожилого человека. По мнению исследователей, это могли быть мощи св. апостола, спрятанные в годы гонений.

Палестинская археология

а) В 1961 в развалинах Кесарии нашли надпись Понтия Пилата, из к-рой явствует, что он был не просто прокуратором, но и префектом Иудеи.

б) Раскопки в Капернауме раскрыли основание дома ап. Петра близ синагоги (нынешние ее развалины относятся к 5 в. н.э.). Надписи христиан на арамейском и греч. языках показывают, что дом этот посещался ими в первые века н.э.

в) Итал. экспедиция Багатти (1955) обнаружила следы поселения времен Ирода на месте древнего Назарета, к-рый не упоминается во внебибл. источниках.

г) Находки оссуариев (каменных гробов) дали первые внебибл. свидетельства об именах Марфа, Лазарь, Елисавета. Во время раскопок Иерусалима в 1968 обнаружили могилу распятого преступника. Вопреки мнению скептиков, к-рые отрицали, что казнимых могли прибивать к крестам, эта находка содержит огромные гвозди, застрявшие в костях умершего.

д) В 1959 о.Багатти Б. произвел раскопки «купели Вифезды» (Ин 5:2) и обнаружил крытые галереи, к-рые упомянуты у евангелиста.

е) Благодаря работам о.Венсана Л. открыты древние здания и мощеные плиты крепости Антония, куда был заключен ап. Павел после ареста в Иерусалиме. (Археолог предположил, что там же происходил суд Пилата над Христом. В наст. время это событие связывают с дворцом Ирода, где располагался прокуратор, когда прибывал в столицу.).