Результаты. Место Судных врат.

Одним из выдающихся событий из русской иерусалимской жизни были раскопки близ храма Гроба Господня, сделанные под руководством о.Антонина. По евангельским описаниям место распятия и погребения Спасителя было близ города, но за городскими стенами, так как на основании Ветхого Завета нельзя было устраивать кладбище в черте города, а только "вне стана". В настоящее время Гроб Господень оказался почти в центре Иерусалима. Недалеко от храма Гроба Господня был участок земли, на котором были торчащие из земли остатки древних колонн. Этот участок, принадлежавший коптскому священнику, был в 1859 году куплен русским правительством для постройки здесь дома для консула. В 1860 году было решено консульский дом строить на приобретенном большом месте на Мейдамской площади. Купленная земля осталась без внимания, но об этом месте разные ученые говорили, что тут должны в земле храниться ценные остатки древности.

В 1883 году под руководством о, Антонина начались раскопки, которые подтвердили, что место распятия и погребения Христа было за городом. Этими раскопками были обнаружены древняя городская стена Иерусалима и порог судных врат, через которые, выходя из города, переступил Божественный Страдалец за грехи мира.

На месте этих раскопок был построен храм в честь св. Александра Невского.

Раскопки в Иерусалиме были продолжением научных занятий, которые вел о.Антонин в течение всей жизни. Где бы он ни был — в Греции, на Афоне, на Синае, в Иерусалиме и т.д., он всюду пытливо изучает древности. Большую переписку вел о.Антонин с научными учреждениями. Благодаря его трудам он становится почетным членом как академий, так и различных научных обществ. Множество дипломов его, хранящихся в Миссии, до сих пор красноречиво говорят об этом.

"В таких разнообразных и упорных трудах проходили в Иерусалиме день за днем и сменялись год за годом почти тридцать лет жизни. Палестинские дождливые зимы с холодными резкими ветрами скрашивались неожиданно хорошими теплыми днями с чистыми далями, в которых снова приветливо и радостно оживает вся природа. Тогда пустыня, обычно мертвая, желтая, сухая, становится вдруг такой привлекательной, покрываясь пестрым ковром ярких цветов и оправдывая поэтическое выражение песнописца: "процвела есть пустыня яко крин". Наступало затем жаркое лето с душными днями и прохладными ночами, все засушивающим, раскаленным ветром "хамсином", живительными каплями ночной росы и яркими звездами на черном небе.

Место судных врат

Последнее место Крестного Пути перед Голгофой, по удивительному стечению обстоятельств, находится на русском участке и принадлежит русской Церкви; место это чрезвычайно важно, хотя значение его и не признается католиками.

Участок, находящийся в непосредственной близости от Храма Гроба Господня, был приобретен Россией в 1859 году для постройки на нём здания консульства. При расчистке участка под строительство были обнаружены остатки древней стены, а затем и отдельно стоящей арки.

Системные раскопки были предприняты Императорским Православным Палестинским Обществом в 1882 году при финансовой поддержке его председателя великого князя Сергея Александровича, пожертвовавшего 1000 рублей золотом на уникальные научные изыскания. Наблюдение и руководство в этом деле было поручено архимандриту Антонину (Капустину), который возглавлял Русскую Духовную миссию в Иерусалиме с 1865 по 1894 годы. Проводил раскопки видный немецкий архитектор и археолог, блестящий знаток Иерусалимских древностей Конрад Шик (1822-1901).

Остатки городской внешней и внутренней стены, обнаруженные археологами, Конрад Шик отнёс ко времени Ирода Великого, ввиду массивности и грандиозности найденных остатков и наличии элимов (выступов) в стене в два локтя ширины каждый. Найденные остатки стены древнееврейской эпохи находились на живом грунте скалы, т.е. в своём первоначальном, нетронутом виде, образуя при этом целый хорошо сохранившийся угол. Арку с двумя колоннами сообщество археологов датировало началом II века, т. е. временем Римского императора Адриана (117-138 гг.), а остатки церкви, построенной Святой царицей Еленой, определили началом IV века. Но самым главным достижением было то, что Шик определил форму ворот в стене. Это сразу вошло в систему христианских святынь Иерусалима, как «порог Судных врат», через которые Иисус Христос покинул город, следуя к Голгофе.

Судными эти Врата назывались потому, что перед ними приговоренному в последний раз зачитывался приговор; после этого он уже не подлежал обжалованию. Таким образом, был найден еще один подлинный камень, по которому ступала нога Христа, непосредственно перед восшествием на Голгофу.

Вблизи порога Судных Врат был найден участок стены с узким, расширяющимся кверху отверстием, достаточным, чтобы человек мог пройти, согнувшись. Этот проход использовался для прохода в город в ночное время, когда городские ворота запирались. Из-за своей формы эта калитка носила название «игольное ушко», она упоминается Спасителем в известной притче: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». (Лук.18:25)

На месте «русских раскопок» в 1891 году было выстроено Александровское Подворье. Устроение церкви на подворье требовало согласия Иерусалимского Патриархата, католического духовенства и турецкого правительства. Оттоманский Паша вообще запрещал какое-либо строительство на подвластных ему территориях, католики стояли на страже своих интересов, а Иерусалимская церковь заявила свой протест официально, опасаясь того, что русская церковь будет находиться рядом с главной святыней христианства – Храмом Воскресения Христова. Одним из условий Иерусалимского Патриарха о принадлежности церкви было категорическое заявление о том, что церковь должна принадлежать царской фамилии, а не Палестинскому Обществу, в доме которого она будет находиться.

Особый такт, осторожность и тонкие дипломатические ходы архимандрита Антонина Капустина и всего дипломатического русского представительства на Востоке сделали своё дело – церковь на подворье с приютом для паломников общей площадью 1433 квадратных метра была освящена 22 мая 1896 года в честь Святого Благоверного князя Александра Невского.

Под одной крышей оказались храм, «порог Судных врат» и археологические древности. Фрагменты сохранившегося Священного «порога Судных врат» с мостовой закрыли стеклянной витриной и обнесли с трёх сторон чугунной ажурной решёткой, за которой возвышается ныне высокий камень с Голгофы, выкупленный у греков за огромные деньги.

Самое большое помещение подворья занимает храм во имя святого благоверного Великого Князя Александра Невского с деревянным резным двухрядным иконостасом, ведущим свою историю ещё с византийских времён. Высота литургического зала 10 метров, длина 22 метра. В центре церковного зала перед иконостасом стоит каменный престол, который учёные и археологи относят к придельному храму базилики царя Константина, возведённого им в IV веке.

На первом этаже Подворья сразу же при входе расположена Приёмная комната или как называют её «Царская», хотя ни император Александр III, ни Николай II никогда здесь не бывали. Вероятно, название родилось из-за царских портретов и предметов убранства интерьера этого зала, занимавшего угловое помещение здания.