Глэд Джон

Евгеника двадцать первого века Будущая эволюция человека

Глэд Джон

ББК 60.5 Г 55 John Glad, Ph.D. Future Human Evolution

Тестирование умственных способностей

Роберт Грэйвс, «Strong Beer» С тех пор кактестирование на IQ было впервые введено в начале двадцатого века,… В какой легковой машине использовался двигатель Найта: в автомобиле Пакард, Лозье, Стирнс или Пирс-Эро?

Фактор общих способностей

Псалтырь, 38, 5 Существует ли единый интеллект, или общее умственное развитие («G-фактор»),… Сторонники теории единого интеллекта, начиная с Чарльза Спирмана в начале двадцатого века, указывали на положительное…

Снижение IQ

И сойти бесславно в немоту могилы... Сэр Уильям Джонс, «An Ode: In Imitation ofAlcaeus» Как защищать интересы еще не рожденных поколений? Это невероятно трудная задача в мире, где очень многие люди…

Наследственные заболевания

В этой книге рассмотрены некоторые философские вопросы, касающиеся ценностей и целей человеческой цивилизации. Нас интересует путь, по которому… Книга эта была задумана отнюдь не с целью принять участие в дискуссии о… Успехи медицины таковы, что естественный отбор свелся почти к нулю; уже 98% американцев доживают по меньшей мере до 25…

Научный метод

Генетический отбор заведомо подразумевает генетическое разнообразие; в противном случае отбирать было бы не из чего. Наследственность как свойство… Интенсивно изучался характер наследования экономической продуктивности… Наследуемость показателей роста среди белых европейцев и жителей Северной Америки составила 0,9 38. На материале…

Картирование генома человека

Есть внутренности жертв, чтоб о войне гадать, Рабы, чтобы молчать, и камни, чтобы строить! Осип Мандельштам, «Природа — тот же Рим...»

Необходимые условия жизни

Первое послание апостола Павла к Коринфянам, 13, 9. Сторонники евгеники требуют рассматривать научную селекцию в рамках нашего… 1) запас природных ресурсов;

Альтруизм

Сожженные, как жертва, вы — невидимки... Д.Г.Лоуренс, «Запах ирисов» По Дарвину, естественный отбор оказывает предпочтение такому поведению, которое способствует выживаемости.…

Политика: манипулирование под маской демократии

Сенатор Бойс Пенроз, 1896 В политике важны две вещи. Первая — это деньги, а вторую я не помню... Сенатор Марк Ханна, 1896

Социальная помощь и рождаемость

Сара Колридж, «The Child» Не являются ли цели государства всеобщего благосостояния по самой их сути… Низший слой общества... как утверждают, менее одаренный генетически... не должен иметь слишком легкий доступ к…

Преступность и IQ

О, кровь, рожденная отцовской кровью, Текущая по зараженным венам! Пролей тебя на земляную скверну, — Ты смыла бы любое преступленье... Перси Биш Шелли, «The Cenci» Наследственность соучаствует буквально во всем поведении человека, включая алкоголизм, курение, различные фобии и…

Миграция

Так как глобальный фонд талантов не убавляется и не прибавляется от того, что кто-то переезжает из страны А в страну Б, миграция представляет собой… ом.: McNeill, 1984. 78

Германия

84 нацист»^. Невозможно говорить о евгенике, игнорируя историю этого движения в… С конца девятнадцатого столетия господствующие классы немецкого, и не только немецкого, общества ссылались на…

Д. Глэд

Правые и левые

Александр Галич Хотя связь между социальным дарвинизмом и laissez-faire капитализмом,… 114 Lenin, 1914.

Евреи

Евреи играли количественно скромную, но весьма заметную роль в раннем евгеническом движении. В 1916 году раввин Макс Рейхлер опубликовал статью «Еврейская евгеника», где пытался показать, что религиозные обычаи евреев по сути своей соответствуют духу евгеники. Спустя полтора десятка лет Элсуорт Хантингтон в своей книге «Дети завтрашнего дня», опубликованной под эгидой Американского общества евге-ников, повторил аргументы Рейхлера, восхваляя евреев как уникальный народ и объясняя их достижения неуклонным соблюдением принципов еврейского религиозного закона. Иудаизм, по его мнению, смыкается с положениями евгеники123.

123 Huntington, 31.

История и политика евгеники

В Веймарской республике многие евреи-социалисты выступали в защиту евгеники на страницах социалистической газеты «Vorwarts»124. Свято верили в евгенику бургомистр Мюнхена Макс Левин и видный член Германской социалистической партии Юлиус Мозес. Список выдающихся немецко-еврейских евгеников включает генетиков Рихарда Голдсмита, Генриха Пол-ля и Курта Штерна, статистика Вильгельма Вайнберга (соавтора закона Харди—Вайнберга), математика Феликса Бернштейна, физиков Альфреда Блашко, Бенно Чайеса, Магнуса Гиршфильда, Георга Ловенштейна, Макса Маркузе, Макса Гирша и Альберта Молля125. Немецкая «Лига усовершенствования людей и изучения наследственности» подверглась нападкам со стороны нацистского издателя Юлиуса Ф.Леманна за якобы подрывную деятельность берлинских евреев126. Ловен-штейн стал участником подпольного сопротивления национал-социалистическому режиму, Чайес, Голдсмит, Гиршфильд, Полль эмигрировали.

Когда в 1910 году в Америке умер революционный анархист, издатель «Американского бюллетеня евгеники» Мозес Гарман, издание «Бюллетеня» взял на себя журнал Эммы Гольдман «Мать Земля». В 1933 году евге-ник, профессор зоологии Калифорнийского университета Сэмюэл Джексон Холмс, отмечая значительное число евреев в евгеническом движении, с похвалой отзывался о «врожденном уме» евреев и осуждал расовые

124 Schwartz, 1995, 16, 33.

125 Information provided by Benoit Massin to Peter Weingart; quoted in Weingart, 2000, 208-209. Also from WWW site of Кгбпег/Toellner/ Weisemann, 1990.

126 Weingart/Kroll/Bayertz, 1988, 251.

112

предрассудки, заставляющие многих еврейских интеллектуалов с особой настороженностью относиться к неэгалитаристским воззрениям'27. В 1935 году раввин Луис Манн даже входил в совет директоров Американского евгенического общества.

Одним из самых выдающихся евгеников был американец Герман Маллер, еврей по материнской линии, получивший Нобелевскую премию по медицине в 1946 году за свою работу по генетическим мутационным уровням. Коммунист Маллер с 1933-го по 1937 год был ведущим генетиком в Московском университете и написал письмо Сталину с предложением принять евгенику в качестве официальной политической доктрины СССР. Это был канун Большого террора. Сталин отверг предложение Маллера, после чего Маллер благоразумно уехал в Шотландию. Позже он вернулся в Соединенные Штаты. Евгенический трактат Маллера «Из мрака» появился в США в годы, когда автор проживал в Москве. Перед своим приездом в Советский Союз Маллер провел год в Германии и покинул ее, возмущенный расистскими идеями и политикой нацистов.

При британском мандате в Палестине еврейские врачи энергично проводили программу евгеники. Д-р Иосиф Мейр, в чью честь названа больница в г. Кфар Сава, писал в 1934-м:

Кто имеет право рожать детей? Правильный ответ на этот вопрос следует поискать в среде евгеников... Разве мы не обязаны делать все, что в наших силах, чтобы дети рождались здоровыми и

127 Holmes, 1933, 122-123.

История и политика евгеники

духом, и телом? Для нас, евреев, евгеника вообще, и, в частности, передача наследственных заболеваний, еще важнее, чем для других стран 128.

Одна исследовательница в Университете им. Бен-Гу-риона, работающая над темой «сионисты-евгеники», обнаружила картотеку редакторов, подготовивших сборник статей Мейра, появившийся в Израиле в середине 1950-х годов. Там она нашла карточку, где его статья описывалась как «проблематичная и опасная» и где от руки было написано, что «после нацистской евгеники опасно печатать такую статью»129. И в самом деле информация о еврейской поддержке евгеники в Палестине до 1948 года жестко подавлялась на протяжении многих лет130.

Под влиянием идей Герцла, д-р Макс Нордау, сын ортодоксального еврея, загорелся идеями сионизма и занял видное место в сионистском движении. При этом он энергично пропагандировал евгенику, и его взгляды стали настолько популярными, что в США даже были основаны клубы, носящие его имя.

Д-Артур Руппин, директор Палестинского отдела Всемирной сионистской организации, писал в своей книге «Социология евреев», что «ради сохранения чистоты нашей расы такие евреи (показывающие признаки генетических заболеваний — ДГ) должны воздерживаться от деторождения»131.

128 Traubmann, 2004.

129 Traubmann, 2004.

130 Traubmann, 2004.

131 Weiss, Meira, 2002, 2.

5 Д. Глэд

114

В настоящее время в государстве Израиль многие евгенические процедуры приняты без особых политических разногласий. Согласно Мейре Вайс из иерусалимского Еврейского университета,

в Израиле сионистская евгеника перешла в селективную дородовую политику с применением новейшей генетической технологии |32.

Так называемых клиник репродуктивного здоровья (генетическая забота о потомстве) в Израиле приходится на душу населения больше, чем в любой другой стране мира (вчетверо больше, чем в США). Государство оплачивает аборты, если плод физически и/или (предположительно) умственно неполноценен133.

В случаях некроспермии (нежизнеспособности сперматозоидов) мужа применяется искусственное осеменение спермой донора, причем донор обязан представить подробную анкету о состоянии здоровья, а сперма проходит тест на синдром Тея-Сакса. Беременные женщины старше 35 лет периодически подвергаются исследованию околоплодной жидкости посредством ам-ниоцентеза; при выявлении генетических дефектов производится аборт. Таким образом, правительство активно применяет принципы евгеники, хотя главная мотивировка является не только качественной, но и количественной.

Практика матерей-заместительниц легализована в Израиле с 1996 года134, причем только для замужних

132 Weiss, Meira, 2002, 32.

133 Kahn, 197.

134 Kahn, 140.

История и политика евгеники

женщин, и тоже оплачивается государством. По еврейскому религиозному закону, ребенок незамужней женщины не считается незаконнорожденным. Это позволяет сочетать еврейские правовые принципы с современной юридической практикой. Некоторые раввины отдают предпочтение искусственному оплодотворению in vitro с последующей трансплантацией зародыша как методу борьбы с бесплодием; эта практика не считается нарушением запрета на прелюбодеяние135.

Есть раввины, которые одобряют даже использование спермы мужчин-неевреев. В этом случае мастурбация, осуждаемая Библией, не слишком беспокоит раввинов также и потому, что принадлежность к еврейскому народу по закону определяется только матерью. Дети разных женщин, рожденные с помощью искусственного оплодотворения спермой одного и того же донора, могут даже вступать в брак, так как обладают «разной сущностью». Другие раввины, однако, порицают использование спермы неевреев136.

Отношение к клонированию в Израиле значительно отличается от того, как воспринимают клонирование в большинстве других стран. Хотя клонирование человека в репродуктивных целях сейчас запрещено (безопасных методик пока еще нет). Центральный совет раввинов Израиля в принципе не усматривает серьезных религиозных препятствий для репродуктивного клонирования как способа лечения бесплодия, наоборот, видит в нем преимущества перед использованием донорской спермы, что — учитывая анонимность

135 Kahn, 74.

136 Kahn, 106.

5*

116

доноров — может в конечном итоге приводить к браку между братом и сестрой137.

В 1998 году, несмотря на то что прошло более восьми десятилетий с выхода «Еврейской евгеники» Рейх-лера, Ноам Зохар, профессор философии при Университете Бар-Ила и в Израиле, решил отреагировать на брошюру Рейхлера. Отмечая, что проевгенические взгляды последнего «разделяются больше, чем в одном еврейском кругу сегодня», Зохар пишет:

Программа индивидуализированной евгеники... вступает в противоречие со взглядами, подспудно бытующими в традиционных еврейских учениях. Какая ведь разница, если здоровье потомства будет определяться не морализирующим гаданием, а данными точной генетической науки?

Если сама поставленная цель является приемлемой, применяемые средства не должны служить помехой при ее достижении — при том условии, разумеется, что новые методы не будут носить аморальный характер. Чтобы разработать еврейский ответ на новую евгенику, уже замаячившую на горизонте, необходимо будет произвести оценку конкретных средств, которые могут лечь в основу современной индивидуализированной евгеники. Я надеюсь, что я помог хотя бы частично заложить основу для изучения традиционных еврейских голосов ш.

137 Revel, 20003.

138 Zohar, 1998, 584-585.

История и политика евгеники

Подавление евгеники

Пережив невзгоды, которые обрушились на нее в конце 20-х годов139, евгеника выжила и в объятиях нацизма. В 1963 году Фонд Ciba созвал в Лондоне… Возмущенная фотографиями свирепых полицейских собак, которых полиция… Когда Артур Дженсен из Калифорнийского университета в Беркли посетил Институт в 1976 году, он и

Возможное злоупотребление генетикой

нуть, что лучше бы моя мать не ро->" жала меня. (ч Гамлет i

Эвтаназия

Если в Англии до 1830 года средняя продолжительность жизни достигалась быстрее, чем верхняя граница репродуктивного возраста150, то сегодня в… 149 Wade,2002. 150 Lynn, 1996, 35; цитирует Coleman & Salt, 1992.

Религия

Галилей, «Диалог» Есть евгеники, которые верят в Бога, евгеники-аг-ностики и евгеники-атеисты.… Тем не менее в одном решающем пункте научное исследование человеческой психики прямо противоположно религии.…

Осуществимость

И подъемный мост она забыла, Опоздала опустить для тех, У кого зеленая могила, Красное дыханье, гибкий смех. Осип Мандельштам, «Ламарк» Когда идеал оказывается недостижим, он отвергается как «утопический». Если от ныне живущих, чей альтруизм распространяется не далее чем на одно-два поколения вперед и кто по большей части…

Социальная биология и биологическое усовершенствование населения

Вопрос, каким образом можно генетически наиболее эффективно усовершенствовать население мира, затрагивает гораздо более широкий круг проблем, нежели… 138 которыми, однако, неизбежно сталкивается биолог, как только он пытается применить принципы своей специальной области…

Книг по истории Германии

В период Веймарской республики

И национал-социализма

1. Abel, Theodore. 1938, 1966. The Nazi Movement. Ather-ton Press. 2. Abel, Theodore. 1938. Why Hitler Came into Power. Prentice-Hall. 3. Arendt, Hannah. 1965. Eichmann in Jerusalem: A Report on the Banality of Evil. Viking Press.

Д. Глэд

24. Fried, Hans Ernest. 1943. The Guilt of the German Army. The Macmillan Company. 25. Fritsche, Peter. 1998. Germans Into Nazis. Harvard University Press. 26. Fritzsche, Peter. 1990. Rehearsals for Fascism: Populism and Political Mobilization in Weimar Germany. Oxford…