Период Царей (Давид и Соломон). Храм Соломона.

После подавления мятежа Давид вновь занял царский престол и правил Израилем до самой смерти. В последние годы жизни Давид сильно одряхлел, и уже никто не сомневался, что дни его жизни сочтены. Во дворце между его сыновьями началась борьба за престол. Серьезными претендентами были Адония и Соломон. Адония, сын Аггифы, был красивым и надменным юношей. Пользуясь поддержкой таких влиятельных лиц, как Иоав и первосвященник Авиафар, он не сомневался в победе и разъезжал по Иерусалиму в царской колеснице с дворцовой гвардией в пятьдесят человек. Соломон был менее популярен, но его поддерживали влиятельные лица во главе с первосвященником Садоком и пророком Нафаном. Как сын самой любимой жены Давида — Вирсавии, Соломон был любимцем отца и имел большую возможность занять царский престол. Но Адония во что бы то ни стало решил проложить себе путь к престолу. Он устроил для своих сторонников большой пир, на котором, вероятно, хотел провозгласить себя царем. В нем приняли участие Иоав, Авиафар, все царские сыновья, кроме Соломона, и многие другие видные влиятельные лица. Об этом узнал пророк Нафан и повелел Вирсавии срочно сообщить Давиду, что Адония самовольно намеревается провозгласить себя царем. Вирсавия, войдя к больному царю, сказала: "Господин мой царь! ты клялся рабе твоей Господом Богом твоим: "сын твой Соломон будет царствовать после меня и он сядет на престоле моем". А теперь, вот, Адония воцарился, и ты, господин мой царь, не знаешь о том" (3 Цар. 1:17-18). В это время вошел к царю пророк Нафан и подтвердил слова Вирсавии. Тогда царь сказал своим приближенным: "Возьмите с собою слуг господина вашего и посадите Соломона, сына моего, на мула моего, и сведите его к Гиону. И да помажет его там Садок священник и Нафан пророк в царя над Израилем, и затрубите трубою и возгласите: да живет царь Соломон!" (3 Цар. 1:33-34). Приказание Давида было исполнено, и Соломон в царском облачении, в сопровождении его многочисленных сторонников и ликующей толпы народа торжественно вернулся во дворец и сел на царский престол. Узнав об этом, участники пира поспешно разошлись, а Адония прибежал в Скинию и ухватился за медные рога жертвенника всесожжения. Соломон помиловал Адонию с условием, что он не будет выступать против царя. Но Адония не сдержал своего слова, и Соломон велел предать его смерти. Вместе с Адонией был убит и Иоав. Первосвященника Авиафара Соломон не предал смерти, а только лишил его права служения. Перед смертью Давид призвал к себе сына. и заповедовал ему: "...Будь мужествен и храни завет Господа Бога твоего, ходя путями Его и соблюдая уставы Его и заповеди Его... как написано в Законе Моисеевом…" (3 Цар. 2:2-3). Он также заповедал Соломону построить великолепный храм Господу. Давид скончался на семидесятом году жизни, после сорока лет царствования, оставив сыну в наследство крупное государство, границы которого простирались от Дамаска до Египта и от Средиземного моря до Сирийской пустыни. В наследство же всем народам земли боговдохновенный пророк Давид оставил свои дивные псалмы, дышащие непоколебимой верой и пламенной любовью к Богу. Псалтирь — это боговдохновенная поэтическая летопись духовной жизни великого псалмопевца. Она поражает каждого своей изумительной правдой. И как велики псалмы своей глубиной религиозного чувства, так велика была жизнь Давида, хотя и не лишена была нравственных падений.

СОЛОМО́НОВ ХРАМ В ИЕРУСАЛИ́МЕ.

Главный храм иудеев, возведенный царем Соломоном на горе Мориа́. Храм, чтобы поместить в нем скинию с Ковчегом Завета, намеревался возвести его отец Давид и даже начал заготавливать материалы. Однако за грех прелюбодеяния (см. Вирсавия) и кровь, пролитую во многих войнах, Давиду было отказано Богом в праве на возведение храма. Это должен был сделать его сын Соломон. В возведении храма принимал участие Хирам, царь г. Тира в Финикии. Хирам (др.-евр. Ḥiram — "Светлый, благородный") имел опыт строительства дворца и храма в Тире, к царю Давиду для возведения дворца в Иерусалиме он направил своих плотников. Хирам, согласно легенде, слышал имя Иеговы, питал уважение к вере иудеев и решил поддержать и благое дело Соломона, прислав ему опытных мастеров, "дерева́ кедровые и кипарисовые", десятки тысяч рабов, которые в течение трех лет готовили материалы для храма (3 Цар. 5:1—18). Храм должен был быть построен по образцу Давидовой Скинии Завета, иметь огороженное стенами святилище (прямоугольник 31×10 м), 15 м высотой, и Святое святых для Ковчега Завета со скрижалями. Строительство началось на четвертый год царствования Соломона и длилось семь лет, т. е. с 961 по 954 г. до н. э. (2 Пар. 3:2; 3 Цар. 6:37—38). Параллельно с действительной историей строительства складывался символический образ первого Храма. Сохранилась мусульманская версия чудесного возникновения здания. В Коране (21—38) рассказано, что Сулейман (Соломон), сын Дауда (Давида), обладал магическим даром: он понимал язык птиц и ему подчинялись ветры. Сулейман имел волшебный перстень, на котором была изображена звезда из двух треугольников (светлого и темного), имевших силу формирования Вселенной (см. "Звезда Давида"; Соломона печать). Однажды злой шайтан Сахр похитил этот перстень и на сорок дней стал царем, но потерял перстень в море, и его съела рыба. Сулейман поймал рыбу и нашел в ней свой перстень. Так была восстановлена справедливость. Подобная легенда существует и в иудаистской версии (см. Асмодей; сравн. легенду о кольце Св. Марка). С помощью своего перстня Соломон (в иной версии Хирам) одним движением руки мог передвигать и рассекать камни, которые, послушные его воле, складывались в стены (сравн. Амфион; Орфей; циклопическая кладка). Однако по иным свидетельствам в строительстве храма было занято более 150 тысяч человек. Стены Святилища (площадью ок. 40×13 м) были сделаны из кедра, пол — из кипариса. Двери "из масличного дерева и кипариса" украшены резными изображениями Херувимов, пальм и распускающихся цветов. Соломон "обложил" эти изображения "золотом по резьбе" (3 Цар. 6:31—35). Пол был также покрыт золотыми листами. Золотом облицевали изнутри стены, потолок и жертвенник. В Святое святых поставили скульптурные изображения двух Херувимов, также "обложенных золотом", с распростертыми крыльями. Между крыльями Херувимов находился Ковчег Завета. Ограда внутреннего двора (52×27 м), над которой возвышался храм, была сложена из "трех рядов обтесанного камня и из ряда кедровых брусьев" (3 Цар. 6:36). Кровля из кедровых брусьев была плоской, в верхней части стен находился ряд небольших окон, забранных решетками. Во внешний двор храма мог войти каждый, расположенный немного выше за низкой оградой внутренний двор предназначался только для священников, там находился жертвенник и "медное море" для омовений (рис. 69). Завеса на золотых цепях (см. катапетасма) разделяла внутреннее помещение храма и скрывала Святое святых с Ковчегом Завета и золотыми Херувимами. Вход в храм находился с западной стороны. Также сообщается, что золотые пластины инкрустировали драгоценными камнями. Перед спуском на внешний двор по сторонам дверей стояли два медных столба (см. Воаз и Яхин). Во внешний двор вели входы с востока, севера и юга. Масонская легенда приписывает возведение храма Трем Великим Мастерам: царю Соломону, Хираму Тирскому и руководителю работ Хираму Абиффу (или Хираму Абию; арамейск. Abii — "Отец мой"; см. Тир). Последнего считали потомком Самаэля (демона огня). В одной из легенд рассказывается, что вершиной творчества Хирама Абиффа должно было стать "медное море" — большой водоем для омовений в виде распустившегося цветка лилии, установленный на двенадцати медных волах (по четыре группы, смотрящие в разные стороны). Во время отливки чаши огромных размеров завистливые ученики добавили в форму воду, произошел взрыв (при этом присутствовали Соломон и царица Савская). Хирам смело стоял посреди бушующего пламени. Тогда с небес раздался голос: "Ты несгораем, отлей себя в огне". И Хирам прыгнул в купель, через нее он достиг центра земли, где обитал его предок, демон огня Самаэль. Аллегорию храма Соломона создал знаменитый философ, масон Фрэнсис Бэкон (1561—1626) в незаконченном сочинении "Новая Атлантида" («Nova Atlantis"). Произведение Соломона английский философ называет "Великой работой" (лат. Magnum Opus). Еще одна легенда сообщает о смерти мастера Хирама Абиффа. Три ученика из зависти к славе и умению учителя (Хирам отказывался назвать им волшебное слово до завершения срока обучения) убили мастера угольником, линейкой и молотком (главные инструменты средневековых "вольных каменщиков"). Этот эпизод трактуют в качестве символа "захоронения великих тайн" — секретов мастерства в архитектурных формах (см. масонов символика; сравн. Дионисийские архитекторы). В дальнейшем в средневековых трактатах по архитектуре к именам Соломона и Хирама добавили еще двух "отцов архитектуры" — древнегреческого Дедала и Св. Фому. В XI в. текст хроники Г. Амартола о строительстве Иерусалимского храма перевели на славянский язык (рис. 70). Обилие золоченой меди в убранстве храмов Боголюбова и Владимира (см. владимиро-суздальская школа архитектуры и белокаменной резьбы) объясняют прямым следованием литературному тексту. В мистических учениях имя "Соломон" расшифровывают "Сол-Ом-Он" ("Солнце, Слава, Истина"; см. Ом; Соль), храм называют "Домом Вечного Света", его земной символ — здание на горе Мориа. Вторым, "малым домом" именуют физическое тело человека, в котором заключена душа, данная ему Богом, третьим является высший "Духовный дом", воплощение Вселенского храма. Этой символике соответствуют два исторических здания. Первое, построенное Соломоном, через 33 года разграбил египетский фараон Шешонк. В 586 г. до н. э. храм Соломона разрушил вавилонский царь Навуходоносор II, который увел в плен жителей Иерусалима. Через 52 года после разрушения Зоровавель (внук плененного царя Иехонии) начал восстанавливать храм. Его освятили в 515 г. до н. э., однако святыни, находившиеся в первом храме, к тому времени были утрачены. Царь Ирод I Великий (37—4 гг. до. н. э.), разобрав старый храм, построил новый. Второй храм разрушили и сожгли римские легионеры Тита при взятии Иерусалима в 70 г. н. э. Современные очертания Храмовой горы в Иерусалиме соответствуют плану второго храма, который был обнесен высокой каменной стеной. Простым иудеям входить внутрь храма запрещалось. Само здание было огромным, со всех сторон его окружало четыре ряда мраморных колонн (четвертый ряд был встроен в стену). Высота каждой из 162 колонн равнялась 8,1 м. Диаметр колонн был столь велик, что трое людей, взявшись за руки, не могли их охватить. Небольшие колонны, отполированные до блеска, находились на аттике. Наружная и внутренние ограды имели ворота со створками из резного дерева. Именно в этом храме Иисус беседовал с книжниками (см. "Иисус беседует с книжниками в храме"), а из его двора, где продавали жертвенных животных и меняли деньги, изгонял торгующих (см. "Изгнание торгующих из храма"). После разрушения храма римлянами на горе Мориа образовалась мусорная свалка (см. кумамат). В день разрушения храма, 10 августа, иудеи молятся у "стены плача". После завоевания Иерусалима арабами в 638 г. на месте второго храма возвели мечеть (см. Иерусалим; т. 4. рис. 21). Когда крестоносцы во время первого Крестового похода в 1099 г. отвоевали Иерусалим, они установили на куполе мечети крест и чтили это здание как "Святое святых Соломонова храма" (франц. «Le Temple"; см. тамплиеры). Ныне западная сторона храмовой горы, или "стена плача" (все, что осталось от второго храма), считается местом присутствия невидимого Бога Израиля. Согласно эсхатологическим представлениям христиан, третьим храмом является небесный, или Новый Иерусалим. На земле иудеи восстановят в третий раз свой храм накануне пришествия мессии, но в нем воссядет антихрист, выдавая себя за Бога (2 Фес. 2:2—4). Это предсказание трактуют в качестве символа безуспешности иудеев обрести истинную веру в старом храме.