Период плена - период ветхозав. истории между первой депортацией иудеев в Вавилон (597) и эдиктом царя Кира, разрешившего изгнанникам вернуться на родину (538).
Ход событий в П.п. Между 604 и 603 иудейский царь Иоаким вынужден был подчиниться власти Навуходоносора II (605-562), однако вскоре перешел на сторону фараона Нехо (609-594). Сын Иоакима Иехония пытался продолжить политику отца, и поэтому в 597 войска Навуходоносора II вторглись в Иудею. Иехония предпочел сдаться, и его вместе с партией знатных горожан депортировали в Вавилон (среди высланных был и прор.Иезекииль). Политика переселения, к-рую Навуходоносор заимствовал у ассирийцев, преследовала две цели: ослабить очаги сопротивления и превратить разноплеменных подданных в "один народ". Поставленный Навуходоносором царь Седекия, вопреки советам прор.Иеремии, отказался от подчинения Вавилону и заключил тайное соглашение с Египтом. В 589-88 Навуходоносор начал новую карательную кампанию против Иудеи. Летом 586 Иерусалим был взят, Храм предан огню, Седекия ослеплен и отправлен в Вавилон. Иудея стала подчиненной территорией, управляемой наместником Годолией. Вскоре он был убит мятежными военачальниками, к-рые после этого, опасаясь мести Вавилона, бежали в Египет (вместе с ними вынужден был уйти и прор.Иеремия). Иудея как государство перестала существовать. Города ее опустели; большая часть населения была угнана в Вавилон. Однако там переселенцы жили свободно: им были отведены земли и кварталы для жилья, они могли заниматься хозяйством, ремеслами и торговлей. Возможно, вавилонские власти не исключали мысли о восстановлении Иерусалима. Во всяком случае, преемник Навуходоносора освободил пленного царя Иехонию из тюрьмы и поселил во дворце. Есть основания думать, что при царе Набониде (556-539) положение изгнанников несколько ухудшилось. В 555 воцарившийся в Иране Кир Ахеменид покорил ряд соседних стран и двинулся на Вавилон. Враждебная Набониду партия открыла ему ворота города, и в 539 Кир торжественно вступил в Вавилон. Он опубликовал эдикт, согласно к-рому все военнопленные и переселенцы могут вернуться в свои земли. Этот эдикт и положил конец П.п. Духовное состояние иудеев в П.п. Изгнанники сохранили на чужбине свою сплоченность и верность религии. Они осознали правоту пророков, предсказавших бедствие как возмедие за измену Богу, и спешили принести покаяние. Переосмыслялась вся предшествовавшая история: на нее смотрели теперь как на путь духовного падения. Покаянный дух связывался с надеждами на возрождение, к-рое укрепляли в народе пророки, пришедшие с иудеями в Вавилон (Иезекииль, Второисайя). Впрочем, состоятельные классы общества готовы были остаться в Вавилоне, этом богатом многонацион. городе, где они жили в безопасности и благополучии. Поэтому, когда вышел эдикт Кира, пророкам пришлось возвысить голос, призывая к новому Исходу. Следует отметить, что в П.п. ветхозав. Церковь была лишена Храма, вследствие чего сложился новый вид обществ. молитвы, к-рый получил законченную форму в богослужении синагог.
Священная письменность в П.п. Как подчеркивал Тураев, П.п. был одним из самых плодотворных в ветхозав. истории. Отступили старые соблазны, община вошла в новую фазу религ. самосознания. Это было время великих проявлений пророческого духа. В П.п. писали прор.Иеремия, Иезекииль и Второисайя, были завершены Исторические книги 1-го цикла с их богословской переоценкой прошлого. Кн.Плач и часть Псалтири были написаны в эти годы (напр., Пс 136). Как полагает большинство библеистов, именно в Вавилоне получило свой окончательный вид Пятикнижие.
Послепленный период.
Переход к третьему периоду истории еврейской религии, который
называется обычно «послепленным» или эпохой «второго храма», ознаменовался
тремя крупными событиями: во-первых, религиозной реформой иудейского царя
Иосии (621 г. до н. э.), приведшей к резкой централизации культа; во-
вторых, завоеванием Иерусалима вавилонским царем в 586 г. до н.э. и уводом
части иудеев в вавилонский плен; в-третьих, возвращением их из вавилонского
плена при Кире Персидском, в 538 г. до н.э., и восстановлением
Иерусалимского храма. Именно в этот период и сложились окончательно те
черты иудаизма, которые считаются его характерными особенностями, а по
мнению верующих, составляют даже его исконные и неотъемлемые свойства:
строгий монотеизм, строгая централизация культа, канонизация священных
библейских книг.
Религиозная реформа царя Иосии имела свои политические причины. Она
была произведена в обстановке наступления внешних врагов: Ассирии,
незадолго перед тем разрушившей Израильское царство, а позже Египта и
Вавилонии. Иудея нуждалась в укреплении всех своих сил. В основу реформы
Иосия положил так называемую Пятую книгу Моисееву — Второзаконие. По
распространившимся слухам, она была найдена, а на самом деле была
составлена в эти годы. Второзаконие строго регламентировало и правовую и
обрядовую жизнь евреев, оно содержало законы против ростовщичества и
кабального рабства — законы, имевшие целью несколько ослабить классовые
противоречия. Но главное в этой книге — строгий принцип почитания единого
бога Ягве, суровые угрозы за всякое отступление от этого. В духе нового
закона были приняты крутые меры по централизации культа.
После возвращения из плена землевладельческо-рабовладельческой
аристократии классовые противоречия еще более обострились. Потребовались
более сильные меры обуздания народа. А самостоятельной государственной
власти у евреев уже не было, они были под властью Персии. Вместо нее
огромное могущество получило иерусалимское жречество, освободившееся от
всякой конкуренции светской власти. Иноземные властители—персидские, а
позже греко-сирийские цари (Селевкиды) — покровительствовали иерусалимским
жрецам, опираясь на них для закрепления своего господства над иудеями.
Никакие другие культовые центры, кроме Иерусалимского храма, не
допускались. Приносить жертвы Ягве иудеи могла только в Иерусалиме. В руки
жрецов храма стекались теперь жертвы, приносимые молящимися со всех концов
страны. В стенах храма скапливались сокровища, составленные из различных
пожертвований. Жертвы — очистительные, умилостивительные, благодарственные
и др.— требовались от почитателей Ягве чуть не на каждом шагу; каждое
случайное прикосновение к чему-нибудь нечистому требовало очистительной
жертвы. Требовались и исполнялись натуральные повинности в пользу храма.
Жрецы храма пользовались его богатствами для ростовщичества и еще более их
умножали. У жрецов не было конкурентов. «Второй храм» превзошел по роскоши
и богатству знаменитый храм Соломона.
Иерусалимское жречество представляло собой строго замкнутую
наследственную касту, делившуюся на два слоя: священников и левитов, то
есть храмовых прислужников. Те и другие по-прежнему считались потомками
колена Левия, получившими эту привилегию от самого Моисея и брата его
Аарона