рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Структура и содержание Декларации прав человека и гражданина

Структура и содержание Декларации прав человека и гражданина - раздел Право, Развитие прав человека в законодательстве Великой французской революции Структура И Содержание Декларации Прав Человека И Гражданина. Декларац...

Структура и содержание Декларации прав человека и гражданина.

Декларация начинается торжественным вступлением, провозглашающим, что невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственной причиной общественных бедствий и испорченности правительств, приняли решение изложить в торжественной Декларации естественные, неотчуждаемые и священные права человека Французская республика Конституция и законодательные акты. М 1989. С.26. Далее в 17 статьях излагаются права человека и гражданина. Укажем на основные.

Статья 1 гласила Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах.

Общественные различия могут основываться лишь на общей пользе. Ясно, что провозглашение свободы и равенства речь шла, конечно, только о политическом равенстве и равенстве перед законом естественными и неотчуждаемыми правами человека было направлено против деспотизма и сословного строя. Историк А. З. Манфред отмечает, что в суровый век господства в большинстве стран феодально-абсолютистского строя с его догматами божественного происхождения монаршей власти, сословным неравенством, рабством, крепостничеством этот тезис о равенстве в правах всех людей звучал как вызов всему старому миру. Манфред А. З. История Франции. 1973. Т. 2. С. 13 В статье 2 декларации провозглашаются естественные и неотчуждаемые права человека и гражданина свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

И уже в этой статье проявляется противоречивый характер Декларации. Последнее утверждение о том, что народ имеет право на сопротивление угнетению, никак не вязалось с законом о подавлении крестьянских и иных выступлений против угнетения.

Оно не помешало Собранию принять в 1790 году закон, обязывающий всех честных граждан доносить о подстрекателях к беспорядкам, с которыми заранее обещали расправиться по законам военного времени. В Декларации сформулированы новые демократические принципы государственного строя, которые по существу отрицали законность абсолютной монархии. Так, статья 3 гласила Источником суверенной власти является нация.

Никакие учреждения, ни один индивид не могут обладать властью, которая не исходит явно от нации. Иными словами, верховная власть в государстве принадлежит народу. Понятно, что естественным развитием этой статьи было бы введение республиканского строя, но Собрание уже предрешило, что Франция останется монархией. В статье 4 дается определение свободы Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому. Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами.

Пределы эти могут быть определены только законом. Сфера законодательства ограничена закон может воспрещать только такие действия, которые вредны обществу. Об этом гласит статья 5 Все, что не запрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден делать то, что не предписано законом. В этом нельзя не видеть противопоставления феодальному принципу только то, что дозволено, то и разрешается.

Статья заключает в себе философское обобщение свободы предпринимательской деятельности, частной инициативы, отказа от стеснительных регламентаций. Статья 6 гласит, что закон есть выражение общей воли, то есть закон должен выражать волю всех членов общества, и потому каждый может участвовать в его образовании - лично или через представителей депутатов. В определении закона видно влияние Руссо. Закон определяется как выражение общей воли. Хотя в буржуазном государстве закон не выражает общей воли народа, сама идея Руссо была демократичной и прогрессивной.

Та же статья требует равенства перед законом - все граждане равны перед законом, и поэтому имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких либо иных различий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями и способностями. Из этой статьи с неизбежностью вытекало принятие всеобщего избирательного права, отказ от цензов при назначении чиновников, судей, присяжных и пр то есть все то, чего не хотели и не собирались вводить.

От этой прогрессивной демократической идеи, выраженной также и в статье первой, буржуазия немедленно же отказалась в конституции 1791 года, установив цензовое избирательное право. Статьи 7 и 8 Декларации устанавливали два важных принципа, относящихся к уголовному праву никто не может быть привлечен к ответственности иначе, как в случаях, прямо предусмотренных законом. Этот принцип выражается формулой нет преступления, не указанного в законе nullum crimen sine lege. Никто не может быть наказан иначе, чем это прямо и непосредственно предусмотрено законом нет наказания, не указанного в законе nullum poena sine lege. Оба эти принципа выражали отрицание феодального суда с его свободой усмотрения как в том, что есть преступление, так и в том, какое избрать наказание.

Статья 9, вызвавшая к жизни целую теорию, формулировала презумпцию невиновности Поскольку каждый считается невиновным, пока его вина не установлена, то в случаях, когда признается нужным арест лица, любые излишне суровые меры, не являющиеся необходимыми, должны строжайше пресекаться законом.

В основу презумпции был положен старый принцип процессуального права, известный с древнейших времен Гортинская правда, практиковавшийся в некоторых феодальных судах и, наконец, ставший законом сомнение толкуется в пользу обвиняемого. Установление виновности было признано функцией суда она констатировалась обвинительным приговором, вступившим в законную силу. Из правила презумпции невиновности вытекало, что бремя доказывания вины лежит на обвинителе старое феодальное право требовало оправдывающих доказательств от самого обвиняемого. Далее, в статьях 10 и 11, речь идет о свободе взглядов Никто не должен быть притесняем за свои взгляды, даже религиозные, свободе мыслей, слова, печати Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека каждый гражданин поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, ограниченных угрозой за злоупотребления этой свободой в случаях, предусмотренных законом.

В статьях 13 и 14 говорится о праве граждан участвовать в распределении налогов, следить за его расходованием и определять его долевой размер, основание, порядок и продолжительность взимания.

Статья 15 устанавливала, что должностные лица обязаны отчитываться в своей деятельности перед обществом. В статье 16 идея Монтескье о необходимости разделения властей выражена в следующей формуле Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет Конституции.

Теория разделения властей даже в том умеренном виде, в каком она была разработана Монтескье, стала оружием идеологической борьбы с абсолютизмом, так как соединение законодательной, судебной и исполнительной власти в одном органе или лице благоприятствовало произволу и деспотизму. Самой же спорной, противоречивой, много раз цитируемой, стала статья 17 Декларации, которая объявляла, что собственность есть право неприкосновенное и священное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости. В этом сказывался буржуазный характер Декларации с присущими ей противоречиями.

Провозглашая право собственности священным, Декларация тем самым опровергала первый из записанных ею принципов - равенство людей в правах, и увековечивала имущественное неравенство. Но эта статья в ту пору имела и прогрессивное - антифеодальное - содержание.

Провозглашая право собственности священным в терминах почти буквально повторявших известную формулу Руссо , Декларация стремилась защитить крестьянскую и буржуазную собственность от покушения на нее феодалов. Манфред А. З. История Франции. Т. 2. 1973. С.13 В Декларации ни слова не говорится о фактическом осуществлении трудящимися тех гражданских свобод, которые были в ней провозглашены, что характерно для всех буржуазных конституционных документов.

Декларация умалчивает о свободе собраний и свободе союзов. Это было вызвано страхом буржуазии перед революционно настроенными массами. Буржуазия уже тогда опасалась всякого организованного движения рабочих. Кроме того, почти все деятели революции отрицательно относились ко всяким профессиональным союзам, которые считались пережитком цехового строя и стесняли, по их мнению, индивидуальную свободу. Эти настроения и идеи были впоследствии ярко выражены в законе Ле-Шапелье от 14 июня 1791 года, воспретившем всякие союзы как рабочих, так и предпринимателей, но по существу направленном только против рабочих.

Наконец, Декларация ничего не говорит об отмене феодальных повинностей крестьянства, то есть обходит молчанием один из коренных вопросов революции. 2.3. Значение Декларации прав человека и гражданина. Надо отметить, что среди исследователей нет единого мнения о значении Декларации и ее оценке в целом. Некоторые утверждают, что она лишена реального политического содержания и живого понимания деятельности государства.

Другие восхваляют ее, как откровение со всемирно - историческим значением, как вечную основу государственного строя, как самый драгоценный дар, принесенный Францией человечеству. Декларация прав человека и гражданина, по мнению А. З. Манфреда, прозвучала как манифест революции, возвещавший начало новой исторической эпохи. Знаменитые лозунги Великой французской революции, сжато формулировавшие идей Декларации - свобода, равенство, братство были восприняты как вызов, брошенный старому миру реакции и насилия.

Немецкий профессор Еллинек писал, что под влиянием основных положений Декларации в положительном праве континентальных государств Европы развилось представление о субъективных публичных правах индивида. Раньше литература государственного права знала права главы государства, сословные привилегии, но общие права подданных мыслились только в виде обязанностей государства, но не как отчетливо сознаваемых юридических притязаний отдельных лиц. Лишь Декларация создала понятие субъективного права отдельного члена государства по отношению к государству как к целому.

Раньше всех эти права закрепила первая французская Конституция 3 сентября 1791 года, основываясь на предпосланной ей Декларации прав человека и гражданина. Под влиянием Декларации в другие конституции почти всех континентальных государств включены подобные перечни прав. Ревуненков В. Г. говорит, что Декларация была творением буржуазной мысли и носила на себе печать ограниченности.

Она провозгласила свободу и равенство, но это были лишь политические свободы и политические права, лишь формальное равенство перед законом, а не свобода от нужды, от голода, от эксплуатации. Ревуненков В. Г. Очерки по истории Великой французской революции 1789 - 1814 г СПб 1996. С. 91 Провозгласив частную собственность священной и неприкосновенной, она фактически закрепила и освятила имущественное неравенство, разделение общества на богатых и бедных, возможность для одних жить за счет других.

Вместе с тем своим острием Декларация была направлена против социально-политических и юридических норм феодального общества. Сословному неравенству, неограниченной королевской власти, ее произволу и беззакониям, подавлению свободы мысли, необеспеченности прав личности она противопоставила принципы представительного правления и буржуазной демократии. Это был настоящий манифест утверждавшейся у власти буржуазии, и его влияние на умы современников было исключительно велико.

Ревуненков В. Г. Очерки по истории Великой французской революции 1789 - 1814 гг СПб 1996. С.91 Также в этом отношении представляет интерес позиция А. Борового, который писал, что Декларация является одним из величайших памятников человеческой мысли и чувства. Декларация прав была политическим принципом революции, ее политической программой Декларация велика не тем, что первая возвестила человечеству освободительные принципы, но тем, что практические, трезвые, жизненные формулы американцев обратила со свойственными французскому народу темпераментом и блеском в великие моральные истины, общечеловеческие, общеобязательные.

Боровой А. Общественные идеалы современного человечества. Либерализм. Социализм. Анархизм. М 1906г. С.152 Но также ученый отмечает, что революцию делала буржуазия во имя своих буржуазных интересов, буржуазия, задыхавшаяся под гнетом феодальных перегородок, феодальной опеки, желавшая вдохнуть, наконец, полной грудью и заменить королевскую милость правом, вписанным в закон.

Но под знаменем революции боролся весь народ, и на его долю остались лишь жалкие крохи блестящих завоеваний буржуазии. Наряду с прочими священными, естественными правами человека декларация сохранила и священный институт права собственности, о который должны были разбиться все демократические вожделения. Принципы 1789 года, закрепленные в Декларации, сразу же оказались в центре общественно-политической борьбы между революционными силами и сторонниками Старого порядка.

Приверженность им означала идентификацию с революционным движением, с программой либерального переустройства французского общества на базе этих принципов. Как отмечал А. Собуль, Декларация прав человека и гражданина стала с того момента евангелием и катехизисом нового порядка национальным катехизисом, по определению Барнава, политическим евангелием, согласно Мирабо. Собуль О. А. О принципах восемьдесят девятого года Великая французская революция и Россия. М 1989г С.67 Проектируя новое общественное устройство, революционные идеологи противопоставляли принципу сословности и партикуляризму Старого порядка принцип индивидуализма.

Сама универсальность, всеобщность принципов 1789 года означала абстрагирование от любых конкретных измерений человеческой личности и определение ее с точки зрения родовых качеств. Поэтому реально в расчет принимались лишь абстрактный индивидуум и национальная общность, а также выдвигалась идея о том, что общество и государство есть не иерархия сословий и корпораций, местных прав и привилегий, а объединение индивидуумов, вступающих между собой в договорные отношения, свободных и равных в правах при этом указывалось, что все индивидуумы являются членами нации, которой и принадлежит верховная политическая власть.

III. Законодательство Учредительного собрания 1789 - 1791 гг. и Конституция 1791 года. 3.1. Законодательство Учредительного собрания В ходе бурных событий лета 1789 года на волне массовых народных движений к власти пришли либеральные политики - депутаты Учредительного собрания, так называемые конституционалисты, во главе с признанными лидерами революции О. Мирабо, А. Ламетом, А. Барнавом, А. Дюпором, Ж С. Байи, Ж Ж. Мунье, П В. Малуэ, Ш М. Талейраном, генералом Лафайетом, Ларошфуко-Лианкуром и др Своей первоочередной задачей Учредительное собрание провозгласило принятие Конституции.

Уже осенью оно определило, что будущее правление во Франции должно быть представительным и монархическим.

Исходя из положения Декларации прав человека и гражданина, согласно которому закон есть выражение общей воли и все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании, Учредительное собрание положило в основу формирования всех органов государственной власти исключая только высшую исполнительную власть в лице короля и назначаемых им министров принцип выборности. Избиралось около 1 20 должностных лиц и представителей на разные уровни политической, административной, гражданской, духовной и др. властей.

Сами же выборы стали символом и неотъемлемой частью обретенного французами суверенитета, ранее принадлежавшего королю. Учредительное собрание утвердило бессословное и индивидуализированное т. е. независимое от групповых, местных интересов участие в выборах, призванное обеспечить независимость как избирателям, так и представителям во всех уровнях власти. Вместе с тем законодательство Собрания было противоречивым. С одной стороны, оно предполагало формирование политической власти демократическим путем выборов, с другой - демократия подвергалась в нем значительному ограничению.

Так, признание независимости национальных представителей депутатов высшего законодательного органов власти означало, что они в своей деятельности должны не следовать предвыборным наказам или пунктам своей политической программы, а беспрестанно выражать национальные интересы, которые могут быть отличными от устремлений их непосредственных избирателей.

В итоге сложился своего рода парламентский абсолютизм, когда представители нации получили монопольное право выражать свою волю, принимать от ее имени законы и быть свободными в своих действиях от любого контроля. Еще одной антидемократической мерой Учредительного собрания стало ограничение участия граждан в выборах путем введения в конце 1789 года имущественного ценза. Такое решение было принято в связи с необходимостью разрешить противоречие между разумом и количеством, используя понятия этой эпохи, т. е. найти, как совместить рациональность и компетентность функционирования политической власти с равным участием в выборах граждан как то предписывала Декларация прав человека и гражданина, которые не были равны ни по уровню образования, ни по уровню образования, ни в имущественном отношении.

Владение собственностью и уплата с нее прямого налога по логике законодателей как раз и являлись условием участия в политической жизни общества. В результате право участвовать в выборах получили активные граждане 4 298 960 из 7 млн. взрослого мужского населения, т. е. граждане, достигшие 25-летнего возраста, проживающие в данной местности не менее одного года, не находящиеся в услужении и платящие прямой налог в размере стоимости местной трехдневной заработной платы и выше от 1,5 - 3 ливров в год остальные, пассивные граждане, были лишены политических прав. Кроме того, Учредительное собрание разграничило право избирать и быть избранным сами же выборы были организованы в две ступени на уровне дистрикта и департамента. Все активные граждане имели право участвовать в выдвижении выборщиков на первичных собраниях.

В число выборщиков могли попасть лишь те активные граждане, которые платили налог в размере стоимости местной десятидневной заработной платы и выше от 5 - 10 ливров в год. Право же быть избранным в Национальное собрание - высший законодательный орган власти - регламентировалось еще более высоким цензом - владением земельной собственностью и уплатой прямого налога в размере стоимости марки серебра и выше т. е. от 53 ливров 8 су в год. Избирательный ценз для выдвижения представителей иных уровней политической власти и должностных лиц был эквивалентен цензу выборщиков.

Принятый Учредительным собранием избирательный закон предполагал выделение в соответствии с критерием собственности социально-политической элиты, отличной от общества и управляющей от его имени.

Социально-профессиональный состав выборщиков в 1790 году по департаментам Буш-дю-Рон, Финистер, Иль и Вилен, Эндр и Луар, Ланды, Верхняя Луара, Вандея, Верхняя Вьенна и по Парижу свидетельствует, что выборы контролировались представителями социальных верхов, местных элит - нотаблями.

Среди выборщиков наиболее высок был процент таких социально-профессиональных категорий, как рантье, юристы, негоцианты и ремесленники причем под название ремесленник зачастую скрывался предприниматель, фермеры. В результате политика оказалась делом наиболее зажиточных слоев общества.

Современники с тревогой заговорили об аристократии богатства, которая идет на смену аристократии крови. Что же мы выиграем от того, что уничтожили аристократию дворянства, если ее заменит аристократия богачей спрашивал Марат в своем Друге народа. Ревуненков В. Г. Очерки по истории Великой французской революции 1789 - 1814 гг. СПБ 1996. С.98 Но, в то же время, как подчеркивает современный исследователь выборов эпохи революции П. Гениффе, электоральная система вела к власти людей с новыми принципами, людей, тем более способных утвердить эти принципы принципы 1789 года в общественной жизни, потому что они были независимы от своих избирателей.

Свободные в своем выборе, выборщики могли противостоять общественному мнению, быть революционными, когда вокруг царила апатия или контрреволюционные настроения. Тырсенко А. В. отмечает, что избирательная система Учредительного собрания создавала определенные условия и для консолидации новой правящей элиты в общенациональном масштабе.

При этом по сравнению со Старым порядком изменялся не только состав элиты, но и принцип формирования. Так, в дореволюционной Франции принадлежность к ней определялась владением привилегиями. Поэтому вопрос о привилегиях оставался основным источником противоречий между дворянской аристократией и буржуазными верхами третьего сословия к исходу Старого порядка. После упразднения сословий и связанных с ними привилегий 4 - 11 августа 1789 года единственным критерием для вхождения в состав правящей элиты стало владение собственностью, что создавало реальную возможность для слияния в рамках новой элиты собственнических слоев французского общества.

Сохранение Учредительным собранием исполнительной власти в руках Людовика XVI также символизировало определенную преемственность между Старым и Новым порядками во Франции. По мнению же либеральных политиков - людей 1789г только представители социальных верхов, воспитанные на идеях Просвещения и владевшие собственностью, были заинтересованы в общественном прогрессе и призваны утвердить в общественной жизни принципы 1789г Манфред А. З. отмечает, что для правильного понимания характера Учредительного собрания при господстве крупной буржуазии должно быть принято во внимание, что борьба против феодально-абсолютистских сил была еще далеко не завершена, но и руководившая Собранием партия употребляя этот термин, понятно, условно конституционалистов Мирабо, Лафайет, Мунье и др. не могла не считаться с настроениями и требованиями народных масс, что, наконец, сама крупная буржуазия была заинтересована в преобразовании Франции на буржуазных основах.

Именно в силу этого многие из законов, принятых Учредительным собранием, имели несомненно прогрессивное значение.

Манфред А. З. История Франции. М 1973. Т. 2. С. 15 - 16 2 ноября 1789 года Собрание по предложению Талейрана постановило конфисковать все имущество и земельную собственность церкви, передав их в распоряжение нации. Церковные земли, объявленные национальным имуществом, были пущены в распродажу.

Церковь была лишена также ряда важных прав и обязанностей регистрация рождения, брака, смерти, перешедших государству, установившему контроль и над всей ее деятельностью. Учредительное собрание уничтожило все старые сословные деления. Это был важный шаг на пути создания нации. 19 июня 1790 года, чтобы полностью обеспечить юридическое равенство граждан и чтобы лишить бывшее дворянство каких - либо формальных преимуществ, Учредительное собрание отменило все дворянские титулы и самый институт наследственного дворянства.

Все старые дворянские титулы князь, герцог, граф, маркиз, виконт и т. д были упразднены, и пользование ими запрещено. Так обоим привилегированным сословиям - духовенству и дворянству - были нанесены сокрушительные удары. Впрочем, при общем бесспорно прогрессивном характере этого законодательства и в нем сказалась противоречивость, присущая политике буржуазного Учредительного собрания. Духовенство было лишено не только юридических преимуществ, связанных с его прежним статусом первого сословия, но и экономических.

Секуляризация церковных земель подорвала экономическую мощь духовенства. Но на феодальную собственность буржуазное Собрание не решилось покуситься, напротив, оно взяло ее под защиту. Законодательство Учредительного собрания в области торговли и промышленности, продиктованное прежде всего интересами буржуазии, имело объективно прогрессивный характер. Вдохновленные идеями физиократов, буржуазные законодатели стремились обеспечить ничем не ограничиваемую свободу хозяйственной инициативы.

Все формы ограничений, регламентации средневекового происхождения были упразднены, отныне ничто не препятствовало предпринимательской деятельности и хозяйственной инициативе. В феврале 1791 года был издан декрет об упразднении цехов, что также ликвидировало один из пережитков средневековья. Но несколькими месяцами позже, 14 июня 1791 года, по предложению депутата Ле Шапелье огромным большинством голосов был принят декрет, прямо направленный против рабочих.

Закон Ле Шапелье Общий подъем общественно-политической жизни, наблюдавшийся во Франции после победы революции, сказался и на рабочем движении, которое заметно активизировалось. В годы революции продолжали существовать такие архаичные организации, как компаньожи, т. е. тайные союзы подмастерьев, которые на свой лад вели борьбу с хозяевами. Но в эти же годы появились и зачатки рабочих организаций современного типа, прежде всего в Париже.

Осенью 1790 года возник Типографский и филантропический клуб. Это был союз рабочих-печатников, издававших даже свою газету. Также был создан Братский союз рабочих плотницкого дела. Имеются сведения о возникновении братских обществ рабочих по другим профессиям слесаре, подмастерьев-каменщиков, подмастерьев-башмачников, кожевников и дубильщиков, а также грузчиков парижского порта. С конца 1790 года по всей стране стало расти стачечное движение. Местные власти направляли против бастующих рабочих национальных гвардейцев, войска, жандармов.

Подстрекателей к стачкам бросали в тюрьму. Многие другие волнения были подавлены силой оружия. На все эти события Учредительное собрание реагировало принятием 14 июня 1791 года закона Ле Шапелье, в котором наиболее ярко проявился классовый характер всего его законодательства. Этот закон запрещал коалиции граждан одной специальности и профессии, как якобы восстанавливающие только что запрещенные цехи, запрещал этим гражданам заключать между собой соглашения, направленные к тому, чтобы сообща отказаться или согласиться только при определенной плате оказывать услугу своим мастерством или своим трудом.

Все такие постановления объявлялись посягающими на свободу и на Декларацию прав человека, а зачинщиков и подстрекателей к этим постановлениям надлежало приговаривать к уплате штрафа в размере 500 ливров и лишению прав активного гражданина и доступа на первичные собрания в течение одного года. Если же упомянутые решения и соглашения содержат в себе угрозы по адресу предпринимателей и других рабочих, то все зачинщики, подстрекатели и подписавшиеся под этими актами или текстами будут наказаны штрафом в размере 1000 ливров каждый и трехмесячным тюремным заключением. 20 июля того же года к закону Ле Шапелье была принята дополнительная статья, специально направленная против стачек сельскохозяйственных рабочих.

По этой статье жнецам, батракам, сельским рабочим запрещалось объединяться между собой с целью добиться повышения и фиксации сдельной оплаты заработка под угрозой штрафа, не могущего превышать стоимости 12 рабочих дней, и задержания муниципальной полицией.

Таким образом, как только рабочие попытались объединиться в борьбе за повышение заработной платы, захватившая всю полноту власти в стране буржуазия поспешила лишить их важнейших прав - права на создание рабочих союзов и права на стачку. Закон Ле Шапелье носил ярко выраженный антирабочий характер, хотя запрещение коалиции лиц одной специальности и профессии формально относилось и к предпринимателям.

Известна оценка К. Маркса этого буржуазного государственного переворота, при помощи которого французская буржуазия в самом начале революционной бури решилась отнять у рабочих только что завоеванное право ассоциаций. К. Маркс отмечал также, что этот закон втискивавший государственно-полицейскими мерами конкуренцию между капиталом и трудом в рамки, удобные для капитала, пережил все революции и смены династий. Даже правительство террора оставило его неприкосновенным Ревуненков В. Г. Очерки по истории Великой французской революции 1789 - 1814 гг. СПб 1996. С. 131. Закон Ле Шапелье просуществовал до 1864 года. Непосредственное влияние этого закона на французское рабочее движение, делавшее тогда лишь свои первые шаги, было самым пагубным.

Типографский клуб и другие зачатки рабочих организаций были вынуждены прекратить свою деятельность, а стачечное движение лета 1791 года - задушено.

С целью обеспечить хозяевам дешевые рабочие руки и подорвать стачечное движение Учредительное собрание предприняло тогда еще один шаг декретом от 16 июня 1791 года были окончательно закрыты существовавшие в Париже с июля 1789 года благотворительные мастерские. Это вызвало волнения в предместье Сент-Антуан, где рабочие пытались захватить у национальной гвардии несколько пушек, но потерпели в этом неудачу. 3.2. Конституция 3 сентября 1791 года.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Развитие прав человека в законодательстве Великой французской революции

Философской же основой этого правового института является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой… Люди начали осознавать эти истины еще на заре создания человеческого общества,… Под правами человека в широком смысле понимаются права индивида как члена общества, права личности. Права человека…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Структура и содержание Декларации прав человека и гражданина

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Источники Декларации прав человека и гражданина
Источники Декларации прав человека и гражданина. Надо сказать, что этот документ с момента своего появления рассматривался с различных точек зрения и подвергался противоречивым оценкам различных ис

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги