Мусульманское право

Мусульманское право План. 1. Возникновение и школы мусульманского права. 2. Источники мусульманского права. 3. Основные черты шариата. Список использованной литературы. Возникновение и школы мусульманского права. На раннем этапе становления ислама богословие и правоведение были еще слиты воедино в рамках исламского правоведения фикха.Позже возникает суннитское богословие калам, возникшее на базе фикха и добившееся самостоятельности именно как богословие, свободное от правоведения . Но тем не менее калам многими своими корнями тесно связан с правоведением задача толкования Корана и увязывания строгих догматов с реальными потребностями текущего момента всегда была связана в первую очередь с решением спорных проблем религиозно-правового характера.

На авторитет специалистов по каламу опирались и законоведы в случае возникновения различных спорных проблем. Для решения этих проблем в исламе выработано несколько методов, в разной мере признававшихся и использовавшихся различными школами исламского суннитского права.

Первый метод рай, т.е. индивидуальное толкование какого-либо из авторитетов калама. Роль этого метода всегда была ограничена. Второй метод иджма, согласное мнение многих, а то и всех авторитетов данного времени этот метод широко признавался всеми. Метод третий кияс кыяс, т.е. заключение по аналогии. Метод четвертый истислах истихсан, т.е. признание возможности изменения некоторых хадисов Сунны, если их содержание оказалось в противоречии с тем, что признано благом11 Васильев Л.С. История религий востока.

М 1983. С.131 Опираясь на Коран и Сунну, как каноническую основу исламского права, обособившиеся от богословия законоведы, используя указанные четыре метода решения спорных богословских проблем, в VIII IX вв. создали в рамках ортодоксального суннитского ислама четыре наиболее известные и сохранившие свое влияние и поныне школы исламского права. Их основаталями были известные законоведы-имамы, по именам которых школы мазхабы и были названы.

Первым и наиболее почитаемым из них был Абу-ханифа умер в 767 г Система Ханифы, ханифизм, опираясь как и другие системы на Коран и Сунну, наибольшее внимание уделяет методам рая и кыяса, признается также и иджма, но в значительно меншей степени. Зато именно ханифизму принадлежит выдвижение на первый план метода истислах. Большое внимание уделяется и обычному праву арабского и других мусульманских народов адату, нормы которого, будучи увязаны с основами ислама, также должны приниматься во внимание.

Благодаря гибкости ханифизма его приверженцами являются более трети мусульман-суннитов, проживающих прежде всего в Турции, Афганистане, Египте, Пакистане, Индии. Система Малика умер в 795 г маликизм, также опирается на методику истихсана, но из всех остальных методов предпочитает иджму и рай. Метод кыяса практически не используется. Маликитский мазхаб распространен среди мусульман Африки. Система Аш-Шафии умер в 820 г шафиизм, использует иджму и кыяс и выступает против рая и истихсана. Распространена в Сирии, частично в Египте и восточной Африке, в Пакистане и Индонезии.

Система Ибн-Ханбала умер в 855 г ханбализм, опирается в основном на хадисы и лишь ограниченно использует методы рая, иджмы и кияса. Распространена в Аравии22 Там же. С.132-133 Все четыре мазхаба, хотя и спорят между собой по различным вопросам права, методики и обрядности, практически мирно сосуществуют, нередко в рамках одного и того же государства.

Всем четырем школам сунниты придают равное значение каждый имеет право менять свои симпатии в пользу того или иного мазхаба, пользоваться учебными пособиями различных школ. Эти четыре школы и включены в сводную систему мусульманского права шариат. 2.

Источники мусульманского права

Источники мусульманского права. История государства и права зарубежных стран. С.495 Таким образом шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от... Тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установле... Поэтому не случайно, что одной из особенностей норм, составляющих шари...

заключение необходимо сказать, что нормы шариата не утратили свою актуальность и сегодня.

В 28 странах, где ислам признан государственной или официальной религией Иран, Ирак, Кувейт, Марокко, Саудовская Аравия, Пакистан и др нормы шариата и сегодня непосредственно регулируют или оказывают существенное влияние на государственное регулирование широкого круга общественных отношений в различных сферах функционирования общества и государства. Список использованной литературы 1. Васильев Л.С. История религий востока.

М 1983. 2. Галазны П.Н. История государства и права зарубежных стран М 1980. 3. Жидков О.П. История государства и права зарубежных стран. Ч.1 М 1996. 4. Радугин А.А. Введение в религиоведение. М 1997. 5. Юридическая энциклопедия. М 1997. Тема Шариат возникновение, школы, черты. Выполнен Осадчий А.Ю. Защищался Кафедра социальных теорий Одесской государственной юридической академии, асс. Дьяченко, 13.05.98, отлично.