Идея правовой государственности в истории политико правовой мысли

Идея правовой государственности в истории политико правовой мысли. Идея утверждения права в общественной жизни своими корнями восходит еще к тому периоду в истории человечества, когда возникали первые государства.

Древнейшие памятники письменности отразили процесс имущественного и социального расслоения первобытных коллективов и возросшую вследствие этого потребность в нормативно властном упорядочении общественных отношений. Они зафиксировали, как на смену первобытной организации власти пришло государство и что само его формирование потребовало проведения законодательных реформ, положивших немало правовой регламентации механизма государственного управления.

С момента своего возникновения право, образом, выступает не только инструментом воздействия на общественные отношения, но и средством обеспечения нормального функционирования государственной власти. Для того, чтобы упорядочить социальные отношения с помощью права, государство должно было конституировать себя законодательным путм. Итак, уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти.

В общем русле углублявшихся представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости организации политической формы общественной жизни людей, при которой право благодаря признанию и поддержке власти становится властной силой то есть общеобязательным законом, а публично властная сила с е возможностями насилия и т.д признающая право, упорядоченная и, следовательно, ограниченная и оправданная им одновременно, справедливой то есть соответствующей праву государственной властью.

Такое понимание государства как правовой организации публично властной силы является основной идеей правовой государственности. Ещ Платон писал Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей либо властью. Там же, где закон владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги. Сходные взгляды развивались Аристотелем Там, где отсутствует власть закона, нет места какой либо форме государственного строя.

Закон должен властвовать над всеми. Согласно Цицерону, государство есть дело народа как соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов. Право же является, по его мнению, необходимым конституирующим источником государственности вообще. Идеи древнегреческих и древне римских мыслителей, воплощавшиеся в характерных для той эпохи понятиях, не имели еще логически завершенной формы, поэтому говорить о становлении концепции правового государства во времена античности значит, делать очень большое допущение.

Однако в условиях рабовладельческого, а затем и феодального строя они и не имели шансов получить последовательного обоснования. Существующая тогда действительность не могла еще дать необходимой информации для этого. В теоретически развитом и развернутом виде учения о правовом государстве были оформлены гораздо позже в условиях борьбы против буржуазных революций и утверждения нового строя.

Базируясь во многом на античных источниках, такие мыслители, как Ш. Монтескье, Д. Локк, Т. Гоббс, Ж. Руссо, А.Н. Радищев и другие, вывели проблему соотношения государства и права на светский уровень, освободили ее в значительной части от религиозного мировоззрения. В их трудах проявились стремление ввести государственное властвование в правовые границы и отрицательное отношение к абсолютизму государственной власти.

Соответственно существенные изменения претерпело и понимание государства. Поскольку праву отводилась роль ведущей нормативной системы, поскольку государство предстает у данных теоретиков в виде организации власти, признанной гарантировать собственность и права индивидов, а также разрешать в законном порядке возникающие между ними споры. Государство оказывалось тем самым средством утверждения правопорядка как равновесия между частной собственностью и общим благом. В трактовку соотношения государства и права в XVI XVII веков были привнесены идеи, неизвестные предшествующей общественно политической мысли, а именно идеи правового конституционного закрепления государственного строя, единой для всей страны законности, верховенства общих безличных законов и ограничения власти правительства, субъективных прав личности, взаимной ответственности индивида и государства.

Философская основа теории правового государства была сформулирована И. Кантом, рассматривающим государство как объединение множества людей, подчиннных правовым законам и считавшим, что законодатель дожжен руководствоваться требованием Чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа.

Учение И. Канта оказало огромное воздействие на последующее развитие концепции правового государства. Под влиянием его идей в Германии сформировалось представительное направление, среди сторонников которого были Р. Моль, В. Велькер, Р. Гнейст и др. Благодаря их трудам идеи правового государства обрели терминологическую определнность, а также получили широкое распространение.

В России данная концепция развивалась в трудах учных юристов либеральной школы Б.H. Чичерина, П.И. Новгородцева, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, Б.А. Кистяковского. Специальные исследования посвятили этой теме, в частности, В.М. Гессен, С.А. Котляревский и другие. Второе дыхание эта идея обрела в современною мире в пору развала диктаторских, авторитарных режимов в Германии, Италии, Испании, Португалии, колониальных империй, утверждения демократии.

Концепция правового государства в странах, кризис в их духовной жизни, в политике и экономике как, например, сейчас у нас в России является орудием борьбы за права человеке, за предоставление ему гарантий безопасности, достоинства, творческого саморезвития. Теория правового государства вовсе не застывшая догма. Она развивается и сегодня, постоянно наполняясь содержанием по мере накопления в истории человечества правовых и нравственных традиций и политического опыта. Вместе с тем следует помнить, что в юридической науке никогда не существовало и не существует единой общепризнанной концепции правового государства.

Она может обосновываться и разрабатываться с разных мировоззренческих позиций, в рамках различных типов правопонимания, отражать реалии различных национальных политических и правовых систем и т.д. 3.