ЧАРЛЬЗ ВОРТ. (1825-1895)

Создатель высокой французкой моды . В 20 лет, практически без денег, он приехал в Париж. Сначала он работал в магазине новинок, потом в швейной фирме «Гажелен и Опижес», торговавшими предметами женского туалета. Именно это мастерская в 1855г начала шить модели, придуманные Вортом и пользовавшиеся у покупательниц успехом. Чарльз мечтал одевать самых известных женщин своего времени и создавать платья, не уступающим великолепным костюмам прошлого. Поэтому он в 1858г. открыл собственную мастерскую совместно со шведом О.Бабергом (у которого он в 1871г. выкупил его долю, став единственным владельцем предприятия). Свой салон он назвал Домом моды. Но для того чтобы стать настоящим законодателем парижской моды, необходимо было заполучить самую большую модницу императрицу Марию Евгению. Жена кутюрье Мария Ворт добилась встречи с супругой австрийского посланника, подругой императрицы, и уговорила сделать заказ за символическую цену. Платье, в котором княгиня появилась при дворе, произвел фурор. В 1860г. Ворт стал портным императрицы. В числе его клиенток были 9 королев и известные аристократки всей Европы.

Его супруга была страстной поклонницей моды, что не мало способствовало процветанию салона Ворта. В 1860 годах Ворт ввел в моду кринолины из овальных обручей, которые создавали другой силуэт юбки – со шлейфом и объемом сзади. Кринолины исчезли после 1867 года, но вот тут же ввел в моду юбки «с эффектом турнюра», а потом и сам турнюр. (Турнюр (от tournure — осанка — манера держаться), модное в 80-х гг. XIX века приспособление в виде подушечки, которая подкладывалась дамами сзади под платье, ниже талии для придания пышности фигуре. Так же турнюр мог быть в виде сборчатой накладки, располагавшееся чуть ниже талии на заднем полотнище верхней части юбки, что формировало характерный силуэт с очень выпуклой нижней частью тела.)

Он придумал также платье платье со сменными лифами: к одной юбке предлагал несколько лифов из той же ткани – закрытый с длинными рукавами, с У – образным вырезом, с большим овальным декольте и без рукавов. Платье легко превращалось из визитного в обеденное, из обеденного в бальное.

В 1868г. Ворт создал Палату высокой моды, объеденившую салоны, в которых одевались высшие круги общества.

Именно Ворт «изобрел» профессию манекенщицы: его жена появлялась в новых моделях еще до того, как их заказывали титулованные особы. Кроме того он нанимал девушек, которых называл дублершами: их фигуры были идентичны фигурам знатных клиенток. Другие портные пользовались манекенами, сделанными по индивидуальным меркам.

Ворт первым стал создавать сезонные коллекции, предав индустрии моды определенный ритм и заложив основы управления ею. Сара Бернар одевалась у него.

Дов ворта сохранял лидирующие позиции до начала 20го века. После его смерти его дом возглавили его сыновья. После смерти Ворта палату высокой моды возглавила мадам Пакен.