Теории происхождения государства

Теории происхождения государства. является теологическая теории. Она объясняет возникновение и существование государства Божьей волей. Согласно теологическим учениям, государство служит воплощением божественного провидения и потому государственная власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно.

Правители действуют от имени Бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости. В сохранившихся литературных и историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая теологическая теория уже нашла свое четкое выражение. Наиболее широкое распространение эта теория получила в эпоху Средневековья и имела главной своей направленностью обоснование превосходства церковной власти над светской. Начиная с IX Х вв. формулируется так называемая теория двух мечей, в соответствии с которой для защиты христианства Богом были даны церкви два меча. Оставив себе один меч, церковь передала светский меч монарху, поэтому он должен подчиняться церкви.

Однако сторонники независимой власти монарха, напротив, утверждали, что монархи получили свой меч непосредственно от Бога. В России сторонником разделения власти церкви и власти главы государства был Иосиф Волоцкий в миру Иван Санин, он считал власть правителя божественным избранием.

Последователи договорной теории считали, что договор об образовании государства заключался между каждым членом общества и государством. По договору люди передают часть своих прав государству, которое обязуется охранять их собственность и обеспечивать безопасность. Таким образом, не божественная воля, а сами люди, их сознательная деятельность стали причиной образования государства. Таким образом, современная точка зрения на генезис государства позволяет сделать следующие выводы Государство возникает объективно, в силу внутренних потребностей организации жизни обшинников-земледельцев и перехода первобытного общества от присваивающей к производящей экономике, вызванного изменениями материальных условий жизни общества, необходимостью учета вклада каждого общинника в работу, распределения произведенных продуктов, организации ирригационных работ и др. Оно не навязывается извне.

Раннеклассовое государство защищало интересы всего общества, всех его слоев.

Классовая природа государства определилась лишь со временем, после появления классов и стремления некоторых из них поставить государство на службу интересам данного класса. Становление и развитие классов и государства идет параллельно. Не только классы вызвали появление государства, но и государство стимулировало появление классов особого слоя учетчиков, управленцев, осведомленных о традициях, обычаях общества, обладавших умением организовать земледельческое производстве, передающих эти знания и должности по наследству.

В возникновении государства на определенном этапе сыграл большую роль экологический фактор неолитическая революция. Процесс государствообразования у различных народов не идет одинаково и прямолинейно, он знает попятные и возвратные процессы, подвержен не только объективному, но и субъективному воздействию, в том числе и случайностям.