О формах государства

132. Поскольку с момента объединения людей в общество большин­ство обладало, как было показано, всей властью сообщества, то оно могло употреблять всю эту власть для создания время от времени за­конов для сообщества и для осуществления этих законов назначенными им должностными лицами; в этом случае форма правления будет пред­ставлять собой совершенную демократию; или же оно может пере­дать законодательную власть в руки нескольких избранных лиц и их на­следников или преемников, и тогда это будет олигархия; или же в руки одного лица, и тогда это будет монархия; если в руки его и его наслед­ников, то это наследственная монархия; если же власть передана ему только пожизненно, а после его смерти право назначить преемника возвращается к большинству, то это выборная монархия. И в соот­ветствии с этим сообщество может устанавливать сложные и смешан­ные формы правления и в зависимости от того, что оно считает лучшим. И если законодательная власть первоначально была передана боль­шинством, одному или нескольким лицам лишь пожизненно или на какое-то ограниченное время, а затем верховная власть снова должна была вернуться к большинству, то, когда это происходило, сообщество могло снова передать ее в какие ему угодно руки и, таким образом, со­здать новую форму правления. Ибо форма правления зависит от того, у кого находится верховная власть, которая является законо­дательной (невозможно предположить, чтобы низшая власть предпи­сывала высшей или чтобы кто бы то ни было, кроме верховной власти, издавал законы); в соответствии с этим форма государства определя­ется тем, у кого находится законодательная власть.

133. Под, государством я все время подразумеваю не демократию или какую-либо иную форму правления, но любое независимое сооб­щество (any independent community), которое латиняне обозначили словом «civitas»; этому слову в нашем языке лучше всего соответствует слово «государство» (commonwealth), оно более точно выражает по­нятие, обозначающее такое общество людей, а английские слова «об­щина» (community) или «город» (citty) его не выражают, ибо в госу­дарстве могут быть подчиненные общины, а слово «город» у нас имеет совершенно иное значение, чем «государство». [...]

Печатается по: Локк Дж. Сочинения: В 3 т. М., 1988. Т. 3. С. 263, 264, 270—272, 317, 318, 334—338.


Глава 2. ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ ПОЛИТОЛОГИИ 155