Новозаветная и Ветхозаветная библейская археология.

Вспомогательные дисциплины библейской археологии: эпиграфика, палеография, папирология, сфрагистика и нумизматика

Эпигра́фика (от греч. επιγραφή — «надпись») — Вспомогательная историческая дисциплина (прикладная историческая и филологическая дисциплина), изучающая содержание и формы надписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.) и классифицирующая их в соответствии с их временным и культурным контекстом. Изучением древнего письма, сделанного преимущественно чернилами, занимается отдельная дисциплина Палеография.

Палеогра́фия (греч. παλαιóς — древний и важный греч. γράφειν — писать) — вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко-филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков, пропорции их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. Особая отрасль палеографии изучает графику систем тайнописи (криптография). В сферу палеографии входит также изучение орнамента и водяных знаков бумаги (филиграней), формата, переплёта рукописей.

Сфрагистика (от греч. σφραγις — печать), или сигиллография (от лат. sigillum — печать) — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах. Первоначально развивалась как часть дипломатики, занимающаяся определением подлинности документов. С началом массовых археологических исследований на Ближнем Востоке и появлением значительного количества археологического материала — как самих печатей (цилиндрические печати месопотамских цивилизаций и Египта, античные печати-щитки, висячие металлические печати Византии и Европейского средневековья), так и отпечатков на керамике (глиняные таблички клинописных архивов, оттиски на сосудах и пр.) сфрагистика начала развиваться в качестве области исторической науки, занимающейся классификацией совокупности печатей археологической культуры, государства или цивилизации, их хронологией и типизацией, а также отражением в сфрагистическом материале внутригосударственных, межгосударственных и частных отношений.

Нумизматика(др.-греч. νόμισμα, лат. nomisma — монета) — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения. От нумизматики как науки следует отличать нумизматическое собирательство, или коллекционирование монет.

Новозаветная археология. Новозаветная археология сформировалась как отдельная дисциплина довольно-таки поздно. В числе первых объектов исследования стал Капернаум, описанный еще в 1857 г. Робинсоном, идентифицировавшим известную из Нового Завета синагогу, но не сумевшим определить местонахождение самого города (Тель Гум). Далее место часто описывалось, а в 1921 г. Г. Орфали были начаты систематические раскопки, продолженные в 1968 г. о.о. Корбо и Лофредда. Вифлеем и Церковь Рождества Христова впервые были обследованы Г. Венсаном и Ф-М. Абелем в 1914 г.; в Назарете раскопки проводил М. Вио в 1890-1909 и Б. Багатти в 1954 г. Кабинетные археологи также составили многотомные описания новозаветных Антиохии, Эфеса, Лаодикии и Афин. В 1960 г. Олбрайт в пересмотренное издание Археологии Палестины включил арку "Се Человек" (Ecce Homo), предполагаемый помост Гаввафа, новозаветный уровень Иерихона (раскопки 1950-1951гг.), Иорданские города Гераза и Петра, синагоги Галилеи (в том числе в Капернауме), некоторые эпиграфические надписи, с именами известными из Нового Завета. Свитки Мертвого моря не были упомянуты Олбрайтом, но Дж. Райт в своей "Библейской археологии" 1962 года говорит о них подробно. Тем временем в Иерусалиме до войны 1967 года было произведено 46 раскопок такими известными исследователями, как Р. У. Гамильтон, М. Ави-Йона, К. Кеньон, Дж. Хеннеси, интересовавшихся определением местонахождения Голгофы, Гроба Христова, городских стен Новозаветного времени, дворца Ирода. Раскопки в Кесарии, административном центре Римской Палестины, проводились с 1948 по 1963 такими светилами, как Дж. Ори, М. Ави-Йона, А. Фрова, А. Негев, Э. Линк. С 1960-х интересы исследователей постепенно переместились от классического искусства и археологии к следующим вопросам: топография новозаветной Палестины, размеры и население древних городов и деревень, реконструкция сельской и городской жизни, природы и степени эллинизации, уровень греко-арамейского билингвизма, природа и уровень урбанизации, понимание еврейских похоронных обычаев, изучение синагогальной архитектуры, идентификации домовых церквей, особенности римского правления в Иудее, определение прожиточных минимумов, изучение региональной римской архитектуры, исследование водных систем, определение древних способов изготовление оливкового масла и вина. В силу известных трансформаций, вызванных победным шествием "новой археологии", в современной литературе чаще всего встречается понимание новозаветной археологии, как части Римской археологии восточного Средиземноморья.