Деление по полу.

В мире в целом мальчиков и девочек примерно одинаково, хотя по статистике рождается, независимо от части света, на 100 родившихся девочек рождается 104 мальчика. Но где-то к 8-10 годам пропорции выравниваются. И начинается нарастание веса женского населения. Вообще женщины имеют большую продолжительность жизни, поэтому в старших возрастах они преобладают.

Есть страны, где достаточно отчетливо преобладает мужское население. Например, из-за последствий китайской политики «одна семья — один ребенок» все стараются рожать мальчиков. Да и вообще есть страны, где предпочтительнее наследник, а не наследница. В мусульманских, африканских странах предпочтение отдается наследникам — потому что наследуют только сыновья.

Многие изменения полового состава связаны с миграцией. Например, поездки за границу для зарабатывания денег — во многих странах мужское занятие, и это может приводить к чудовищному дисбалансу. Буркина-Фасо — страна, где треть мужского населения работает в соседних странах, то есть в стране постоянно отсутствует треть мужчин и женщины преобладают. А Филиппины — за территорией страны живут женщины: филлипинские бэби-ситтеры, нянечки, медсестры очень ценятся, и поэтому среди филлипинских трудовых мигрантов преобладают женщины. Страны, принимающие мигрантов — тоже изменяются.

Половая структура населения, т. е. соотношение в нем численности мужчин и женщин – важный показатель, влияющий на многие демографические процессы, в особенности на брачность, а через нее – на рождаемость и естественный прирост населения. С некоторой степенью условности можно, видимо, говорить о нормальной и нарушенной половой структуре населения.

Нормальная половая структура формируется прежде всего под влиянием половой дифференциации смертности. Уже давно установлено, что среди новорожденных на 100 девочек практически всегда приходится 104–107 мальчиков. Но это базисное соотношение с течением времени постепенно видоизменяется из-за различий в уровне смертности мужчин и женщин. Уже к брачному возрасту оно примерно выравнивается, а затем перевес женщин начинает неуклонно возрастать. Это объясняется как повышенной смертностью среди мужского населения, так и большей средней продолжительностью жизни женщин (впрочем, в ряде случаев – когда положение женщин в семье и обществе отличается особым неравноправием – смертность среди них оказывается более высокой). Если подобное нарушение в соотношении полов не очень велико, его можно считать нормальным, не таящим в себе большой угрозы для процессов воспроизводства.

Нарушенная половая структура возникает тогда, когда закономерный ход ее формирования подвергается каким-либо внешним воздействиям. Главную роль среди них играют два фактора – войны и внешние миграции. Понятно, что потери в войнах бывают особенно значительными среди мужчин. Во внешних миграциях они также всегда принимают более активное участие.

Для всего мира соотношение мужчин и женщин (если учитывать все возрасты) на протяжении последних десятилетий изменялось в направлении постепенного увеличения мужского населения. Это нашло отражение как в долевых (процентных) показателях, так и в обычно применяемом для этой цели показателе количества мужчин на 100 (или 1000) женщин. В 1950 г. в мире на 100 мужчин приходилось 99,7, а в 1960-м – 99,9 женщин. В 1970 г. их соотношение практически сравнялось, а затем перевес мужчин стал устойчивым: 101 мужчина на 100 женщин в 1980 г., 101,5 на 100 – в 1990 г.

Значительное преобладание женщин в населении стран СНГ объясняется прежде всего последствиями Первой и Второй мировых войн, а также очень существенным превышением средней продолжительности жизни женщин в большинстве из них. Примерно те же причины, хотя и в несколько сглаженной форме, повлияли на половую структуру населения зарубежной Европы. Что же касается Северной Америки как региона относительно новой колонизации и массового притока иммигрантов (преимущественно мужчин), то в течение длительного времени мужское население в ней преобладало. Но постепенно, по мере увеличения зрелости возрастного состава населения, сначала в США, а в 1970-х гг. и в Канаде наметился уже перевес женщин. Особенно это относится к старшим возрастам.

В зарубежной Азии, напротив, почти повсеместно преобладают мужчины. В какой-то мере это – результат многовекового приниженного положения женщины в семье и в обществе. Большая восприимчивость к болезням и более высокая смертность женщин были обусловлены ранними браками, частыми родами, недостаточным питанием, постоянным тяжелым трудом на работе и дома. Социальные преобразования последнего времени еще только начинают сказываться на половом составе населения.

Для стран Африки резкие колебания полового состава не характерны. В подавляющем большинстве из них численность мужчин и женщин примерно равна. В Латинской Америке, как и в Африке, численность мужчин и женщин примерно равна.

В Австралии и в Канаде, как в странах продолжающегося массового притока иммигрантов, мужчины преобладали до начала 1970-х гг. Затем наметился небольшой перевес женщин.

Большинство стран с преобладанием мужчин составляют нефтедобывающие страны Персидского залива и Бруней, отличающиеся прямо-таки экстремально большой долей мужского населения. Об этом же свидетельствуют показатели численности мужчин, приходящихся на 100 женщин, которые в Катаре, Кувейте и ОАЭ превышают 170 человек! Такая удивительная диспропорция полов объясняется массовой иммиграцией в эти страны рабочей силы, преимущественно мужской. Но, разумеется, в абсолютных показателях перевес мужчин особенно велик в странах-гигантах Китае и Индии, где на 100 женщин приходится 106 мужчин. В конце 1990-х гг. перевес мужчин над женщинами в Китае достигал 23 млн, в Индии – 36 млн, в Пакистане – 4,2 млн человек.

Страны с преобладанием женского населения отличаются еще большим территориальным единством, за исключением Венгрии все они недавно еще входили в состав бывшего СССР. Россия также входит в эту группу стран. В целом численность женщин здесь более чем на 10 млн превышает численность мужчин, причем эта диспропорция полов фактически не сглаживается: в 1989 г. на 1000 мужчин приходилось 1140 женщин, а в 2006 г. – 1158. Но за этими общими показателями скрываются очень большие возрастные различия. Статистика свидетельствует о том, что в возрасте до 35 лет преобладают мужчины, а далее начинается все возрастающее преобладание женщин, которое в группах населения в возрасте 70 лет и старше достигает трехкратной величины – прежде всего в результате значительно большей средней продолжительности жизни у женщин. В России наблюдаются и большие региональные различия в половой структуре населения. Так, перевес женщин особенно характерен для крупных и крупнейших городов, а также для сельской местности центральных районов страны.

Возрастная структура населения мира

Возраст человека – это период от его рождения до того или иного отсчитанного момента в его жизни. Поскольку на разных этапах своей жизни человек выполняет различные экономические, социальные и демографические функции, в демографии приняты различные классификации (группировки) возрастов – как более дробные, так и более генерализованные.

В отечественной демографии применяется укрупненное подразделение всех людей на три возрастные группы: детскую (0—14 лет), взрослую (15–59 лет) и пожилую (60 лет и старше). В международной демографической статистике обычно применяется градация 0—14, 15–64, 65 лет и старше. Понятно, что по мере изменения режима воспроизводства населения меняется и долевое соотношение трех указанных групп возрастов. Это можно продемонстрировать на примере данных обо всем мире, которые отражают процесс постепенного старения населения (табл. 45).

Поскольку отдельные крупные регионы современного мира, как уже было показано, находятся на разных стадиях демографического перехода и имеют неодинаковые режимы воспроизводства населения, различия в его возрастной структуре проявляются в них очень отчетливо

ВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ МИРА В КОНЦЕ 1990-х гг.

* Без стран СНГ.

При всех различиях в показателях крупных регионов мира можно выделить два типа возрастной структуры населения, соответствующие двум типам его воспроизводства.

· Первый тип, характерный для зарубежной Азии, Африки и Латинской Америки (с типичными для них высокими показателями рождаемости и смертности и пониженной средней продолжительностью жизни), отличается очень большой долей в населении детей и незначительной долей пожилых людей.

· Второй тип характерен для стран с невысокой рождаемостью, низкой смертностью и большой средней продолжительностью жизни – прежде всего для стран зарубежной Европы и Северной Америки, но в известной мере также для СНГ, Австралии и Океании. Самые характерные черты этого типа возрастной структуры населения – меньшая доля детей и высокий процент пожилых людей.

Каждый из этих типов возрастной структуры населения имеет свои преимущества и недостатки. Так, в регионах с преобладанием первого типа возрастной структуры населения огромные проблемы вызывает необходимость обучения и трудоустройства молодежи, тогда как проблема обеспечения пенсионеров не является острой. В регионах с преобладанием второго типа, напротив, все более ощущается нехватка лиц молодых возрастов, а пенсионное обеспечение давно уже стало одной из наиболее важных и сложных социальных проблем. Экономически развитые страны Запада уже тратят на пенсии 1/10 своего ВВП.

К этим показателям можно добавить показатель среднего возраста населения стран, который вычисляется как среднее арифметическое из значений возрастов всех людей. Согласно расчетам ООН, самым большим средним возрастом (указан в скобках) в 2000 г. отличались: Италия (40,2 года), Германия (39,7), Швеция (39,7), Греция (39,1), Финляндия (39,1), Бельгия (39,0), Дания (38,8), Хорватия (38,5), Болгария (38,5 года). Соответственно к странам с самым молодым средним возрастом были отнесены: Уганда (15,0 лет), Нигерия (15,8 года), Йемен (15,9), Демократическая Республика Конго (15,9), Сомали (16,0), Замбия (16,1), Ангола (16,2), Буркина-Фасо (16,2 года).

Россия также являет собой пример страны, для которой характерен второй тип возрастной структуры населения: доля детей в ее населении составляет лишь 19 %, а доля лиц старше 60 лет только с 1959 до 1999 г. увеличилась с 9 до 18 %; при этом лиц старшего возраста в сельской местности на несколько процентов больше, чем в городах.

Для графического изображения особенностей возрастной структуры населения широко применяется возрастная (возрастно-половая) пирамида. Она представляет собой двусторонне направленную диаграмму, на которой численность людей каждого возраста и пола или доля их во всем населении изображается горизонтальными полосами одинакового масштаба. Такие полосы располагаются одна над другой в порядке увеличения значений возраста, обычно от 0 до 100 лет, слева – для мужчин, справа – для женщин. Несмотря на разнообразие таких пирамид, их можно свести к трем основным типам в соответствии с тремя режимами воспроизводства населения (рис. 41).

 

 

18. Трудовые ресурсы.

Трудовые ресурсы – термин, употребляемый в экономической науке для обозначения той части населения страны, которая обладает необходимыми физическим развитием, умственными способностями и знаниями, позволяющими участвовать в общественно полезном труде. Преобладающую часть трудовых ресурсов составляет население в трудоспособном возрасте (за исключением неработающих инвалидов и «льготных» пенсионеров). Но к ним относят и тех лиц старше и моложе трудоспособного возраста, которые также участвуют в общественном производстве, т. е. работающих пенсионеров и подростков до 16 лет.

Другое важное понятие этого же плана, которое часто используют в науке, – экономически активное население (ЭАН). Оно обозначает не всех людей трудоспособного возраста, а лишь тех, кто действительно участвует в общественном производстве или хочет в нем участвовать. Это означает, что к ЭАН не относятся лица, занятые в своем домашнем или подсобном хозяйстве, а также учащиеся, достигшие трудоспособного возраста, но продолжающие учебу в школе или в очном вузе. С другой стороны, безработных, получающих пособие по безработице и ищущих работу, также относят к категории экономически активных людей. Численность ЭАН обычно несколько меньше численности трудовых ресурсов.

В международной статистике широко применяются оба эти показателя, очень важные для развития как мировой, так и национальных экономик.

Трудовые ресурсы мира в 1990 г. оценивали в 3,2 млрд человек, т. е. они составляли 61 % всего тогдашнего населения Земли (среди мужчин – 62 % и среди женщин – 60 %). Экономически активное население в том же году составило 2360 млн человек, или 45 % всего мирового населения (мужчин – 57 %, женщин – 33 %). К 1995 г. оно увеличилось до 2,7 млрд (доля женщин составляла в нем 40 %), а в 2000 г. превысило 3 млрд человек. Такой быстрый рост численности экономически активного населения явился прямым следствием демографического взрыва в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Но при этом нужно учитывать, что и численность полностью безработных в середине 1990-х гг. приблизилась к 100 млн человек, а частично безработных достигла, как минимум, 300 млн человек.

Различия между трудовыми ресурсами отдельных стран, зависящие от того или иного режима воспроизводства населения, уровня социально-экономического развития и некоторых других факторов, могут быть очень большими.

Прежде всего это относится к абсолютным показателям занятости. Среди развивающихся стран, как и можно было ожидать, в этом отношении лидируют Китай (примерно 750 млн человек), Индия (примерно 400 млн), Индонезия (90 млн), Бразилия (70 млн) и Бангладеш (60 млн человек). Из экономически развитых стран в первую пятерку по абсолютным показателям занятости попадают США (более 140 млн человек), Япония (85 млн), Россия (67 млн), Германия (38 млн) и Великобритания (27 млн человек).

Не менее интересны и важны и относительные показатели. Несмотря на то, что на этом рисунке страны представлены выборочно, все-таки одну общую закономерность можно проследить достаточно отчетливо. Она заключается в том, что в развивающихся странах доля лиц, относящихся к категории экономически активного населения, как правило, заметно меньше, чем в экономически развитых. Это объясняется в первую очередь гораздо меньшей занятостью женщин в работе по найму, что в особенности характерно для арабо-мусульманских стран. К Алжиру и Египту можно добавить Саудовскую Аравию, Оман, ОАЭ, где женщины составляют лишь 15 % всех занятых. В большинстве экономически развитых стран и в Китае доля женщин в экономически активном населении колеблется около 50 %, иногда достигая и 55 %. Следует заметить, что в развитых странах мира наибольший рост активности участия женщин в общественном производстве происходит в возрастной группе 20–24 года, но затем начинается постепенное уменьшение их доли. Это объясняется появлением у женщин семейных обязанностей, прежде всего по воспитанию детей.

Прогнозы рынка рабочей силы в экономически развитых странах на 2000–2015 гг. свидетельствуют о том, что под влиянием замедленного роста трудоспособного населения, увеличения в структуре ЭАН доли старших возрастов и других факторов проблема трудовых ресурсов в целом станет более острой. Прирост трудоспособного населения в странах– членах Организации экономического сотрудничества и развития фактически прекратится, а в странах Западной Европы (в первую очередь в Германии и Италии) он даже уменьшится. Будет происходить также увеличение среднего возраста работников.

Численность трудовых ресурсов России во второй половине 1990-х гг. колебалась в пределах от 80 млн до 85 млн человек, в том числе экономически активное население в 1999 г. составило 70,3 млн человек (36,8 млн мужчин и 33,5 млн женщин), а безработные – 8,9 млн человек. Следовательно, в экономике было занято 61,4 млн человек (87,3°%) при примерно одинаковой доле мужчин и женщин. В 1990-е гг. численность трудовых ресурсов России имела тенденцию к сокращению, что непосредственно связано с общей убылью населения и изменениями в его возрастной структуре. Еще быстрее происходило сокращение занятых в экономике. При этом коэффициент демографической нагрузки (число лиц дотрудового и послетрудового возраста, приходящихся на 1000 лиц трудоспособного возраста) составил в 1999 г. 711. В 2006 г. экономически активное население увеличилось до 74,2 млн человек, а занятые в экономике – до 69,2 млн человек.

 

19. Качество населения.

Наряду с количественными оценками населения мира, которые были приведены выше, в последнее время все шире начинают использовать новое понятие – о его качестве. Демографы считают качество населения узловой категорией теории народонаселения, отражающей интегральную совокупность его свойств. Неудивительно, что о качестве населения стали писать и географы.

Как всякое новое понятие, понятие о качестве населения пока, что называется, не отстоялось. Еще нет четкого и общепринятого его определения, полной ясности в трактовке его структуры, составных частей. Тем не менее не будет ошибкой утверждать, что тремя главными, агрегированными частями этого понятия служат:

1) здоровье населения;

2) образовательный уровень населения;

3) квалификационный и профессиональный уровень населения.

В последнее время, по крайней мере в экономически развитых странах мира, здоровье ставят на первое место среди всех показателей, характеризующих качество населения. Именно его считают основой полноценной жизни и деятельности каждого человека, да и всего общества. Именно с ним связывают надежду на выход из демографического кризиса. В отличие от развитых стран в большинстве развивающихся государств такой смены приоритетов пока еще не произошло, поэтому основные показатели, характеризующие здоровье населения, различаются в этих группах стран особенно сильно.

Во-первых, это относится к затратам на здравоохранение. В США, ФРГ, Швейцарии они превышают 10 % ВВП, во Франции, в Нидерландах, Чехии, Канаде, Австралии приближаются к 10 %, тогда как в странах Тропической Африки такие затраты обычно находятся на уровне 2–3 %, а в Судане, например, составляют всего 0,3 % ВВП.

Во-вторых, это доступ к медицинскому обслуживанию. В развитых странах им обычно пользуется все население, а в развивающихся зачастую меньшая его часть (например, в Чаде – 1/4). Конкретизируя этот немного аморфный показатель, можно привести точные цифровые данные о развитии систем здравоохранения, причем по принципу антиподности (табл. 48).

Данные таблицы 48 демонстрируют очень большие различия между экономически развитыми странами (среди которых преобладают страны, ранее входившие в состав СССР) и развивающимися странами Африки и Азии.

Одним из важнейших критериев оценки здоровья населения служат показатели смертности, о которых уже говорилось. Однако демографическая статистика, в том числе и международная, особое внимание обращает не только на коэффициент смертности, как таковой, но и на коэффициент младенческой смертности, который в еще большей мере отражает здоровье нации. Под этим термином понимают смертность детей на первом году их жизни (0– 12 месяцев).

При всей важности приведенных выше сведений все-таки самым обобщающим, интегральным показателем состояния здоровья населения считается средняя ожидаемая продолжительность жизни.

средняя продолжительность жизни

Продолжительность жизни – одна из важнейших демографических категорий, представляющая собой как бы обобщающую характеристику смертности людей. При ее определении обычно пользуются термином «средняя продолжительность жизни», хотя с научной точки зрения правильнее говорить об ожидаемой продолжительности предстоящей жизни при рождении. Под этим понимают число лет, которое в среднем предстояло бы прожить человеку из поколения родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения повозрастная смертность останется на уровне того года, для которого вычислен показатель.

Ученые считают, что средняя видовая продолжительность человеческой жизни составляет 110–115 и даже 120–140 лет. Однако в действительности – в результате воздействия многих биологических и социально-экономических факторов – она значительно меньше, хотя и имеет тенденцию к увеличению.

Существует много подтверждений того, что в Древнем Риме и в Древней Греции средняя продолжительность жизни составляла всего 25 лет. В средние века она увеличилась примерно до 30 лет. В России на рубеже XIX–XX вв. она выросла до 32 лет. Конечно, это усредненные показатели, которые вовсе не исключают долгожительства и в те времена.

Тенденция к повышению хорошо прослеживается в общемировых показателях. Однако нельзя не видеть и того, что за этим повышением стоят главным образом развивающиеся страны с молодым населением, тогда как в экономически развитых странах с низким, а то и с отрицательным естественным приростом и общим постарением населения показатель средней продолжительности жизни, уже достигший высокого уровня, начинает постепенно снижаться.

Обращает на себя внимание и большое различие в ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин. Это различие имеет всеобщий характер и основано на некоторых особенностях мужского и женского организмов, но к этому добавляется и влияние социально-экономических факторов (о повышенной смертности среди мужчин и ее причинах уже говорилось выше). Анализ демографической статистики свидетельствует о том, что женщины по этому важнейшему показателю все больше «обгоняют» мужчин.

Анализ таблицы 51 приводит к нескольким интересным выводам. Во-первых, за исключением Кубы, в ней представлены только экономически развитые страны. Во-вторых, за исключением Японии, Австралии, Новой Зеландии, Израиля, Кипра и Сингапура, – только страны Западной Европы и Северной Америки. В-третьих, наиболее высокий рейтинг по показателю ожидаемой средней продолжительности жизни для всего населения, для мужчин и для женщин имеет Япония. В-четвертых, в подавляющем большинстве вошедших в таблицу стран показатель средней продолжительности жизни для мужчин уже превышает 75 лет, а для женщин – 80 лет. В-пятых, перевес женщин над мужчинами в этом отношении особенно велик (от 5,5 до 7 лет) в европейских странах – Германии, Италии, Бельгии, Швейцарии, а также в США и Японии. В Финляндии, Испании и Австралии он превышает 7, а во Франции – 8 лет. В каждом случае такие различия нуждаются в специальном объяснении, но одна общая причина лежит, что называется, на поверхности – это сказывающиеся еще демографические последствия Второй мировой войны.

Россия по показателю средней продолжительности жизни занимает в мире несколько особое место. До середины 1960-х гг. в стране наблюдался устойчивый рост этого показателя. Затем он сменился снижением его у мужчин и стагнацией у женщин. К началу 1980-х гг. продолжительность жизни снизилась до 61,5 года у мужчин и 73 лет у женщин. Во второй половине 1980-х гг., с началом перестройки и антиалкогольной кампании, она снова стала было расти, но в 1990-х гг., по мере нарастания кризисных явлений, роста смертности и ухудшения состояния окружающей среды произошел новый спад. Средняя продолжительность предстоящей жизни в России (65 лет) продолжает оставаться более низкой, чем во всех (за пределами СНГ) экономически развитых странах мира, да и во многих развивающихся странах. Во всяком случае, согласно опубликованным в 2000 г. официальным данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), по этому показателю она занимает 91-е место, находясь между Тунисом и Гондурасом.

По мнению экспертов ВОЗ, это связано с высоким уровнем потребления алкоголя и табака, которые провоцируют сердечно-сосудистые заболевания и рак. Отечественные демографы дают более детальный анализ этого явления. Они отмечают низкое качество, а подчас и просто нехватку питания, ухудшение медицинского обслуживания, недоступные цены на хорошие лекарства, нарастающее загрязнение окружающей среды, усиление нервно-психических нагрузок, травматизм на производстве, рост алкоголизма и наркомании. В странах Запада мужчины, достигнув пенсионного возраста, который там выше, чем в России, имеют шанс прожить еще 10–15 лет, в России же даже при низком пенсионном возрасте многие мужчины умирают, так и не дожив до пенсии.

С этим связана еще одна особенность России – огромный разрыв показателя ожидаемой продолжительности жизни для мужчин (59 лет) и для женщин (72,4 года). Действительно, такого огромного разрыва (более 13 лет!) нет ни в одной другой стране мира. При этих средних показателях наблюдаются довольно существенные различия между отдельными крупными частями страны.

Качество населения: образование и квалификация

Важными составными частями, характеризующими качество населения, служат также сведения о его образовательном уровне и квалификации трудовых ресурсов.

Согласно данным ЮНЕСКО, в 1950 г. доля элементарно неграмотных среди взрослого населения мира (старше 15 лет) составляла 44 %. К 1990 г. уровень неграмотности снизился до 26,9 %, к 2000 г. – до 20,6 %.

РАСЧЕТНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ НЕГРАМОТНОГО НАСЕЛЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ 15 ЛЕТ И СТАРШЕ

В последнее время статистика ООН публикует лишь выборочные сведения о неграмотности в развитых странах. По ним можно судить о том, что в Европе, например, несколько большей долей неграмотных на общем почти нулевом фоне выделяются страны южной ее части – Испания, Греция и в особенности Португалия (8 % у мужчин и 16 % у женщин).

Что же касается развивающихся стран, то, как вытекает из данных таблицы 53, по абсолютной численности неграмотных в 1980 г. выделялись Южная и Восточная Азия благодаря прежде всего Индии (251 млн человек), Китаю (219 млн), а также Пакистану (43 млн), Бангладеш (42 млн), Индонезии (27 млн человек). Нетрудно подсчитать, что более половины всех неграмотных в мире тогда приходилось на две, правда самые многонаселенные, страны – Индию и Китай. За этими двумя регионами следовала Африка к югу от Сахары.

Генеральная Ассамблея ООН по инициативе ЮНЕСКО провозгласила 1990 год Международным годом грамотности. Итоги его затем были рассмотрены органами ООН, которые приняли соответствующие решения о мерах по дальнейшему преодолению и предупреждению неграмотности в ее различных формах и по внедрению образования для всех. К 2000 г. было намечено сократить численность неграмотных до 22 % и обеспечить охват начальным образованием всех детей. Хотя в полной мере осуществить эти планы неудалось, однако некоторые перемены к лучшему произошли.

 

Наконец, качество населения (трудовых ресурсов) характеризуется также квалификацией рабочей силы, как ведущего компонента производительных сил. В свою очередь, такая квалификация зависит от уровня образования, наличия трудовых навыков, степени вовлеченности в производство и т. д. Все это, вместе взятое, формирует так называемый благоприятный деловой климат, который в большинстве случаев влияет не только на развитие, но и на размещение производства.

Особенно большое значение квалификация трудовых ресурсов приобрела на современном этапе НТР, когда рабочая сила, обладающая новаторским потенциалом, становится даже более важным фактором развития, чем передовые технологии. Это непосредственно связано со все большей интеллектуализацией труда, характерной для постиндустриального общества. Говорят даже о революции в трудовых ресурсах, начавшейся в конце XX в. Считается, что для повышения конкурентоспособности работника он должен пройти три последовательные стадии:

1) общее школьное образование;

2) получение профессионального образования, обучение в аспирантуре;

3) реализацию полученных знаний в сфере трудовой деятельности при совмещении ее с дальнейшим образованием и самообразованием.

Россия была и остается одной из самых образованных стран мира. И ныне она сохраняет достаточно высокий образовательный уровень: почти 1/3 всех занятых в ее народном хозяйстве имеет высшее и среднее специальное образование. В России более 7 млн студентов. Однако социально-экономический кризис 1990-х гг., остаточный принцип финансирования образования, рост безработицы не могли не сказаться на количестве и качестве трудовых ресурсов.

 

 

20. Этнический, лингвистический и конфессиональный состав населения мира.

Изучением этнического (национального) состава населения занимается наука, называемая этнологией (от греч. ethnos – племя, народ), или этнографией. Сформировавшаяся как самостоятельная ветвь науки еще во второй половине XIX в., этнология и ныне сохраняет тесную связь с географией, историей, социологией, антропологией и другими науками.

Основное понятие этнологии – понятие об этносе. Этносом называется сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающих, как правило, единым языком, некоторыми общими особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием, т. е. сознанием своего единства, в отличие от других подобных этнических образований. Некоторые ученые считают, что ни один из перечисленных признаков этноса не является определяющим: в одних случаях главную роль играет территория, в других – язык, в третьих – особенности культуры и т. д. (В самом деле, например, немцы и австрийцы, англичане и австралийцы, португальцы и бразильцы говорят на одном языке, но относятся к разным этносам, а швейцарцы, напротив, говорят на четырех языках, а образуют один этнос.) Другие полагают, что все же определяющим признаком следует считать этническое самосознание, которое к тому же обычно закрепляется в определенном самоназвании (этнониме), например, «русские», «немцы», «китайцы» и др.

Теория возникновения и развития этносов получила наименование теории этногенеза. До недавнего времени в отечественной науке господствовало деление народов (этносов) на три стадиальных типа: племя, народность и нация. При этом исходили из того, что племена и союзы племен – как общности людей – исторически соответствовали первобытно-общинному строю. Народности обычно связывали с рабовладельческим и феодальным строем, а нации как высшую форму этнической общности – с развитием капиталистических, а затем и социалистических отношений (отсюда и деление наций на буржуазные и социалистические). В последнее время в связи с переоценкой прежнего формационного подхода, в основе которого лежало учение об исторической преемственности общественно-экономических формаций, и со все большей ориентацией на современный цивилизационный подход, многие прежние положения теории этногенеза стали пересматриваться, а в научной терминологии – в качестве обобщающего – все шире начало применяться понятие «этнос».

В связи с теорией этногенеза нельзя не упомянуть и об одном принципиальном споре, который уже давно ведут отечественные ученые. Большинство из них придерживается взгляда на этнос как на историко-социальное, историко-экономическое явление. Другие исходят из того, что этнос нужно считать своего рода био-гео-историческим феноменом.

Эту точку зрения в книге «Этногенез и биосфера Земли» и других своих работах отстаивал географ, историк и этнограф Л. Н. Гумилев. Он считал этногенез процессом прежде всего биологическим, биосферным, связанным с пассионарностью человека, т. е. с его способностью к сверхнапряжению сил для достижения великой цели. При этом условием для возникновения пассионарных толчков, влияющих на образование и развитие этноса, является не солнечная активность, а особое состояние Вселенной, от которой этносы получают энергетические импульсы. По Гумилеву, процесс существования этноса – от его возникновения до распада – продолжается 1200–1500 лет. За это время он проходит фазы подъема, затем надлома, обскурации (от лат. obscurous – затемненный, в смысле реакционный) и, наконец, реликтовую. При достижении высшей фазы возникают и наиболее крупные этнические образования – суперэтносы. Л. Н. Гумилев считал, что Россия вступила в фазу подъема в XIII в., а в XIX в. перешла в фазу надлома, которая в XX в. находилась в своей заключительной стадии.

После знакомства с понятием об этносе можно перейти к рассмотрению этнического состава (структуры) населения мира, т. е. распределения его по принципу этнической (национальной) принадлежности.
Не менее интересен и важен также вопрос о национальном составе населения отдельных стран мира. В соответствии с его особенностями можно выделить пять типов государств:

1) однонациональные;

2) с резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных национальных меньшинств;

3) двунациональные;

4) с более сложным национальным составом, но относительно однородным в этническом отношении;

5) многонациональные, со сложным и разнородным в этническом отношении составом.

Первый тип государств достаточно широко представлен в мире. Например, в зарубежной Европе около половины всех стран – практически однонациональные. Это Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, ФРГ, Польша, Австрия, Чехия, Словения, Италия, Португалия. В зарубежной Азии таких стран значительно меньше: Япония, Бангладеш, Саудовская Аравия, некоторые небольшие страны. Еще меньше их в Африке (Египет, Ливия, Сомали, Мадагаскар). А в Латинской Америке почти все государства однонациональные, поскольку индейцы, мулаты, метисы считаются частями единых наций.

Страны второго типа также встречаются довольно часто. В зарубежной Европе это Великобритания, Франция, Испания, Румыния, страны Балтии. В зарубежной Азии – Китай, Монголия, Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, Мьянма, Шри-Ланка, Ирак, Сирия, Турция. В Африке – Алжир, Марокко, Мавритания, Зимбабве, Ботсвана. В Северной Америке – США, в Океании – Австралийский Союз и Новая Зеландия.

Третий тип стран встречается значительно реже. Примерами его могут служить Бельгия, Канада.

Страны четвертого типа, с довольно сложным, хотя этнически однородным составом чаще всего встречаются в Азии, Центральной, Восточной и Южной Африке. Есть они и в Латинской Америке.

Наиболее характерные страны пятого типа – Индия и Россия. К этому типу можно отнести также Индонезию, Филиппины, многие страны Западной и Южной Африки.

Известно, что в последнее время в странах с более сложным национальным составом заметно обострились межэтнические противоречия.

Этнический состав населения отдельных стран не остается неизменным. Процесс консолидации проявляется в слиянии близких по языку и культуре этносов (или их частей), которые в результате превращаются в более крупную этническую общность. Этот процесс характерен, например, для Тропической Африки; происходил он и в бывшем СССР. Сущность ассимиляции заключается в том, что отдельные части какого-либо этноса или даже целый народ, живя в среде другого народа, в результате длительного общения усваивает его культуру, воспринимает его язык и перестает считать себя принадлежащим к прежней этнической общности. Одним из важных факторов такой ассимиляции служат смешанные в национальном отношении браки. Ассимиляция более характерна для экономически развитых стран с давно сложившимися нациями, где эти нации ассимилируют менее развитые национальные группы людей. А под межэтнической интеграцией понимают сближение различных этносов без слияния их в единое целое. Она происходит и в развитых, и в развивающихся странах. Можно добавить, что консолидация приводит к укрупнению этносов, а ассимиляция – к сокращению национальных меньшинств.

Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют более 190 народов и народностей. Согласно переписи 2002 г. русские составляют более 80 % всего населения. На втором месте по численности стоят татары (более 5 млн человек), на третьем – украинцы (свыше 4 млн), на четвертом – чуваши. Доля каждой из остальных наций в населении страны не превышала 1 %.

Этнолингвистическая классификация народов

Язык – важнейшее средство человеческого общения. Непосредственно связанный с мышлением, он служит средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением. Язык возник одновременно с развитием общества и с течением времени подвергался разного рода изменениям. Как уже было отмечено, язык служит также важным признаком любого этноса.

Языки бывают живые и мертвые (т. е. вышедшие из употребления, как, например, древнегреческий). Среди живых языков выделяют родной язык, усвоенный человеком в детстве; его называют также материнским. Часто говорят о национальном языке – главном языке той или иной нации; иногда в этом случае употребляют понятие «титульный язык». Существует также понятие об официальном (государственном) языке, который обычно совпадает с родным и национальным (русский в России, китайский в Китае, английский в англоязычных странах, арабский в странах Ближнего Востока). Но в многонациональных государствах с особенно сложным национальным составом населения (например, в Индии, ЮАР) такого совпадения может и не быть. Иногда употребляется также понятие о литературном языке той или иной нации.

Тем не менее нередки случаи, когда несколько народов говорят на одном и том же языке (так, на английском говорят англичане, американцы США, австралийцы, новозеландцы, англоканадцы; на испанском – испанцы и большая часть латиноамериканцев; на немецком – немцы, австрийцы, германошвейцарцы). Может быть и противоположный вариант, когда какая-то часть народа или даже целый народ двуязычны, т. е. пользуются в обиходной жизни двумя языками. Такое двуязычие характерно для двунациональных стран (Бельгия, Канада), для стран с более или менее значительными национальными меньшинствами (Франция) и тем более для многонациональных стран (Индия). Двуязычие характерно также для стран с массовым притоком иммигрантов.

По численности говорящих на них языки, как и народы, подразделяются на

  • крупнейшие,

· крупные,

· средние,

· небольшие

· совсем небольшие.

Естественно, что повышенный интерес вызывают прежде всего самые крупные языки, определяющие этнолингвистическую картину мира. Имеющиеся в статистике данные об этих языках довольно сильно расходятся, поскольку в одних случаях учитывают родной язык, а в других – государственный, поэтому приведенные ниже цифры надо считать в известной мере ориентировочными.

По числу говорящих первое место занимает китайский язык – более 1200 млн человек. Второе место принадлежит английскому языку, на котором почти в 60 странах мира говорят 520 млн человек. На третьем месте – крупнейшие языки Индии, хинди и урду (более 440 млн). На четвертом месте – испанский язык, который служит государственным для более чем 20 стран мира; численность говорящих на нем приближается к 400 млн. На пятом месте – русский язык, на котором говорят более 250 млн человек. На шестом месте оказывается арабский язык, родной и государственный в 25 странах мира (около 250 млн человек). Их с полным основанием можно назвать языками межнационального общения; в наибольшей степени это относится к английскому языку.

Изучение языков народов мира особенно важно потому, что именно языки обычно кладутся в основу классификации народов (этносов). Генеалогическая по своему существу, она называется этнолингвистической классификацией и исходит из принципа родства языков.

Всего языковых семей около 20. Наиболее крупная из них – индоевропейская семья, на языках которой говорят примерно 45 % всего населения мира. Ареал ее распространения также самый большой. Он охватывает Европу, Юго-Западную и Южную Азию, Северную и Южную Америку, Австралию. Наиболее многочисленная группа в составе этой семьи – индоарийская, к которой относятся языки хинди, урду, бенгальский, пенджабский и др.

Вторая по численности говорящих – китайско-тибетская (сино-тибетская) семья, языками которой пользуются 22 % всех жителей планеты

При использовании этнолингвистической классификации языков следует иметь в виду два дополнительных обстоятельства. Во-первых, то, что географические границы распространения языковых семей и групп на протяжении истории человечества неоднократно изменялись и продолжают, хотя и не так существенно, изменяться в наши дни. Во-вторых, то, что эта классификация еще далека от совершенства. Так, нет полной ясности в вопросе о том, к каким семьям следует относить некоторые даже хорошо изученные языки (японский, корейский).

Религии и их классификация

Несмотря на достижения научно-технического прогресса, развитие культуры и образования, роль религии в обществе и в быту в наши дни продолжает оставаться очень большой. Это относится и к экономически развитым странам Запада, где церковь, особенно католическая, выступает в качестве крупного банкира, землевладельца, влияет на политику, воспитание молодежи, школьное образование, многие другие сферы жизни.

В подобной ситуации особенно необходимо опираться на более или менее четкую классификацию религий. Подобная классификация исходит из подразделения всех религий на три группы:

1) мировых религий;

2) национальных и региональных религий;

3) родоплеменных религий, или культов.

Как показывает само их название, мировые религии распространены особенно широко. Они складывались на протяжении многих столетий и даже тысячелетий. Они охватывают представителей многих этносов. Они обладают особой социальной гибкостью, т. е. способностью функционировать в различных исторических и социальных средах, привлекать к себе разные социальные слои общества. Обычно для них характерна также активная миссионерская деятельность.

К категории мировых религий принято относить всего три религии: христианство, мусульманство (ислам) и буддизм.

Христианство – крупнейшая по численности последователей мировая религия. Возникнув в Палестине в I в. н. э., эта религия затем широко распространилась по всему миру. В основе ее лежит вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя и Бога-Сына. Главный источник христианского вероучения – Священное Писание (Библия).

В христианстве выделяются три главных направления – православие, католицизм и протестантизм. Раскол единой христианской церкви на православную и католическую ветви официально завершился в XI в., а протестантская церковь возникла в ходе Реформации XVI в.

Между этими тремя направлениями христианства есть определенные различия, касающиеся религиозных догм. Например, православие считает, что Святой Дух, как одна из трех ипостасей Бога, происходит от Бога-Отца, а католики – и от Бога-Отца, и от Бога-Сына. Православие исходит из того, что существуют рай и ад, а католицизм признает еще и «чистилище». Православные священнослужители могут быть женатыми, а для католических обязательно безбрачие. В католицизме большую роль, чем в православии, играет монашество. Что же касается протестантизма, то для него характерен значительно упрощенный культ (в нем нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон), а число таинств сведено к двум – крещению и причащению.

Не меньше различий между этими направлениями христианства и в самой организации церкви. Для православия характерно отсутствие жесткой церковной централизации. Оно подразделяется на 15 самостоятельных (автокефальных) церквей, которые обычно перечисляют в порядке их значимости, начиная с Константинопольской (Вселенской) церкви. Католицизм, напротив, отличается строгой централизацией и иерархичностью: его главный центр – папство, возглавляемое папой римским, резиденцией которого служит Ватикан. Для протестантизма характерно наличие множества самостоятельных течений, церквей и сект.

Ислам (мусульманство) – самая молодая по времени возникновения и вторая по численности последователей мировая религия. Она была основана в VII в. в Аравии Мухаммедом (Магометом) и после арабских завоеваний этого и последующих веков широко распространилась в странах Ближнего и Среднего Востока, а позднее и в других регионах мира. Ислам – монотеистическая религия, важнейший ее догмат – вера в единого бога Аллаха, создателя мира. Священная книга мусульман – Коран, включающий в себя 114 глав (сур). Основные догматы ислама – поклонение одному всемогущему богу – Аллаху и почитание Мухаммеда в качестве пророка – посланника Аллаха. Образ жизни мусульман определяется пятью главными обязанностями («столпами ислама»): 1) верить в то, что нет бога, кроме Аллаха, а Мухаммед является его посланником на Земле; 2) совершать молитву пять раз в день; 3) ежегодно уплачивать налог в пользу бедных единоверцев; 4) в течение месяца рамадан (девятого месяца мусульманского лунного календаря) в светлое время дня воздерживаться от питья, еды, курения, наркотиков, разного рода наслаждений и пр.; 5) совершить хотя бы раз в жизни паломничество (хадж) в священный для мусульман город – Мекку.

Несмотря на такое единство догматов и правил поведения, ислам еще в VII–VIII вв. разделился на два основных течения – суннизм и шиизм. Первое из них названо так прежде всего потому, что его приверженцы наряду с Кораном признают мусульманское Священное предание – Сунну – в полном объеме. При решении вопроса о высшей мусульманской власти (имаме-халифе) они признают законным правление первых четырех халифов, правивших после смерти Мухаммеда. Второе течение более ортодоксально: шииты не признают Сунны в полном объеме, а первых халифов считают узурпаторами власти. По числу последователей шиизм сильно уступает суннизму, объединяя всего 16 % мусульман.

Буддизм – третья мировая религия, уступающая первым двум по численности приверженцев, но зато самая старая по времени возникновения. Буддизм зародился в Древней Индии в VI–V вв. до н. э. Основателем его считается Сидхаратха Гаутама, получивший затем имя Будда, т. е. «просветленный». Из Индии буддизм распространился по другим странам Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Основой его служит учение о четырех благородных истинах: страдании как сущности жизни, его причинах, его существе и путях освобождения от него – вплоть до обретения полного освобождения (нирваны). В буддизме нет бога как творца и некоего высшего существа. Человеческую душу он не рассматривает как единое целое, а считает комбинацией разных частиц – дхарм. Священная книга буддизма – Типитака (Три-питака), что означает «Три корзины». В культе буддизма отсутствуют сложные ритуалы, и выполняется он монахами без участия мирян.

В буддизме сложились два главных направления – тхеравада, или хинаяна («малая колесница»), и махаяна («большая колесница»). Тхеравада предусматривает так называемый узкий круг спасения, требующий от человека обязательного участия в буддийской монашеской общине. Обрядность в тхераваде проста и ограничивается проповедями, культом Будды, почитанием мест, связанных с его именем, а также поклонением ступам – местам хранения разного рода буддийских реликвий. А сам Гаутама считается не богом, а человеком. В отличие от тхеравады махаяна не предусматривает обязательного вступления в монашескую общину. Однако обрядность в ней значительно сложнее, а сам Гаутама предстает как божество (правда, наряду со множеством других будд). Сложилось в буддизме и третье, тибето-монгольское, направление – ламаизм.

Национальных и региональных религий, которые, как показывают сами эти термины, имеют либо национально-страновое, либо регионально-межстрановое распространение, насчитывается примерно десять. Но среди них либо по общему значению, либо по численности верующих выделяются четыре религии – индуизм, конфуцианство, синтоизм и иудаизм.

Индуизм, сложившийся в Древней Индии в IV–VI вв., и ныне распространен в этом же регионе. По численности последователей он значительно превосходит такую мировую религию, как буддизм. Индуизм – политеистическая религия с очень большим числом различных божеств. Но среди них ведущее положение занимает Тримурта (Троица) богов в составе Брахмы, Вишну и Шивы. К важным догматам индуизма относится учение о дхарме (установленном для каждой индийской касты порядке жизни), карме (воздаянии человеку после смерти) и сансаре (перехождении души умершего в тело человека другой касты, в животное или растение). Для индуизма характерно использование священных книг – Вед, а также эпических произведений «Махабхарата» и «Рамаяна».

Конфуцианство возникло в VI–V вв. до н. э. в Китае как философско-этическое учение, основоположником которого был Конфуций. С течением времени это учение трансформировалось в религию, но тем не менее сохранило особенности, отличающие его от других религий, и прежде всего особое внимание к этическим нормам (культ предков, почитание старших и подчинение им, чинопочитание и др.). Верховным божеством в конфуцианстве служит небо. Обожествлены также сам Конфуций, его ученики, народные герои. В конфуцианстве нет священнослужителей, и все обряды выполняют главы семей и старейшины родов. Главные книги конфуцианства – Пятикнижие и Четверокнижие – представляют собой хроники древней истории Китая, китайской поэзии, сборники правил поведения и т. п.

Синтоизм – национальная религия Японии, возникшая в VII–VIII вв. и основанная на древних религиозных верованиях японцев, прежде всего таких, как культ умерших предков и культ природы. Синтоистская религия полите-истична и исходит из того, что мир населен миллионами божеств и духов. Во главе всего этого пантеона стоит солнечная богиня Аматэрасу, к которой, по мнению синтоистов, восходит родословная японских императоров. Священными книгами синтоизма считаются Кодзики и Нихонги, а религиозные обряды состоят из молитв и жертвоприношений, которые совершаются в синтоистских храмах. Характерны также многочисленные храмовые праздники.

Иудаизм – религия евреев, истоки которой восходят ко второму тысячелетию до нашей эры. По численности приверженцев иудаизм уступает другим не только мировым, но и национально-региональным религиям, однако по количеству стран, в которых проживают его приверженцы – евреи (81), намного их превосходит. Важнейший догмат иудаизма – вера в единого бога Яхве (Иегову). Иудаисты верят также в богоизбранность евреев, в бессмертие души, в грядущее пришествие небесного избавителя – мессии. Священным Писанием иудаистов, в основном идентичным христианскому Ветхому Завету, является Танах, в который входят три книги: Тора (Закон), Небиим (Пророки) и Кетубим (Писания). Большое значение имеет и Талмуд, в котором дается толкование содержащихся в Танахе предписаний. Местом собраний иудаистов служат молитвенные дома – синагоги.

К национальным и региональным религиям обычно относят также джайнизм и сикхизм (Индия), даосизм (Китай), зороастризм (Индия, Пакистан, Иран) и некоторые другие.

Родоплеменные религии (культы) можно считать реликтами первоначально возникших на Земле верований, отражавших примитивные представления людей тех эпох о своей жизни и окружавшей их природе. Теперь они сохраняются только у самых отсталых народов.

Разновидностей таких культов довольно много. Но наибольшее значение среди них сохраняют следующие. Во-первых, фетишизм – почитание неодушевленных материальных предметов, которым приписывают сверхъестественные свойства. Во-вторых, анимизм – вера в одухотворенность природы, исходящая из представления о том, что душу имеют не только люди, но и животные, растения. В-третьих, культ предков или мертвых, исходящий из представления о том, что жившие ранее на свете люди продолжают существовать и после смерти. В-четвертых, тотемизм, исходящий из родства каждой группы людей с какими-то видами животных, растений, минералов или явлений природы. В-пятых, шаманизм – вера в способность отдельных людей в состоянии экстаза входить в общение с духами и использовать их силу для врачевания, вызывания дождя и других целей.

Что же касается количественных оценок численности верующих по отдельным конфессиям, то из-за отсутствия достоверной статистики в разных источниках они различаются весьма сильно. Разуеется, нужно учитывать и то, что количество верующих со временем может меняться. Согласно новым и вполне достоверным источникам, в наши дни распределение верующих по отдельным религиям выглядит следующим образом. (табл. 58).

Основные черты современной географии религий

Несмотря на все исторические изменения, современная география религий отличается довольно большой стабильностью.

Наиболее широкое распространение в мире получило христианство.

В первую очередь это относится к католицизму. Значительный ареал распространения характерен и для протестантизма, который определяет конфессиональный состав населения многих стран Северной, Центральной и Центрально-Восточной Европы. Протестанты образуют основную группу верующих в некоторых странах Южной и Западной Африки, бывших раньше английскими и голландскими колониями. Они широко представлены в Австралии и Океании, составляют половину всех верующих в США и 1/3 в Канаде.

Ареал распространения православия гораздо более компактен. Православных больше всего в странах СНГ (в России, на Украине, в Белоруссии, Молдавии, Грузии), а также в странах Юго-Восточной Европы (в Греции, Румынии, Болгарии, Сербия и др.). В других регионах мира православные нигде не составляют конфессиональное большинство, за исключением Эфиопии, где преобладают близкие к православию христиане-монофизиты.

 

Ислам – вторая по численности верующих мировая религия – также широко распространен в мире, но, в отличие от христианства, это распространение ограничивается преимущественно пределами Азии и Африки. Главные районы ислама – Юго-Западная и Центральная Азия, Северная Африка, а отчасти и Юго-Восточная Азия.

Всего же ныне на планете насчитывается более 50 исламских государств, в 28 из которых ислам считается государственной религией. Самые большие по населению исламские государства – Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Иран, Турция, Египет, а по площади – Казахстан, Судан, Алжир, Саудовская Аравия, Индонезия, Ливия. Наибольшее количество мусульман - сунниты

Буддизм на мировой карте религий представлен гораздо более компактным ареалом, охватывающим некоторые районы Центрально-Восточной и Юго-Восточной Азии. Но при этом в Юго-Восточной Азии преобладают последователи тхеравады и махаяны, а в Центрально-Восточной – ламаизма. Значительно влияние буддизма также в Японии, Китае, Республике Корея.

Исходя из современной картины распространения религий по земному шару, П. И. Пучков предпринял попытку выделения девяти крупных конфессиональных регионов с подразделением их на конфессиональные провинции.

В России, согласно опросам, верующие составляют примерно половину населения. Преобладающее большинство из них исповедует христианскую религию в ее православной форме. На втором месте по числу верующих стоят мусульмане-сунниты. Среди других религий можно назвать иудаизм и буддизм (ламаизм). Многие малые народы Севера придерживаются традиционных культов.

Культурные (цивилизационные) регионы мира

«Культура» и «цивилизация» – понятия, широко употребляемые и в научно-публицистической литературе, и в обиходной жизни. В самом широком смысле под культурой понимают все то, что создано людьми в процессе физического и умственного труда (с подразделением на материальную и духовную культуру). Понятие «цивилизация» иногда считают синонимом понятия «культура», но, пожалуй, чаще в него вкладывают несколько более широкий смысл.

Такая терминологическая незавершенность не помешала тому, что в географии в качестве особого направления стала складываться география культуры, которая изучает территориальную дифференциацию культуры и отдельных ее компонентов – образа жизни и традиций населения, элементов материальной и духовной культуры, культурного наследства предшествовавших поколений. Поскольку же культура отражает не только связь времен, но и огромное современное национально-этническое разнообразие и своеобразие мира, то, вполне естественно, возникает и вопрос о подразделении мира на культурные регионы.

 

21. Размещение населения мира.