рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Подготовка и разработка экскурсии по исторической улице города

Подготовка и разработка экскурсии по исторической улице города - раздел Без категории, Введение Актуальность. Экскурсион...

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Экскурсионная деятельность является одной из важных отраслей туризма. Создание экскурсии - сложный процесс, требующий от организаторов экскурсионного дела больших творческих усилий. Подготовка экскурсии - это всегда разработка новой темы экскурсии, обусловленной предполагаемыми запросам потенциальных клиентов туристского предприятия и определяемой экскурсионными возможностями своего города, региона. Экскурсия характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы. Экскурсии могут конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, усиливать интерес к изучаемому и вызывать переживания в области чувств. В связи с динамично развивающейся туристской сферой в экскурсионном деле, а также расширение спектра современных технологий, которые используются в экскурсионной деятельности, возникает необходимость в совершенствовании новых методов и приемов в подготовке новой экскурсии.

Анализ литературы. Для исследования была использована различная литература, посвященная экскурсионному делу, а также ресурсы глобальной сети Интернет. Проблематика, теория и методы изучения экскурсионного дела наиболее полно отображены в рабатах Б. В. Емельянова «Экскурсоведение», Савина Н. В. Экскурсоведение, Локотош Б. Н. Очерки истории Луганска. Также при написании курсовой работы были использованы нормативные документы РФ.

В связи с актуальностью курсовой работы, нами была выбрана тема: « История одной улицы»

Объект научного исследования - изучение особенностей экскурсионного дела.

Предметом является выявление особенностей разработки индивидуального текста экскурсии.

Целью данной работы является подготовка и разработка экскурсии по исторической улице города Луганска

В ходе написания курсовой работы были установлены следующие задачи:

Раскрыть сущность и структуру экскурсии;

рассмотрение особенностей показа и рассказа в экскурсии

Описать методику составления индивидуального текста экскурсии;

Предложить возможные дополнения к существующим правилам и критериям подготовки индивидуального текста экскурсии.

Методы исследования. При написании работы были использованы методы описания и систематизации данных о теоретических аспектах экскурсионного дела (в главе 1). Метод анализа был использован при описании методики составления индивидуального текста.

Новизна работы заключается в том, что был произведён сбор и систематизация данных, а также анализ методов, в результате чего были предложены возможные пути усовершенствования содержания индивидуального текста и дополнение его.

Практическая значимость. Данное исследование может найти практическое применение для работников экскурсионного бюро при разработке и проведении экскурсий.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, выводов, двух разделов, списка использованной литературы, состоящего из 23 источников. Общий объём работы 42страницы.

РАЗДЕЛ 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОСНОВЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭКСКУРСИИ

1.1 Сущность и структура экскурсии

Экскурсия - методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

При рассмотрении понятия сущность экскурсии необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.).

В настоящее время экскурсия, обогатившись содержанием, формами, тематикой, методикой проведения является неотъемлемой часть туристической деятельности.

Приведем несколько определений термина «экскурсия»:

«Экскурсия, проходка, прогулка, выход на поиск чего, для собирания трав и пр.» - В.И. Даль (1882 г.).

«Экскурсия – поездка с учебной или научной целью» - Настольный энциклопедический словарь (1895 г.).

«Экскурсия – это форма общественно-просветительной работы, при которой группа лиц (экскурсантов) под руководством более знающего лица (руководителя) изучает... явление в его естественной обстановке» - В. А. Герд (1925).

«Экскурсия – один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью, расширение и углубление знаний подрастающего поколения, рабочих и колхозных масс, путем выхода из обычной обстановки, как для непосредственного наблюдения и исследования явлений природы и общественной жизни, естественных производительных сил, фактов культуры и быта и т. п., так и для наглядного ознакомления с определенными объектами (например, музей, выставка) по заранее определенному плану и, как правило, под специальным руководством» - Большая советская энциклопедия (1933 г.).

«Экскурсия – коллективная поездка или прогулка куда-нибудь с научно-образовательной или увеселительной целью» – Д.Н. Ушаков (1940 г.)

«Экскурсия – поездка, прогулка, посещение какого-либо учреждения с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью» – Словарь иностранных слов (1941 г.).

«Экскурсия – коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, образовательной или культурно-просветительной целью» – Малая советская энциклопедия (1960 г.).

«Экскурсия – посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода» – Большая советская энциклопедия (1978 г.).

Суммируя данные определения, акцентируя внимание на современном этапе развития экскурсионного дела можно сформулировать определение экскурсии так:

Экскурсия – целенаправленный наглядный процесс познания окружающей действительности, построенный на заранее подобранных исторических, природных, архитектурных, производственных объектах, показ которых происходит под руководством квалифицированного руководителя (экскурсовода), и подчинен раскрытию определенной темы.

В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача).

Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии.

Некоторые экскурсоводы, рассматривая сущность экскурсии, относят к ней такие понятия, как композиция, сюжет и фабула.

Композиция - построение, соединение, составление отдельных частей в целое. Этот термин связан с понятиями структура и конструкция.

Сюжет - событие или несколько событий, связанных друг с другом.

Фабула - цепь событий, о которых повествует произведение. В изложении фабулы различают композицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.

Кульминация - точка, момент наивысшего напряжения в развитии фабульного действия.

В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия - сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.

Структура экскурсий:

вступление (организационная и информационная часть)

основная часть (объект - коллективное наблюдение и индивидуальное самостоятельное наблюдение, подтема ? логический переход ? следующий объект, подтема).

заключительная часть, во время которой экскурсовод подводит итог экскурсии и напоминает о необходимости сохранности объекта, также дает ответы на вопросы экскурсантов и организационную информацию по следующему дню экскурсии.

Основная часть - собственно экскурсия - строится на сочетании показа с рассказом. Ее содержание состоит из отдельных подтем, которые раскрываются на объектах и объединены главной темой. Эта тема обуславливает направленность экскурсии, соотношение частей, объем и "поворот" конкретного материала, связанного с объектами, и сам принцип изложения.

В ходе ее применяются разнообразные методические приемы. Освещение каждой экскурсионной подтемы в экскурсии целесообразно завершать обобщением материала - выводом.

Логическими переходами в экскурсии принято называть установление связей между экскурсионными объектами на основе идейно-познавательного материала экскурсии.

Логические переходы объединяют рассказ и показ в единое целое, придавая экскурсии цельность и законченность. Они могут носить, например, характер обобщения, сравнения, дополнения и т. д. Но внутреннее содержание этих переходов должно вытекать из содержания рассказа на объектах.

Вступление и заключение отличаются от основной части тем, что они, как правило, не связаны с экскурсионным объектом. Это сближает вступление с началом лекции, задача которого - установить контакт с аудиторией, привлечь ее внимание к теме.

Однако вступление в экскурсии имеет свою специфику. Вначале экскурсовод сообщает свою фамилию, имя, отчество, называет организацию, в которой он работает, а также фамилию, имя, отчество шофера (если экскурсия автобусная), капитана (в теплоходной экскурсии). Затем он сообщает тему экскурсии, маршрут, время и место ее окончания.

Во вступлении экскурсовод раскрывает содержание темы экскурсии и освещает главные проблемы, которые конкретизируются в ходе экскурсии на показе объектов.

Вступление должно быть ярким и лаконичным по форме и актуальным по содержанию.

Экскурсовод должен стремиться к тому, чтобы сразу привлечь внимание экскурсантов. Следует помнить, что начало экскурсии - ответственный момент, когда у экскурсантов складывается первое впечатление об экскурсоводе.

В заключении экскурсовод подводит итоги экскурсии, делает общие выводы по теме и отвечает на вопросы экскурсантов. Заключение закрепляет смысл и значение увиденного и услышанного экскурсантами на экскурсии, еще раз поясняет тему. В заключении экскурсовод может рекомендовать экскурсантам принять участие в других экскурсиях, которые проводит бюро.

1.2. Показ и рассказ в экскурсии

В основе экскурсионной методики лежат показ и рассказ. Главное в методике проведения экскурсии – это умение показать объекты, рассказать как о самих объектах, так и связанных с ними исторических событиях.

Методы показа объектов не просты, и их выбор находится в прямой зависимости от способа передвижения экскурсионной группы, состава участников, познавательной ценности, известности, выразительности, степени сохранности объектов и др.

В основе проведения экскурсии лежит принцип "от показа к рассказу", причем показ объектов занимает в ней ведущее место. Показ в экскурсии – это целенаправленный, последовательный процесс представления экскурсоводом тех объектов, на которых раскрывается содержание экскурсионной темы. Показ объектов должен вестись целенаправленно, в соответствии с поставленными воспитательными и познавательными целями, иначе экскурсия может превратиться в развлекательное мероприятие.

Показ объектов на экскурсии должны отличать последовательность и логичность. Необходимо стремиться также, чтобы при показе каждый последующий объект находился в непрерывной связи с предыдущим. Это позволяет сохранить преемственность в материале экскурсии. При осмотре объектов следует выделять главный объект с постепенным переходом к другим, дополняющим и расширяющим материал по рассматриваемой проблеме. В составе крупного ансамбля экскурсовод отдает предпочтение тем объектам, которые оказывают наиболее сильное эмоциональное воздействие. При показе объектов необходимо помнить, что методическая разработка для осмотра каждого объекта предусматривает определенную протяженность во времени.

В технологии показа следует выделить две составные части.

Первая часть представляет собой краткое словесное описание внешних сторон экскурсионного объекта для привлечения к нему внимания экскурсантов, создания его зрительного образа с целью вычленения объекта из окружающей среды. Она включает в себя:

1) указание на местоположение объекта, которое может сопровождаться жестом руки («слева», «справа», «между двух девятиэтажных зданий старинный особняк...» и т.д.), и

2) характеристику внешних специфических черт объекта (высота, цвет, число различных деталей, этажность здания, форма окон, наличие крыльца, надписи на стенах и т.п.).

Вторая часть, содержательная, часть показа подразумевает использование так называемых методических приемов показа. Наиболее широко применяются предварительный осмотр, экскурсионный анализ, зрительная реконструкция и монтаж, локализация событий, зрительное сравнение, показ наглядных пособий. Экскурсоводу кроме этих приемов необходимо владеть методикой показа объектов по ходу движения автобуса и методикой показа мемориальной доски.

В теоретическом и практическом плане они были хорошо разработаны рядом авторов под руководством Б.В. Емельянова.

Показ – процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно (например, с памятником архитектуры или с архитектурным ансамблем). Показ может рассматриваться как действие (или сумма действий) экскурсовода, направленное на выявление сущности предмета.

Показ на экскурсиях – многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, процесс, во время которого действия экскурсантов производятся в определенной последовательности, с конкретной целью. Термин «показ» не имеет общепринятого толкования. Как специальный термин введен в обиход учеными-экскурсоводами и широко используется в методической литературе по экскурсионному делу. В словарях термины «показ» и «демонстрация» отождествляются.

Демонстрация характеризуется как публичный показ, рассчитанный на групповое восприятие какого-либо предмета или явления, как действия определенного лица, представляющего объект для обозрения группой людей (экскурсантов, студентов, учеников).

Показ объекта – это система целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, наблюдение объектов под руководством квалифицированного специалиста. Показ предполагает анализ объектов, активную самостоятельную работу экскурсантов.

Показывать – значит демонстрировать предметы, пояснять, делать понятным, доступным то, что видят перед собой экскурсанты, направлять их деятельность.

Особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество (свойство, способность) наблюдаемого объекта, возможность сделать явным, очевидным то, что незаметно при первом взгляде на предмет.

Эффективность наглядности зависит от организации показа объектов, правильного их наблюдения экскурсантами. Человек на экскурсии учится правильно смотреть и видеть, наблюдать и изучать. В этом и состоит задача

показа. Создатели экскурсии, разрабатывая тему, должны учитывать предмет показа, цель показа и как полно раскрывается тема экскурсии.

Показ вырастает из таких действий человека, как созерцание и осмотр. Если при созерцании и осмотре никто не демонстрирует объект, отсутствует руководитель, то возникает пассивность восприятий предметов зрительного ряда.

Осмотр в отличие от показа может быть определен как поверхностное внеплановое знакомство с памятниками.

Каждый человек без посторонней помощи может осматривать внешний вид жилого дома или улицу, памятник, знакомиться с экспозицией музея или произведениями живописи в картинной галерее.

Различие осмотра и показа состоит в том, что при осмотре человек воспринимает только внешний вид памятника. При показе же он видит не только памятник, но при помощи экскурсовода различает разные стороны, части, внешние особенности объекта, принимает участие в их анализе.

Показ в экскурсии является суммой трех элементов:

· самостоятельного наблюдения экскурсантами достопримечательностей;

· ознакомления экскурсантов с экспонатами «портфеля экскурсовода»;

· показа под руководством экскурсовода других приемов (например, в исторической экскурсии объектами показа являются здания, возведенные в разные эпохи. Ведется показ не только стен здания, его окон, дверей, балконов, других частей и деталей, но и того, что скрыто за стенами здания – комнат, лестниц, коридоров, их убранства, быта, жизни людей, населявших дом в обозреваемое время. Экскурсовод с помощью методических приемов

показа и рассказа устанавливает связь между показываемым зданием и событием, которое происходило внутри здания, вблизи).

Задачи показа на экскурсии состоят в следующем:

1) показать экскурсионные объекты, которые находятся перед экскурсантами;

2) показать объекты, которых уже нет (сохранились только на фотографии или рисунке);

3) показать историческое событие, которое происходило на данном месте, воссоздать его зрительную картину;

4) показать действия исторического деятеля (писателя, художника, полководца), которые проходили на данном месте;

5) показать объект таким, каким он был в период описываемого события.

Эффектный показ экскурсионных объектов требует - определенных условий таких как:

а) правильно выбранные точки показа;

б) время более выгодное для показа;

в) возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, далеких от темы;

г) использование движения экскурсантов в качестве методического приема при показе объектов;

д) умения и навыки экскурсовода;

е) подготовленность экскурсантов к наблюдению объектов.

Существуют особые условия показа архитектурных объектов. Например, показывая архитектурный памятник, не следует подходить к нему с фасада, так как восприятие памятника экскурсантами будет плоскостным и живописным, а не архитектурным. К памятнику нужно подойти с боку так, чтобы была видна его трехмерность (длина, высота, глубина).

Эффективность показа зависит не только от знаний и умений экскурсовода, но и от форм помощи экскурсантам в усвоении объектов показа. В тех случаях, когда в экскурсию включается показ сложных по своей конструкции объектов (зданий и сооружений), а также общего вида местности, парков, садов, полей сражений, где эти объекты расположены, экскурсантам можно предварительно показать все это на макетах, моделях, чертежах, планах. Это помогает понять конструкцию объекта, его пропорции, расположение и соразмерность его частей и деталей, их связь между собой.

Задача экскурсовода – помочь экскурсантам найти точку, откуда открывается наилучший вид вдаль. Он помогает экскурсантам понять пространственные отношения между объектами, их расположение относительно друг друга.

Важно, чтобы экскурсанты представили размеры и объемы объекта. Для этого на наблюдаемой местности выделяют какой-то другой объект, который экскурсанты используют как масштаб измерения: дерево, здание, колокольню, человека.

Во любом объекте есть главное и второстепенное. Экскурсовод выделяет главное, отбрасывает второстепенное, менее существенное.

Показ в экскурсии представляет собой двусторонний процесс, который объединяет:

а) активные действия руководителя (экскурсовода), направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов;

б) активную деятельность экскурсантов (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Экскурсовод своими пояснениями помогает экскурсантам разглядеть то, что перед ними. Указания экскурсовода различают по времени их воздействия на аудиторию. Одни даются до встречи с экскурсионным объектом, до начала наблюдения. Другие указания экскурсанты получают в ходе показа объекта, когда памятник находится в поле их зрения. Третьи – даются в конце наблюдения с целью сообщить методику самостоятельного осмотра экскурсантами подобных объектов в будущем.

Указания экскурсовода можно разделить на несколько групп:

– ориентирующие экскурсантов на определенные части или детали объекта (по времени – до наблюдения);

– направляющие внимание экскурсантов на определенный объект;

– рекомендующие сравнить данный объект с каким-либо другим, виденным ими ранее (дается в ходе наблюдения);

– разъясняющие особенности объекта показа с целью их более глубокого понимания (в ходе наблюдения);

– выделяющие объект из ансамбля или из ряда подобных ему, из окружающей среды (природа, застройка);

– предлагающие сделать выводы на основе своих наблюдений.

Важное значение приобретает предварительное изучение особенностей объектов. В градостроительной экскурсии такой показ заставит объекты

«заговорить» особенностями своей конструкции, в которых реализовался замысел архитектора. Чтобы это произошло при показе объектов, необходимо учитывать их признаки – размеры, объемную форму, назначение при возведении, функции, выполняемые в настоящее время, окраску.

ВИДЫ ПОКАЗА .

Для автобусной экскурсии характерны четыре вида показа:

1) на ходу автобуса из окон при скорости 50-60 км/ч экскурсовод комментирует то, что видят экскурсанты. Такой вид показа объектов характерен для путевой экскурсионной информации;

2) наблюдение из окон в ходе замедленного движения автобуса при следовании мимо зрительных объектов. Это дает возможность осмотреть памятники истории и культуры, получить поверхностное впечатление о них. Обычно такой показ используется для знакомства с дополнительными объектами;

3) наблюдение объектов при остановке автобуса, без выхода экскурсантов из салона. Показ ведется из окна автобуса. Происходит более глубокое знакомство с объектом, памятными местами. Возможность использования методических приемов показа ограничена.

4) на остановке с выходом экскурсантов из автобуса. Происходит более глубокий показ. Используются методические приемы показа, виды экскурсионного анализа объекта.

Существуют несколько вариантов взаимодействия человека и объекта вне экскурсии.

Вариант первый. Осмотр объекта носит беглый характер. Например, во время следования человека на работу или по другим делам. Более

глубокому знакомству с встречающимися в пути объектами даже при наличии интереса к ним мешает отсутствие необходимого времени и навыков.

Вариант второй. Осмотр объекта более подробный. Такой осмотр имеет место во время воскресной прогулки человека по городу. Происходит самостоятельное знакомство человека со зданиями, историческими памятниками, улицами и площадями, жизнью города. Более глубокому наблюдению объектов препятствует отсутствие у «экскурсанта» знаний о них и событиях, с ними связанных, отсутствие навыков, а также лиц, способных оказать квалифицированное содействие в осмотре.

Вариант третий. Осмотр объектов происходит во время групповой прогулки по городу, когда один из ее участников, не будучи профессиональным экскурсоводом, имея поверхностные знания о городских достопримечательностях, берет на себя его функции. Получаемые экскурсантами сведения отрывочны и не всегда достоверны. Рассказ «экскурсовода» по своему построению и содержанию напоминает путевую экскурсионную информацию, имеет справочный характер.

А теперь посмотрим, как происходит это взаимодействие на экскурсиях:

Вариант первый. Происходит осмотр заранее подобранных объектов. Сообщаемые в рассказе знания направлены на освоение темы экскурсии. Руководит осмотром специалист – экскурсовод. Использование методических приемов рассказа активизирует взаимодействие человека и объекта. В основе осмотра лежит план. Повышению эффективности данного варианта экскурсии мешает превалирование словесного начала (рассказа).

Вариант второй. Происходит показ объектов, зрительное восприятие которых и пояснения экскурсовода раскрывают названную тему. Ведущее место занимают методические приемы показа, экскурсионный анализ

объектов. При наблюдении экскурсантами объектов используются элементы изучения. Экскурсовод использует внеречевые формы воздействия на аудиторию и изобразительную наглядность.

Вариант третий. При показе объектов активно используются различные виды экскурсионного анализа. В деятельности экскурсантов появляется элемент исследования объектов. Методика показа достигает кульминационной отметки. Экскурсовод апеллирует к образному мышлению экскурсантов, помогая им «увидеть» события прошлого, действия людей, которым посвящена экскурсия.

ВЫВОД: Любая экскурсия ставит своей задачей – продемонстрировать заранее подобранные объекты и обогатить при этом определенными впечатлениями, в основном зрительными. Большое значение для успеха экскурсии имеет ее зрительный ряд. Он должен быть построен таким образом, чтобы без подробного рассказа экскурсовода могла быть раскрыта поставленная тема. Они являются обязательными для любой другой экскурсии, помогая в её подготовке и проведении. В данной главе мы рассмотрели теоретические основы экскурсии в общем и исторической экскурсии в частности. Данные теоретические положения были использованы при составлении исторический экскурсии, которую мы представляем во второй главе.

– Конец работы –

Используемые теги: 0.022

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Подготовка и разработка экскурсии по исторической улице города

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

0
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам