Отдельные школы зарубежной библейской археологии.

Время между двумя мировыми войнами можно считать периодом оформления особых школ библейской археологии - европейской, американской и израильской. Для европейской школы библейской археологии чрезвычайно важными и результативными были работы британских археологов, в том числе Кетлин Кеньон, раскапывавшей легендарный Иерихон и Иерусалим. Раскопки Кеньон в Иерусалиме, которые велись с 1961 по 1967 годы на холме Офел, были переворотом в исследовании Святого Города: ею было определено местонахождение Иевуса, а также найдена городская стена времени Давида. Существенное участие приняли британские ученые и в изучении рукописей Мертвого моря, выдвинув немало оригинальных теорий, некоторые из которых, сообразно печально известному "панвавилонизму", оппоненты называли "панкумранизмом". Важным было участие британских ученых в дебатах о судьбах библейской археологии, и о ее соотношении со светской археологией Ближнего Востока. 1960-1980-е годы стали временем оживления интереса к вопросам библейской археологии и в остальных европейских странах, однако здесь уже четко прошло размежевание между светскими исследователями древнего Востока и теологами. Среди них следует особо отметить итальянцев, прославившихся в послевоенное время раскопками не только знаменитой Эблы, но и других памятников библейского ареала - например, Иерихона. Чрезвычайно разносторонним ученым, принадлежавшим к европейской школе библейской археологии, был Ролан де Во, французский монах, проживший большую часть своей жизни во Святой Земле и посвятивший эту жизнь археологическому подтверждению Священного Писания. Как исследователь он был чрезвычайно многогранен: раскапывал Иерусалим и многие другие поселения в Святой Земле, был в числе первых ученых - кумрановедов, как администратор занимался организацией систематических археологических исследований Палестины, кроме множества публикаций в периодических изданиях, в 1971-73 годах выпустил двухтомник Histoire ancienne d'Israel, где подвел итог многолетним археологическим трудам, принимал деятельное участие в развернувшихся в 1970-80-х годах бурных дебатах о будущем библейской археологии, как самостоятельной науки.

К американской школе принадлежат библейские археологи всей Северной Америки, не только США, но и Канады. Сформировалась эта школа в начале XX века под сильным влиянием американского протестантизма, и в начале своей деятельности главной целью полагала собирание археологических сведений, подтверждающих Библию. Несмотря на существование в США светских археологии и востоковедения, созданные в 1900 году американские школы Восточных исследований (ASOR) деятельность свою начинали в русле библеистики. После Второй Мировой войны одним из главных направлений в американской библейской археологии стало исследование рукописей Мертвого моря. Из наиболее известных американских кумрановедов следует назвать М. Берроуза и Ф.М. Кросса-старшего. Особое внимание библейские археологи из США уделяли теме, столь долго разрабатывавшейся В.Ф. Олбрайтом - археологическому подтверждению завоевания Святой Земли израильтянами во времена Иисуса Навина и Судей, а также подтверждению этих событий археологическими памятниками других стран Древнего Востока.

Израильская археология как таковая стала формироваться в 20-х - 30-х годах XX века, когда во Святую Землю стали приезжать из разных стран Европы исследователи - евреи, желавшие не просто собрать материал о далеком прошлом своего народа, но и обосновать его права на эту землю. Кроме Храмовой Горы в Иерусалиме исследовались остатки древних стен, Город Давида и Соломона, памятники римского периода, городские кварталы, возникшие незадолго до плена вавилонского.