рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Расторжение брака и его виды

Работа сделанна в 2001 году

Расторжение брака и его виды - Курсовая Работа, раздел Право, - 2001 год - Брачно-семейное право мусульман Расторжение Брака И Его Виды. Одним Из Центральных Институтов Семейного Права...

Расторжение брака и его виды. Одним из центральных институтов семейного права арабских стран выступает прекращение брака.

Любой исследователь, изучающий положения шариата о семейно - брачных отношениях, приходит к выводу, что развод по мусульманскому праву, в отличие от многих других светских и религиозных законодательств мира, отличается своей поразительной легкостью и отсутствием каких- либо формальностей.

Поразительно то, что ислам так ревностно борющийся против безбрачия и монашества, создает очень легкие условия для расторжения брака и разрушения семьи.

В деле развода мужчина более свободен в своих действиях, чем женщина, хотя формально аналогичное право дается и последней. Единственные условия, которые шариат ставит перед мужчиной, желающим развестись он должен быть в здравом уме и никем не принуждаем к разводу. При временном браке развод не требуется. По истечении срока временного брака брачный договор считается расторгнутым автоматически. Но муж имеет право дать развод жене, с которой он состоит во временном браке, если он захочет этого раньше, чем истечет срок временного брака.

Женщина, получившая развод, как и вдова, не может сразу выйти замуж. Шариат устанавливает следующие правила сразу после развода может выйти замуж женщина, которой не исполнилось девяти лет, и вдова старше 50 лет, так как считается, что женщины ни в том, ни в другом возрасте не могут иметь детей и потому им не требуется ожидать истечения после разводного срока, установленного шариатом.

Срок, который женщины-вдовы должны соблюдать после развода, называется идда11 Электронная энциклопедия Кирилл и Мефодий и продолжается в течении трех менструальных циклов. Имеет право не ожидать срока и выйти замуж вторично тут же после развода с первым мужем и женщина, которая не имела близких отношений с мужем, получая развод. Срок идда имеет целью выяснить, не беременна ли женщина, овдовевшая или получившая развод. Освобождение от беременности также считается окончанием срока идда. Например, если муж дал развод жене, и она буквально через час родила, считается, что истек ее срок идда. По шариату практикуется четыре основных вида развода 1. развод баин22 Там же окончательный 2. развод раджаа33 Там же правило возвращения мужу к жене 3. развод хаал44 Там же путем подкупа мужа женой 4. развод мубарат55 Там же посредством отречения. При разводе баин муж может вернуть себе свою жену только путем заключения нового брачного договора.

Такой развод считается окончательным.

В цикл развода баин входят следующие разновидности окончательного развода o развод получает женщина, не достигшая девятилетнего возраста o вдова старше 50-60 лет o муж не имел близкого отношения с женщиной, с которой заключал брачный договор o трехкратный талак11 Энциклопедия- Религии мира М Аванта , 1996 С-540 муж трижды повторяет жене формулу Ты для меня не жена. Шариат запрещает мужчине иметь связь с девушкой, не достигшей девятилетнего возраста.

Однако если он нарушил закон шариата и женился на такой девушке, никакого наказания он не получает, он должен дать ей окончательный развод. Женщина, вышедшая замуж и по каким-либо причинам не имевшая близких отношений с мужем, получив развод, также теряет право возвращения к мужу. Но самый унизительный вид развода - трехкратный талак. Стоит мужу в гневе повторить трижды ты мне не жена, как супруги тотчас становятся запретными друг для друга. Если жена пожелает восстановить прежнюю семью, она должна выйти замуж за другого, развестись, и лишь после этого возвратиться к прежнему мужу. Причем и в этом случае ислам не признает фиктивного брака.

Как правило, муж сам находит подставного мужа для своей жены. Раджаа в буквальном смысле не является разводом. Термин раджаа означает возвращаться. И развод этот значит, что муж, дав жене развод, раскаялся и изъявляет желание возвратиться к ней или вернуть ее себе. Муж при таком разводе не теряет права примириться с женой и возвратиться в семью.

Как правило, во время развода раджаа жена не покидает дом мужа. Мусульманская этика оправдывает мужа, если даже он не прав, разводясь с женой. И шариат рекомендует ему при возвращении к жене во всеуслышание не признаваться в своей ошибке, но лишь намеками дать знать жене, что он возвращается к ней. Потому-то шариат требует, чтобы муж не выдворял жену из дома, если он дал ей развод раджаа. Этот развод похож скорее на ссору мужа с женой. Муж при таком разводе не теряет права примириться с женой и возвратиться в семью.

Если муж решил возвратиться к жене после развода раджаа, то для этого никаких свидетелей не требуется. Хаал является таким разводом, при котором жена пытается подкупить мужа, материально вознаградить его за предоставленную ей свободу. Этот вид мусульманского развода со всей обнаженностью раскрывает неравенство полов в законах шариата. Муж может избавиться от законной жены, даже не объясняя ей причины развода, тогда как жена, требуя развода, должна привести определенные веские причины. Однако в шариате может быть и компромиссное решение вопроса относительно развода, когда муж не желает дать развод, а жена хочет этого, но с точки зрения шариата у нее нет оснований и причин для развода.

В шариате нет ясных указаний на возможность учитывать психологические и чувственные побуждения как причины для развода. Видимо, ислам не признает в качестве таких причин и утверждения жены, что она престала любить мужа, не выносит его и т.п. И каков выход из положения. Как компромисс шариат предлагает выкуп.

Хотя и в скрытой форме, компромисс этот проявляется в правилах развода хаал. Жена предлагает мужу свой махр или другую свою собственность в качестве дара за право получить от него развод. При этом ни жена, ни муж не углубляются в причины, вынудившие жену сделать такой шаг. Если муж согласен на такой компромиссный развод, шариат считает его законным. Развод путем отречения мубарат до некоторой степени схож с разводом хаал, однако между ними есть и различие.

В обоих случаях при разводе муж получает от жены вознаграждение материальное за согласие на развод. Различие же состоит в том, что если при разводе хаал инициатива развода принадлежит жене, а муж не согласен и соглашается лишь с условием получения от жены материального вознаграждения, то при разводе мубарат оба они согласны на развод, но муж первым ставит условия и требует материального вознаграждения, тогда как в разводе хаал жена сама предлагает это вознаграждение. Развод мубарат характеризует мужа как человека низкого, бессовестного, выклянчивающего у жены ее приданное.

Шариат выступает в роли возбудителя эгоистичного, презренного начала. В этой форме развода обнажается социальный и классовый характер мусульманского брака и развода. Семейно-брачные отношения рассматриваются как способ увеличения имущества. При разводе мубарат муж не имеет права требовать от жены вознаграждения, превышающего стоимость ее махра, тогда как при разводе хаал шариат допускает такое превышение, поскольку развода требует жена, и она же определяет сумму вознаграждения.

И хаал, и мубарат оформляются одинаково, с указание вида развода, суммы и вида вознаграждения. Правила развода разработаны в шариате до мельчайших деталей. Так, в нем предусмотрено, что жене умалишенного может дать развод отец или дед по отцу мужа. Если мужчина добился развода какой-то женщины с ее мужем путем обмана и затем женился на ней, развод этот считается верным с точки зрения юридических норм шариата, но по этическим нормам ислама является тяжким грехом.

Здесь шариат действует в соответствии с высказываниями древних То, что можно оправдать с юридической точки зрения, не всегда может быть оправдано с точки зрения моральных норм и нравственности. И поскольку все аморальные поступки не зафиксируешь в законодательстве, шариат во многих случаях отделывается просто проклятием нарушителям моральных принципов. Так и в приведенном случае он посылает проклятие и на мужа-соблазнителя, и на женщину, согласившуюся на грех. Если посторонний мужчина и женщина по ошибке имели близкие отношения, принимая друг друга за мужа и жену, женщина не должна подходить к своему настоящему мужу, пока не пройдет срок идда, из опасения возможной беременности от этой ошибочной встречи.

Если у женщины потерялся муж и она желает выйти замуж за другого, она самостоятельно не может решать этот вопрос и должна обратиться за советом к духовному лицу, что является еще одним доказательством попытки поставить под контроль духовенства личную жизнь верующих.

При разводе правила шариата не огораживают женщину от самых нелепых поступков со стороны мужа. Например, муж имеет право развестись с женой, не ставя ее в известность и продолжая обеспечивать ее расходы, как обычно. А когда через год он объявит жене, что разведен с ней и предоставит соответствующие доказательства, то имеет право отобрать у нее все, что давал в течении года, за исключением, правда уже потраченного.

Следует отметить, что во всех случаях развода, кроме тех, которые обусловлены физическими и умственными недостатками мужа, права женщины ущемляются. И еще больше эти права ограничиваются морально-этическими нормами ислама. То есть даже и те формальные права, которые шариат обеспечивает женщине, обесцениваются теми общественными и психологическими барьерами, которые существуют в мусульманском обществе. Так, женщина часто отказывается самостоятельно поднять вопрос о разводе, даже если имеет для этого достаточно оснований, потому что общественное мнение, создаваемое под влиянием религии, может объявить этот поступок безнравственным, даже бесстыдным.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Брачно-семейное право мусульман

Ислам и шариат имеют серьезное влияние на жизнь ряда государств Азии, Африки, а также ряда республик бывшего СССР, где ислам является основной… Следует отметить, что в России мусульманская община имеет численность 20… Дагестан, Чечня, Карачаево-Черкесия . Следовательно, для определения перспектив развития этих регионов изучение…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Расторжение брака и его виды

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общая характеристика семейного права мусульман
Общая характеристика семейного права мусульман. В жизни каждого человека существует семья. С детства каждый из нас окружен заботливыми и добрыми родителями, а вырастая, ищет себе любящую и верную в

Права и обязанности супругов
Права и обязанности супругов. Социально - экономические нужды занимают главное место в правовых нормах шариата, касающихся брачно - семейных отношений. Жена обязана v Жить в доме мужа v Допускать е

Развод по причине физических и умственных недостатков
Развод по причине физических и умственных недостатков. По шариату причиной расторжения брачного договора могут служить шесть видов пороков и недостатков физических и умственных. К ним относится I.

Установление происхождения от определенного лица
Установление происхождения от определенного лица. Основанием установления законного отцовства является брак, а также физическая близость с рабыней. Отцовство признается путем доказательства

Последствия происхождения
Последствия происхождения. Происхождение влечет за собой для родителей и детей взаимные права и обязанности. В обязанности матери входит хадана33 Там же С-334 обязанность пестовать ребенка,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги