Идеи правого государства и его основные признаки

2МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 2РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ АКАДЕМИИ 2МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ 2РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2КУРСОВАЯ РАБОТА 2ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 2СТУДЕНТА 1 КУРСА ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОГО ФАКУЛЬТЕТА 2ПАЛЕВИЧА НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА 2ТЕМА ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ. 2НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ 2МАЛЬЦЕВ Г.В. МОСКВА 1995 2 - КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ. П Л А Н . 1. Введение. 2. Идеи правового государства в древности. 3. Идеи правового государства в эпоху феодализма. 4. Идеи правового государства в период ранних буржуазных револю- ций. 5. Развитие концепций правового государства в России. 6. Взгляды современных исследователей государства и права на проблему правового государства. 7. Правовое государство по Хропанюку В.Н. 8. Основы правового государства. 9. Основные признаки правового государства. 10. Заключение 3 - Правовое государство как определенная теоретическая кон- цепция и соответствующая практика имеет долгую и поучительную историю.

Сам термин правовое государствоRechtsetaat прочно утвердился в немецкой литературе в первой трети ХIХ века в трудах К.Т. Вельнера, Р. фон Моля и др а в дальнейшем полу- чил широкое распространение, в том числе и в России, где среди видных сторонников теории правового государства были Б.Н. Чиче- рин, Б.Ф. Кистяковский, П.И. Новгородцев и др. Но различные теоретические концепции, выражавшие идею и понятие правовой государственности, сформировались гораздо раньше.

Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конс- трукций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависи- мостей и согласованного взаимодействия права и власти.

В про- цессе углублявшихся представлений о праве и государстве доволь- но рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей.

Символическим выражением подобных представлений стал образ Богини Правосудияс повязкой на глазах, с мечом и весами право- судия, олицетворяющей единение силы и права охраняемый боги- ней порядок в равной мере обязателен для всех. По представлени- ям древних этот образ правосудияостающийся, кстати говоря, и сегодня наиболее подходящим символом для правового государства выражает смысл и идею не только справедливого суда как специ- ального органа, но и идею справедливой государственности вооб 4 - щесправедливой организации власти в человеческом обществе.

Целый ряд положений, значимых для последующих представле- ний о правовом государстве, был разработан уже античными авто- рами. В их числе положения о власти закона как сочетании силы и праваАристотель и другие о различении правильных и непра- вильных форм правления, о смешанном правлении и о роли права в типологии государственных формСократ, Платон, Аристотель, По- либий, Цицерон о соотношении естественного и волеустановлен- ного праваДемокрит, софисты и др. о равенстве людей по ес- тественному правунекоторые софисты, римские юристы о праве как мериле справедливости и регулирующей нормы политического общенияАристотель о государствереспублике, как деле наро- да, как правовом общении и общем правопорядкеЦицерон о сферах частного и публичного права о свободном индивиде как юридическом лице, субъекте праваримские юристы.

В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее зна- чение приобретают проблемы политическом власти и е формально равной для всех правовой организации в виде упорядоченной сис- темы разделенных государственных властей, соответствующей но- вому отношению социально-классовых и политических сил. Юриди- ческое мировоззрение нового восходящего класса требовало ут- верждения новых представлений о свободе человека посредством режима господства права и в частных, ив публично-политических отношениях 5 - В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с позиции историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования госу- дарств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить прин- цип политики, осмыслить движущие развития политической жизни с тем, чтобы изобразить контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени.

Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого.

При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение отдавалось республике, так как именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы.

Боден же определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государс- тва, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период ранних буржуазных революций в разработку концеп- ции правового государства значительный вклад внесли филосо- фы-мыслители и просветители, такие как Г. Гроций, Б. Спиноза, т. Гоббс, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и многие другие. Из этих учений мы выделим наиболее важные положения в пра- вовом государстве 6 - Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественно- го права.

Правовые институты феодализма Гроций считал противо- речащими природе человека, поэтому он выдвинул требования ново- го права, отвечающего законам разума. Целью государства он считал охрану частной собственности, посредством таких правоус- тановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех. Источником любой формы государства по учению Гроция является общественный дого- вор, поэтому при создании государства народ может избрать любую форму правления, но, избрав е, народ обязан повиноваться пра- вителям.

Так же как и у Гроция, у Дидро государственная власть воз- никает как продукт общественного договора, который придает об- ществу организованную политическую форму. Люди лишь частично передают государству свою естественную независимость, с целью обеспечения интересов и объединения воли и силы всех. Государс- твенная власть, следовательно, основана на воле народа, который является сувереном.

Лишь нация есть истинный суверен истинным законодателем может быть лишь народ, лишь воля народа является источником по- литической власти. Главная цель государства, по Дидро, есть обеспечение не- отъемлемых прав граждан и их счастья. Идеи Дидро продолжил и обосновал Кант в своей теории правового государства. Одним из первых, кто дал теоретическое обоснование демок 7 - ратического государства, был Спиноза. Будучи связано законами, государство обеспечивает действительные права и свободы челове- ка. Он утверждал, что государство могущественное только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал пра- вителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных. Т. Гоббс был защитником абсолютной монархии в Англии, но тем не менее он разработал ряд прогрессивных положений о гос- подстве права в общественной жизни, которые впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями.

К их числу от- носится обоснование формального равенства перед законом, незыб- лемость договоров.

Свободу человека Гоббс рассматривал как пра- во делать все то, что не запрещено законом, и тем самым закон- чил теоретические основы наиболее эффективного принципа право- вого регулирования общественных отношений. В трактовке Д. Локка, который, по словам К. Маркса, был классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному.

Идея господства пра- ва воплощается в государстве, где верховенствует закон, соот- ветствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые ес- тественные права и свободы индивида, и осуществлено разделение властей. Такое государство с господством права он противопос- тавляет деспотизму. Свобода людей, находящихся под властью правительства отмечал он заключается в том, чтобы иметь - 8 - постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем это - свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не защищает закон, и не быть зависимым от постоян- ной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другого че- ловека.

Обоснованный здесь Локком правовой принцип, как и у Гоббса, индивидуальной свободы лишь словесно несколько расхо- дится с последующей, ставшей актуальной и для нас, формулой разрешено все, что не запрещено законом. Новые представления о разделении властей получили система- тическую разработку в творчестве Монтескье.

Различая в каждом государстве три рода власти - законодательную, исполнительную, судебную, он отмечает, что для предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы в е от- ношениях к государственному устройству.

Идеи Локка и Монтескье оказали заметное влияние не только на последующие теоретические представления о правовой государс- твенности, но и на раннебуржуазное конституционное законода- тельство и государственную практику. Это влияние отчетливо проявилось, например, в Конституции США 1787 года. Она практически воплощает идею правового госу- дарства на американском континенте. Автор Декларации Независи 9 - мости США Джефферсон подвергает критике монархическую форму правления с позиции теории общественного договора и естествен- ных неотчуждаемых прав человека, и отстаивает принцип народного суверенитета.

Декларация Независимости провозглашает, что су- ществуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых создается государство. Путем включения в Декларацию естествен- ных прав человека, превратившихся в субъективные права отдель- ных индивидов по отношению к государству в целом. С философским обоснованием теории правового государства выступил И. Кант. Центральное место в ней занимает человек, личность. Важнейшим принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении пра- вопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Вер- ховенство народа обуславливает свободу, равенство и независи- мость всех граждан в государстве, которое выступает как объ- единение множества людей, подчиненных правовым законам.

Там, где государство действует на основе конституционного права, от- вечает общей воле народа, там государство правовое, там не мо- жет быть ограничения прав граждан в области личной свободы, со- вести, мысли, хозяйственной деятельности.

В правовом государс- тве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает власт- вующий в его отношении к гражданину. Правовую организацию Кант так же как и Локк связывает с разделением властей на законода- тельную, принадлежащую парламенту, исполнительную - правитель 10 - ству, и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных на- родом.

Философская концепция Канта оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику госу- дарственно-правового строительства цивилизованного общества. Государство, согласно Гегелю, это тоже право, а именно конкретное право, так как оно включает в себя признание всех остальных прав личности, семьи и общества Возводя государство в абсолют, стоящий над личностью и обществом, Гегель доказыва- ет, что такие государства предшествуют развитию гражданского общества.

В этом утверждении Маркс видел главный порок геге- левской концепции государства, поскольку в реальной жизни общество возникает раньше государства, а последнее является его продуктом и результатом развития общества. Государство, по Ге- гелю, это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царс- тво реальной жизни. Ценность гегелевских воззрений на государство состоит в том, что принудительная, насильственная функция в нем играет не столь важную роль. В целом вся вся гегелевская концепция право- вого государства прямо и однозначно направлена против произво- ла, бесправия и вообще всех неправовых форм применения силы со стороны частных лиц, политических объединений и государственной власти. Маркс и Энгельс поддержали и на материалистической основе - 11 - развили дальше идею Гегеля о разграничении гражданского общест- ва и государства у философов 17-18 веков гражданское общество и государство нередко выступали как нечто единое.

Маркс и Эн- гельс показали, что именно гражданское общество составляет пер- вооснову здания человеческого общежития, а жизнедеятельность гражданского общества есть главная движущая сила исторического прогресса, или дословно истинный очаг и арена всей истории.

Маркс рассматривал государство и право исходя из открытой или классовой теории общественного развития. Согласно данной теории государство и право исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатуры пролетариата в процессе пере- хода к обществу без классов.

Примечательным является утвержде- ние Маркса, в котором он выразил идею правового государства Свобода состоит, чтобы превратить государство, стоящее над об- ществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный. Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в лице Исринга, Паунда, Спекира и других оттачивали элементы тео- рии правового государства с позиции своего времени и опыта прошлого. большинство авторов сходилось во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин. В концепции Еллинека государство определяется как представитель общих интересов своего народа, удовлетворяющий индивидуальным и общечеловеческим солидарным интересам в направлении прогрессивного развития общества 12 - Идеи правового государства были отражены и в трудах русс- ких мыслителей, таких как Писарев, Герцен, Чернышевский, Ради- щев, Муравьев и др где они подвергали критике беззаконие фео- дализма.

Правоведы и философы предоктябрьского периода Котля- ровский, Новгородцев, Чичерин, Бердяев и др. в своих произведе- ниях теоретически завершили русскую концепцию правового госу- дарства.

Рассмотрим основные идеи и принципы правового государства с точки зрения Г.Ф. Шершевича. Он отмечает следующие пути фор- мирования и основные параметры правового государства 1 Для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы и другие, в том числе и государс- твенной организации, -отсюда идея господства права в управлении. 2 Если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраной субъективных прав. 3 Чтобы новый порядок не нарушался самими органами влас- ти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердить самостоя- тельность судебной власти, и допустив к соучастию в законода- тельстве выборные общественные элементы. Реальные гарантии правовой государственности Шершевич ви- дит в том, что в различное время выдвигались различные гарантии правового порядка против произвола а неотъемлемое ограни 13 - чение власти б принцип разделения властей в правовое само- ограничение власти г подчиненность государства стоящему над ним праву.

В действительности такой гарантией является только сдерживающая сила общественного мнения.

В послеоктябрьский период в России идеи правового госу- дарства были налажены требованиями революционного правосозна- ния, а затем полностью исключены из реальной жизни.

Советская государственно-правовая наука в период тоталита- ризма не воспринимала идею правового государства, считая е буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства. В последние годы в русле реформаторских процессов произош- ли серьезные изменения в научных взглядах на государство и пра- во. Концептуальные положения и пути формирования правового го- сударства излагаются в трудах сегодняшних исследователей права и государства С.С. Алексеева, В.Н. Хропанюка, В.Н. Кудрявцева и др. По В.Н. Хропанюку правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на взаимоотношениях с индивидами и различными объеди- нениями на основе норм права.

Теперь рассмотрим основные характеристики правового госу- дарства. В.Н. Хропанюк различает экономическую, социальную и нравс 14 - твенную основу правового государства.

Экономической основой правового государства являются про- изводственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственностигосударственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной и др. как рав- ноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В право- вом государстве собственником должен быть производитель и пот- ребитель материальных благ. Правовое начало же государственнос- ти реализуется только при наличии свободы и самостоятельности собственности, которые обеспечивает право.

Социальную основу правового государства составляет само- регулирующееся гражданское общество, которое объединяет свобод- ных граждан В центре внимания находится человек, его пра- ва, свободы и интересы. Правовое государство это и социальное государство. Но далеко не обязательно и не всегда. Нравственная основа правового государства заключается в общечеловеческих принципах гуманизма, справедливости, равенства и свободы личности, е чести и достоинства.

Правовое государс- тво отличается от неправового качеством законов они должны быть гуманными, закреплять неотъемлемые права каждого человека, справедливыми. Правовое государство - это суверенное государс- тво, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих его территорию. Политическая природа государства наиболее четко проявля- ется в его суверенитете.

Суверенность государства выражается в - 15 - том, что ему принадлежит право официально представлять все об- щество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обя- зательные к выполнению всеми членами этого общества, и, нако- нец, осуществлять правосудие. Рассмотрим теперь

Основные признаки правового государства

Основные признаки правового государства. Нерушимость его закрепляется в Конституцииосновном зако- не страны и р... Реальность прав личности, обеспечение е свободного развития. В социально-политической жизни свобода человека выступает как его прав... Многие американцы, зная о подслушивании, стали замкнутыми, раздражител...

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1. В.И. Хропанюк Теория государства и права ,М.1993. 2. Е.И. Жильцова Современная цивилизация и политическая жизнь 3. С.С. Алексеев Теория государства и права 4. История политических учений, ч.1М.1971 5. В.Н. Кудрявцев Правовое государство, изд. Вопросы фи- лософии 6. В.С. Нерсиянец Гражданское общество и правовое госу- дарство журнал Государство и право 7. К. Маркс, Ф. Энгельс.

Сочинения, т. 17.