рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Дальнейшая судьба Креста Господня.

Дальнейшая судьба Креста Господня. - раздел Государство, Ответы на билеты экзаменационной программы по предмету Библейская археология Обретение Места Гроба Господня. Ещё Первые Христиане Почитали...

Обретение места Гроба Господня.

Ещё первые христиане почитали место распятия и погребения Иисуса Христа, находившееся тогда за городской чертой, вне стен ветхозаветного Иерусалима. Вероятно, память об этом месте не была потеряна после разрушения города императором Титом в 70 году. По сообщению Евсевия, при строительстве на месте разрушенного Иерусалима при императоре Адриане (135 год) нового римского города Элия Капитолина, на месте пещеры Гроба был построен языческий храм Венеры. Первая церковь Гроба Господня была заложена св. царицей Еленой, строилась под руководством Макария Иерусалимского одновременно с частично сохранившейся Вифлеемской базиликой.

Место раскопок

Все немногие указания историков, ближайших по времени к поискам, сводятся к тому что кресты были найдены недалеко от Гроба Господня, однако не в самом Гробе. И хотя существовало иудейское обрядовое предписание, требовавшее, чтобы дерево, на котором кто-либо был распят, было погребено вместе с казнённым, оно не могло было быть исполнено благоговейными учениками Христа, они не стали бы класть орудие казни Ему в Гроб как преступнику.

Существовала вероятность, что все три креста, использованные при казни в тот день, могли быть зарыты вблизи от места распятия. Созомен в своём труде выдвигает следующее предположение о возможной судьбе Креста после снятия с него тела Иисуса: «Воины, как повествует история, сперва нашли мёртвым на кресте Иисуса Христа и, сняв Его, отдали для погребения; потом, намереваясь ускорить смерть распятых по обеим его сторонам разбойников, перебили им голени, а самые кресты бросали один за другим, как попало».

Евсевий Кесарийский так описывает место раскопок:

Сию спасительную пещеру некоторые безбожники и нечестивцы умыслили скрыть от взора людей, с безумным намерением скрыть через это истину. Употребив много трудов, они навезли откуда-то земли и завалили ею всё то место. Потом, подняв насыпь до некоторой высоты, замостили её камнем, и под этой высокой насыпью сокрыли божественную пещеру. Окончив такую работу, им оставалось только на поверхности земли приготовить странную, по истине гробницу душ, и они построили мрачное жилище для мёртвых идолов, тайник демона сладострастия Афродиты, где на нечистых и мерзких жертвенниках приносили ненавистные жертвы

О нахождении на месте Гроба Господня святилища Афродиты (Венеры) упоминает в своём труде и Сократ Схоластик, сообщая при этом, что весь Иерусалим пришёл в запустение: «Мудрствующие о Христовом чтили эту гробницу со времени страстей; а убегающие от Христа зарыли то место и, построив на нём капище Афродиты, поставили идола, чтобы истребить самую память о месте».

Храм Венеры в Иерусалиме действительно существовал. Он был построен в 130-х годах императором Адрианом, что привело к мятежу среди местного населения. Считается, что на монетах, чеканившихся при императоре Антонине Пие в Кесарии Палестинской изображена статуя Венеры Победительницы, стоящая в её храме в Иерусалиме. Факт строительства храма Афродиты на месте Гроба Господня упоминает и Феофан: «После этого вскоре от Бога указано Макарию место, на котором выстроен был храм нечистой Афродиты и поставлена её статуя. Богом венчанная Елена, по царской своей власти, немедленно повелела великому множеству мастеров раскопать до основания и очистить место храма Афродиты, за большие деньги сооружённого в давние времена Элием Адрианом».

О раскопках Гроба Господня наиболее подробно написал Евсевий Кесарийский, однако он сообщает лишь об одной пещере-гробнице. В действительности же при раскопках их было найдено по меньшей мере две. Вторая пещера это вырубленный в монолитной скале склеп с двумя погребальными нишами периода Второго Храма. Этот склеп был включен в состав храма Гроба Господня при постройке и сегодня его можно увидеть в сирийской часовне, в 17 метрах по прямой на запад от Гроба Господня. Согласно преданию, здесь были захоронены погребавшие Христа тайные ученики, святые Иосиф Аримафейский и Никодим. По мнению исследователей, при раскопках могло быть найдено небольшое еврейское кладбище, а когда Евсевий прибыл в Иерусалим, то ему, вероятно, показали только одну гробницу, которая была идентифицирована как Гроб Господень, а соседние с ней уже срыли или уничтожили, чтобы выделить нужную.

Обретение Святого Древа Креста Господня.

Свидетельства церковных историков

Церковные историки IV—V веков

Следующий цикл легенд, говорящий уже об обретении исторической церковной реликвии — Креста, общепринятого верующими как Истинный, ведёт своё начало с 326 года, когда, как считается, он был найден святой царицей Еленой (матерью императора Константина Великого) во время её путешествия в Иерусалим, предпринятого с целью паломничества и поиска христианских реликвий:
- …божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня. Иерусалимский патриарх, Макарий, встретил царицу с подобающею честью и вместе с нею отыскивал желанное животворящее древо, пребывая в тишине и прилежных молитвах и пощениях (Хронография» Феофана)

Вместе с Крестом Господним Еленой были обретены четыре гвоздя и титла INRI.

Эта история описана многими авторами того времени: Амвросием Медиоланским (ок. 340—397 гг.), Руфином (345—410 гг.), Сократом Схоластиком (ок. 380—440 гг.), Феодоритом Кирским (386—457 гг.), Сульпицием Севером (ок. 363—410 гг.), Созоменом (ок. 400—450 гг.).

Место обретения Креста находится в приделе Обретения Креста Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, в бывшей каменоломне. Оно отмечено вделанной в пол плитой красного мрамора с изображением православного креста, плита с трёх сторон обнесена металлической оградкой, здесь же первое время хранился Крест. В придел Обретения Креста из подземной армянской церкви святой Елены вниз ведут 22 металлических ступени, это самая низкая и самая восточная точка Храма Гроба Господня, два этажа вниз от основного уровня. В приделе Обретения Креста под потолком около спуска есть окно, отмечающее место, с которого Елена наблюдала за ходом раскопок и бросала для поощрения работавших деньги. Это окно соединяет придел с алтарем церкви святой Елены.

Наиболее ранний церковный историк Евсевий Кесарийский (ок. 263—340 гг.) в своём труде «Жизнь Константина» подробно сообщает об открытии «божественной гробницы», однако не упоминает ни об обретении Животворящего Креста, ни об участии в этом событии царицы Елены. По его рассказу пещеру, где был погребён Христос, нашли в ходе борьбы с языческими храмами. Когда по приказу Константина срывали насыпь храма «всладострастному демону любви» (т.е. богини Венеры), то «вдруг во глубине земли, сверх всякого чаяния, показалось пустое пространство, а потом Честное и Всесвятое Знамение спасительного Воскресения. Тогда священнейшая пещера сделалась для нас образом возвратившегося к жизни Спасителя.» Евсевий не уточняет, что представляло собой знамение. По Евсевию царица Елена воздвигла церковь в Вифлееме около другой пещеры, где Христос родился во плоти.

Сократ Схоластик и Евсевий приводят письмо императора Константина к Макарию Иерусалимскому, где император даёт указания о постройке храма на месте открытия «знамения святейших страстей». Однако Константин в письме не называет креста, но говорит об открытии святого места.

Если современники царицы Елены и императора Константина ничего не сообщают об обретении Креста, то уже при его сыне императоре Констанции (правил 337—361 гг.) в церковных кругах твёрдо уверены в том, что обретение произошло при Константине. В письме Констанцию по поводу знамения креста на небе епископ Кирилл Иерусалимский пишет: «Ибо при Боголюбезнейшем, и блаженные памяти Константине Отце Твоем, обретено в Иерусалиме Спасительное древо Креста: когда он имея величайшую ревность к благочестию, чрез содействие Божественной благодати обрел сокровенные Святые места».

Впервые в сохранившихся текстах история обретения Креста появляется в развёрнутом виде у Амвросия Медиоланского в 395 году. В «Слове на кончину Феодосия» он рассказывает о том, как блаженная Елена велела копать на Голгофе и обнаружила там 3 креста. По надписи «Иисус Назорей, Царь Иудейский» нашла она истинный Крест и поклонилась ему. Также она нашла гвозди, которыми был распят Господь, и один из них вставила в узду, а другой в диадему.

Похожая история излагается в 10-й главе «Церковной истории» Руфина, являющейся латинским переводом фрагмента одноимённого сочинения Геласия Кесарийского. Утраченный оригинальный греческий текст Геласия датируется приблизительно 390 годом и может считаться первым известным изложением истории обретения Креста Еленой. Эта история в целом близка рассказу Амвросия, однако содержит вставку с чудесным исцелением умирающей женщины — «божественным свидетельством», подтвердившим надпись на кресте. Согласно Руфину, Крест был найден на месте казни Христа, замаскированном статуей Венеры. Елена строит храм на этом месте, а найденные гвозди отправляет сыну.

В наиболее развитом виде легенда об обретении Креста появляется у Сократа Схоластика и Созомена. Сам Сократ так сообщает об источнике по истории обретения креста: «Это написал я хотя и по слуху, однако о подлинности сего события говорят почти все жители Константинополя.» Труды этих историков легли в основу последующих описаний обретения Животворящего Креста (в частности, в «Хронографии» византийского историка Феофана (760—818 годы)).

На основе этих исторических свидетельств с присовокуплением апокрифических источников рассказ об обретении Животворящего Креста был внесён Яковом Ворагинским в его «Золотую легенду», получившую широкую известность на Западе.

Согласно «Золотой легенде», помощь в поисках Креста оказал еврей Иуда (после применённых к нему пыток). Крестившийся потом под именем Кириака (Квириака) он стал затем епископом Иерусалима и принял мученическую смерть во времена императора Юлиана Отступника (такой же рассказ приводится у церковных историков Созомена и Григория Турского). Сведения о нём как об иерусалимском епископе не подтверждаются историками.

Согласно «Золотой легенде», Иуда был одним из еврейских мудрецов, предком которого являлся первомученик Стефан. Узнав от своего отца о месте нахождения Креста, он после приезда Елены в Иерусалим на совете старейшин заявил, что обнаружение Креста разрушит их религию и лишит иудеев превосходства над христианами. Тогда евреи запретили сообщать императрице о местонахождении реликвии, но после того, как Елена пригрозила сжечь их живьём, те выдали Иуду. Елена бросила его в высохший колодец, продержала там семь дней, после чего «он, придя в одно место, возвысил голос свой и молился, чтобы ему ниспослано было знамение. Тотчас же в том месте задвигалась земля, и изошёл дым столь изумительной сладости, что, почувствовав его, Иуда ударил в ладоши от радости и воскликнул: „Воистину, Иисус Христос, Ты Спаситель мира!“».

История об Иуде основана на сообщении Созомена о сведущем иудее, жившем на Востоке, она стала частью официальной легенды об обретении Креста, только в новом ракурсе, созданном Яковом Ворагинским. О привлечении местных жителей к поискам Креста писали также Руфин, Паулин Ноланский и Сульпиций Север Однако позднее в VII веке Иоанн Никийский сообщал, что человеком, нашедшим для Елены Крест был некий Аблавиус, «ревностный христианин, один из самых именитых людей [империи]».

Дата обретения Креста

Вопрос о точной дате, когда Еленой был обретён Крест, является спорным. Наиболее распространённой является дата, приводимая у Сократа Схоластика — 326 год. Сократ не называет года, в который произошло обретение креста, но в его «Церковной истории» рассказ о событии идёт сразу после упоминания празднования 20-летия правления Константина (25 июля 326 года). Востоковед Иосиф Ассемани (директор Ватиканской библиотеки) в XVIII веке полагал, что Крест был найден Еленой 3 мая 326 года (по юлианскому календарю).

Русский богослов, профессор М. Н. Скабалланович, основываясь на александрийской хронике VI века, относит обретение Креста к 320 году. При этом он категорически не согласен с датировкой этого события 326 годом, так как по ряду данных святая Елена умерла в 325 году, а не в 327, как полагали ранее.

«Исчезновение» древа

Иерусалимская часть Креста продолжала храниться в храме Воскресения, о чём свидетельствует наличие в IX веке в числе его клира двух пресвитеров — стражей, охранявших Крест Господень. Краткую историю Животворящего Древа в Иерусалиме излагает в письме от 1108 или 1109 года Анселл, кантор Гроба Господня:

Оставленный [крест] похитил Косдрое [персидский царь Хосрой], при разорении Иерусалима, и отвёз в Персиду. Который Эраклий [византийский император Ираклий] по убиении Косдрое вернул в Иерусалим и на Лобном месте для поклонения народа христианского установил. Однако по смерти Эраклия народ неверных настолько подавил христиан, что имя Христово намеревались искоренить и память о Кресте и Гробе уничтожить. Итак, возложив кучу брёвен, сожгли часть Гроба, и подобным образом хотели сжечь и Крест, но христиане скрыли его, из-за чего многие из них были убиты. Наконец, христиане, посовещавшись, разрезав, разделили на много частей и по церквам верных распределили… Итак, в Константинополе, кроме императорского креста, есть отсюда три креста, на Кипре — два, на Крите — один, в Антиохии — три, в Эдессе один, в Александрии один, в Аскалоне один, в Дамаске один, в Иерусалиме — четыре; сирийцы имеют один, греки из Святого Саввы — один, монахи из долины Иосафат — один; мы, латины, при Святом Гробе имеем один, который имеет полторы пяди длины и один палец ширины и толщины столько же. Также патриарх Георгианов имеет один; царь ещё Георгианов [грузинский царь Давид] имел один, который сейчас по милости Божией имеете вы [Собор Парижской Богоматери].

Таким образом, иерусалимский Крест находился в персидском плену с 614 по 628 год, пока не был отдан обратно персидским военачальником Хорямом в обмен на обещание византийцев помочь ему войсками во внутренней смуте. Однако через 10 лет в 638 году Иерусалим сдался арабскому войску, начавшему победное распространение мусульманской веры на Востоке. Крест разделили на части и вывезли кораблями в Константинополь и другие места. Одну из частей спустя некоторое время вернули обратно в Иерусалим, где она хранилась до эпохи Крестовых походов.

Иерусалимская часть Креста была потеряна в 1187 году в Битве при Хаттине, когда после разгрома рыцарского войска святыню видимо захватили мусульмане, как о том сообщает франк Ернул, участник того сражения. Ернул также рассказывает историю о неком тамплиере, который спустя несколько лет после битвы сообщил о том, что закопал Крест и может указать то место. Однако поиски не увенчались успехом.

Константинопольская часть Креста была похищена в 1204 году после разграбления столицы Византии крестоносцами. Она стала источником для некоторых частиц Животворящего Креста Западной Европы. Академик Ф. И. Успенский в своём труде «История крестовых походов», описывая расхищение реликвий из константинопольских храмов, упоминает и о похищенных частицах Креста.

Частицы Животворящего Креста в настоящее время

За свою историю древо Животворящего Креста было разделено на частицы разного размера, которые сейчас можно встретить во многих храмах и монастырях мира. Возможно что среди них существуют подделки, но их число определить затруднительно. Церковный реформатор Жан Кальвин полемически заявлял в XVI веке, что из многочисленных частей Креста можно было бы построить корабль. Однако исследование конца XIX века показало, что суммарный вес всех документально зафиксированных фрагментов Креста составляет всего около 1,7 килограмма.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Ответы на билеты экзаменационной программы по предмету Библейская археология

Й курс заочный сектор КДА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Дальнейшая судьба Креста Господня.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Библейская археология как наука. Предмет и метод.
Археология - это наука, изучающая памятники старины, она их изучает в контексте истории. Археология как наука связана с историей, эпиграфией, нумизматикой, геральдикой. Впервые тер

Арка Константина Великого
Возвращавшихся после успешных побед полководцев или императоров в Древнем Риме встречали всегда торжественно. Чтобы увековечить их подвиги, стали возводить специальные триумфальные арки. Это были м

Колонна Константина (Чемберлиташ)
Чемберлиташ – это площадь, находящаяся на месте, где располагался древний Форум императора Константина. Из всех сооружений данного комплекса частично уцелела лишь колонна Константина. Эту колонну н

Храмовые сооружения императора в Иерусалиме
После того, как св. Еленой было обретено это св. место и честное древо Креста Христова, оно, по повелению императора Константина, было украшено и обстроено великолепными сооружениями. Ещё первые хр

Новозаветная и Ветхозаветная библейская археология.
Вспомогательные дисциплины библейской археологии: эпиграфика, палеография, папирология, сфрагистика и нумизматика Эпигра́фика (от греч. επιγρ

Развитие зарубежной библейской археологии в ХХ в.
До начала Первой Мировой войны проходили работы следующих экспедиций: английской экспедиции Д. Макензи в Вефсамисе (1911-1912); американской экспедиции Дж. А. Рейзнера и К.С. Фигнер в Самарии (1908

Результаты. Место Судных врат.
Одним из выдающихся событий из русской иерусалимской жизни были раскопки близ храма Гроба Господня, сделанные под руководством о.Антонина. По евангельским описаниям место распятия и погребения Спас

Отдельные школы зарубежной библейской археологии.
Время между двумя мировыми войнами можно считать периодом оформления особых школ библейской археологии - европейской, американской и израильской. Для европейской школы библейской археологии чрезвыч

Предмет Библейская археология в дореволюционных духовных академиях.
В XIX - нач. XX вв. слово "археология" имело древнее значение, присутствовавшее, например, в названии труда Иосифа Флавия, сейчас оглавляемого как "Иудейские древности". Соответ

Распятие на кресте и смерть Христа.
Казнь распятия на кресте была самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Такой смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных ра

Роль отечественной археологической науки и востоковедения в становлении библейской археологии как самостоятельной науки.
Зарождение подлинной отечественной библейской археологии в значительной мере было инициировано успехами отечественной же археологии и востоковедения. В Санкт-Петербургском археологическом обществе

Виды смертной казни в древнееврейском кодексе уголовного права. Материал и форма Креста Христова.
Виды смертной казни На принципы древнееврейского уголовного права в наибольшей степени повлияли требования и предписания религии и ветхозаветных заповедей. Многие — и все важнейшие

Бичевание Христа (багряна риза и тернов венец).
Бичевание, которому Пилат велел подвергнуть Иисуса в угоду синедриону и озверелой толпе народа, назначалось у римлян за тяжкие преступления, и притом большей частью для рабов. Бичи делались из вере

Работы церковных авторов по библейской археологии после 1917 г.
Одним из первых церковных систематизаторов был еп. Михаил (Чуб), не только тщательно собиравший материалы по кумрановедению, но и использовавший их в апологетических целях. Подобную направленность

О месте претории (дворец Ирода, крепость Антония или дворец Макковеев). Допросы у Пилата и Ирода.
Преторий или Преториум (лат. praetorium) — палатка полководца и место под неё в лагере римской армии, позже, в Римской империи, этим термином называли штаб императорской гвардии, административное з

Современные достижения Библейской археологии.
Для судеб библейской археологии, как самостоятельной дисциплины, решающее значение имели споры 1960 - 1980-х годов о будущем интересующей нас науки, развернувшиеся в США, для чего были две причины:

Синедрион в Новом Завете
Согласно Новому Завету, Синедрион во главе с первосвященниками Анной и Каиафой осудил на смерть Иисуса Христа; этот приговор, после первоначальных колебаний, был утверждён римским префектом Понтием

Незаконность процесса над Христом
Две важнейшие формы законности были извращены, чтобы осудить Иисуса. Синедрион не мог вынести наивысшую меру наказания, поскольку власть делать это была забрана у него в 6 в. до Р.Х. римля

Дни творения.
Дни творения - дни или периоды (временные промежутки), в которые Бог сотворил мир. Библейское повествование о мироздании указывает, что мир был сотворен за шесть дней. С одной стороны, Отк

Гефсиманский сад. Мнение Фалькенера о его местонахождении. Моление о чаше.
Несмотря на древность и такое постоянство предания относительно места евангельского Гефсиманского сада, недавно было высказано мнение, отрицающее подлинность нынешней Гефсимании. Три года назад в о

Моление о чаше
Он отошел от них, пал на землю и молился; и они слышали, как Он начал молиться, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва!1 Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня (Мк

Теории происхождения жизни на земле.
Для перехода к проблеме происхождения жизни на Земле сначала определим, что такое жизнь. Вспомним определения понятия «жизнь». «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ

Евангелие от Иоанна и Апокалипсис.
Евангелие от Иоанна (греч. Κατὰ Ἰωάννην, Kata Iōannēn (букв. «по Иоанну», «в соответствии с Иоанном»), лат. Evangelium secu

Допотопная земля. Долгожитие первых людей.
Чем отличалась Земля до Потопа от нынешней планеты? В описании сотворения мира мы читаем: И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало та

Находки, касающиеся деяний Св. Апостолов и посланий апостола Павла.
Надежность Луки в качестве историка не подлежит никакому сомнению. Согласно Унгеру, именно этого евангелиста в наибольшей степени касаются археологические подтверждения достоверности Нового Завета.

Потоп и его механизм.
Всеми́рный пото́п (в Библии הַמַּבּוּל, «ха-мабу́ль») — ужасающая по своим масштабам, катастрофа, произошедшая более 4,5 т

Евангелия от Марка и Луки.
Евангелие от Марка (греч. Κατά Μαρκον Ευαγγέλιον) — вторая книга Нового Завета и второе из

Сведения о Ноевом ковчеге.
Ноев ковчег (иврит: תיבת נח — Tevat Nōakh, арабск. سفينة نوح Safīna Nūḥ) был огромным судном

Находки общего характера. Монеты эпохи Нового Завета. Надписи и пометки.
Рыбалка Нового завета Несколько из первых учеников Иисуса были рыбаками, по крайней мере, это был их основной источник дохода и основная профессия. Но ловить рыбу, живя у берега мор

Земля после потопа.
В то время как Земля со всей водой на поверхности была "поколеблена со своего места", гидравлические силы в огромном вихре кружили грунт, камни, минералы. Эта бушующая, бурлящая масса кам

Понтий Пилат и император Тит.
По́нтий Пила́т (лат. Pontius Pilatus) — римский префект Иудеи c 26 по 36 годы н. э., римский всадник (эквит). Иосиф Флавий и Тацит называют его прокуратором, однако найденная в 196

Динозавры и человек.
В Библии упоминается о двух чудовищах, очень напоминающих динозавров — бегемоте и левиафане (Иов 40:10-41:26). Бегемот — гигантское травоядное животное, обитавшее в болотах и имевшее хвост как кедр

Ирод Филипп II и Ирод Агриппа I.
Ирод Филипп II — сын Ирода Великого и Иерусалимлянки Клеопатры. Управлял Ватанеею, Трахонитою и Авранитою, с титулом четверовластника (Лк 3:1). Правление его отличалось умеренностью и право

Динозавры и Библия
1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДИНОЗАВРОВ A. ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ ДИНОЗАВРЫ? Динозавры были сотворены Богом, как и все растения, животные и человек. О дне, в который Бог сотворил ди

Ирод Архелай. Ирод Антипа.
Ирод Архелай (начальник народа; Мф 2:22) - сын Ирода Великого. По смерти своего отца, в самый год рождения по плоти Господа Иисуса, Архелай вступил в управление Иудеею и царствовал в ней в т

Потоп и население Земли. Катастрофы после потопа.
Потоп и население земли Как известно, численность населения Земли непрерывно растет. Даже в нашу эпоху демографического кризиса прирост населения лишь в незначительной части высоко

Ирод Великий. Иерусалим Ирода.
Ирод Великий (Мф 2:1) — царь Иудейский, был сыном Антипатра и родоначальником других одноименных ему царей, упоминаемых в Новом Завете. Он управлял Иудеею, тогда Римскою провинциею, в год ро

Ледниковый период.
Ледниковый период — периодически повторяющийся этап геологической истории Земли продолжительностью в несколько миллионов лет, в течение которого на фоне общего относительного похолодания климата пр

Евангелие от Матфея.
Основная тема Евангелия — жизнь и проповедь Иисуса Христа, Сына Божия. Особенности Евангелия вытекают из предназначенности книги для еврейской аудитории — в Евангелии часты ссылки на мессианские пр

Вавилонская башня. Археологические сведения и гипотезы.
Одной из самых загадочных книг Библии является книга пророка Даниила, приковывающая к себе внимание людей на протяжении вот уже 2500 лет. Зловещие апокалиптические звери, огненная печь, львиный ров

Хронология книг Нового Завета.
ХРОНОЛОГИЯ ВАЖНЕЙШИХ РУКОПИСЕЙ НОВОГО ЗАВЕТА Процесс датировки. Возраст рукописей определяется, среди прочего, по следующим признакам: 1. Материалы 2. Размер и форма букв

Период праотцев и патриархов.
Праотец (гр. [греч] προπατωρ), разряд ветхозаветных святых, почитаемых христианскою церковью как исполнители воли Божией в священной истории до новозаветной

Религиозная жизнь Израиля. (Саддукеи, фарисеи, ессеи, самаряне).
Саддукеи (Мф. III, 7) — иудейская секта, часто упоминаемая в Новом Завете. По иудейским преданиям основанием оной был Садок, ученик Антигона Сохо, председателя иудейского синедриона, жившего

Избрание Авраама и город Ур.
В течение первой половины жизни Авраам принадлежал первоначальной Ветхозаветной Церкви. Совсем не молодым вошел он в Палестину – землю, обетованную ему и его потомкам. Тогда Аврааму было 75 лет.

Кумранские находки.
КУМРАНСКИЕ НАХОДКИ - древние рукописи, найденные впервые в 1947 в одной из пещер р-на Вади-Кумран на сев.-зап. побережье Мертвого м. В результате археол. раскопок в 11 пещерах обнаружено св.

Народы времен Авраама.
Мир, в котором проходили жизнь, странствование и деятельность Авраама, теперь не является для нас загадкой благодаря археологии. Мир времен Авраама был неспокойным, жизнь в нем была напряженной. По

Иудея в составе эллинистических государств.
Начался этот период с завоевания Александром Македонским земель персидской державы Ахеменидов, в состав которой входила и Иудея. Македонская армия выступила в поход весной 334 г. до Р.Х. О

Законы, нравы и обычаи ветхозаветных патриархов.
Важнейшим вкладом археологии в дело понимания Священного Писания являются сведения, которые дает эта наука о законах, быте и нравах народов, существовавших во времена ветхозаветных патриархов. Эти

Разрушение Содома и Гоморры. (Научные гипотезы).
Процесс горения Разрушение этих городов имело место приблизительно 3900 лет назад, так что было бы весьма удивительно найти какие-либо останки пепельных масс. Но то, что они были р

Период плена Вавилонского. Послепленный период.
Период плена - период ветхозав. истории между первой депортацией иудеев в Вавилон (597) и эдиктом царя Кира, разрешившего изгнанникам вернуться на родину (538). Ход событий в П.п. М

Иосиф и Израильтяне в Египте.
В то время, когда мадиамляне продавали Иосифа на невольническом рынке, Египет стоял уже на высокой степени процветания и могущества. Во главе его сменилось до пятнадцати царственных родов или динас

Период плена египетского и исхода.
В ветхозаветной идеологии легенда о египетском плене и исходе из него играет центральную роль. Чуть ли не во всех книгах Ветхого Завета евреям постоянно напоминается, что они были в египетском рабс

Билет № 28
1. Фараон книги «Исход». Книга Исхода начинается с рассказа о том, что после смерти Иосифа и рода его евреи в Египте размножились настолько, что фараон, решив ограничить и

Период Царей (Давид и Соломон). Храм Соломона.
После подавления мятежа Давид вновь занял царский престол и правил Израилем до самой смерти. В последние годы жизни Давид сильно одряхлел, и уже никто не сомневался, что дни его жизни сочтены. Во д

Закон Ветхого Завета.
Слово это вы уже слышали много раз и ещё не раз услышите - это слово "закон". Закон - многозначное слово, в разных местах Библии оно имеет разный смысл. Говоря о понятии "закон"

Период Судей.
Причины дарования судей израильскому народу После смерти Моисея и Иисуса Навина не нашлось среди израильтян человека, равного им по значению. Израильские племена рассеялись по Ханаа

Период завоевания Святой Земли.
Многие люди сегодня спрашивают: почему Бог в древности избрал евреев как Свой народ? Неужели они были лучше других? Нет, не были. Библия ясно говорит, что этот народ ничем не выделялся среди других

Мегалитические постройки ( дольмены, менгиры, вишапы).
МЕГАЛИТИЧЕСКИЕ ПОСТРОЙКИ мегалиты (от греч. megas - большой и litos - камень) - археол. памятники, сооруженные из одного или многих блоков дикого или грубообработанного камня. М. п. называ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги