рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И УТВЕРЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ В РИМЕ

Работа сделанна в 1998 году

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И УТВЕРЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ В РИМЕ - Контрольная Работа, раздел Право, - 1998 год - Государство и право Древнего Рима Возникновение Государства И Утверждение Республики В Риме. На Холмистом Берег...

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И УТВЕРЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ В РИМЕ. На холмистом берегу Тибра, в 25 км. от его впадения в Тирренское море, в IX в. до н.э. возникли поселения пастухов и землевладельцев.

Постепенно поселения слились, были обнесены стеной и стали городом Римом. Впоследствии появилась легенда, что Рим был основан близнецами Ромулом и Ремом, вскормленными волчицей.

Римляне верили этой легенде и вели свое летоисчисление от вымышленной даты основания города По этой легенде, троянец Эней, сын богини Афродиты и смертного Анхиза, уцелел при разрушении Трои. Эней недолго царствовал над латинами, он погиб в битве с этрусками. Сын его Юл облюбовал место посреди Лация, на длинном хребте Альбанской горы, и основал здесь город по имени Альба-Лонга или Длинная Альба. Со временем Альба стала главным городом латинского племени. В ней благополучно правили потомки Энея, пока в пятнадцатом их поколении в царском роду не произошел раздор.

Два брата наследовали отцу. Старший Нумитор получил власть, а младший Амулий царские богатства. Используя золото, злодей Амулий отнял трон у брата, а дочь свергнутого царя Рею Сильвию сделал жрицей богини Весты - покровительницы домашнего очага. Амулий надеялся, что у брата не будет законных наследников, так как весталки, служительницы Весты, не имели право выходить замуж. Рея Сильвия тайно стала женой бога войны Марса Ареса, и у нее родились близнецы - Ромул и Рем, сыновья Марса. По приказу царя слуга бросил новорожденных младенцев в Тибр, но волны реки прибили корзину с детьми к отмели, а волчица, пришедшая на водопой, на кормила их своим молоком.

Потом братьев подобрал и воспитал один из окрестных пастухов. Возмужав, царские внуки превратились в красивых, сильных и смелых юношей. Они стали предводителями сельской молодежи, главными участниками многочисленных стычек, возникавших из-за угона скота и дележа пастбищ.

Однажды Рем поссорился с пастухами Нумитора и попал в плен к собственному деду. Во время разборки тайна происхождения близнецов раскрылась. Соединив своих сторонников с людьми Нумитора, Ромул и Рем свергли преступного царя и вернули власть над Альбой деду. Сами же со своей дружиной переселились на берег Тибра - в те места, где их вскормила волчица. Здесь решили они заложить новый город, но никак не могли договориться, кто будет в нем царствовать ведь у близнецов ни в чем не было преимущества друг перед другом. Наконец, положившись на волю богов, братья стали следить за небесными знамениями приметами.

Рем, гадавший на холме Авентин, первым увидел добрый знак - шестерку парящих в небе коршунов. Ромул же, сидевший на Палатине, чуть позже увидел 12 птиц. Каждый из братьев толковал знамения в свою пользу, между ними разгорелась ссора, и Ромул, ударив сгоряча брата, убил его на месте. На холме Палатин, где пролилась братская кровь, были возведены первые укрепления города, получившего имя своего основателя.

В честь Ромула его назвали Рома. Так звучит это имя на латинском языке, а по-русски мы произносим - Рим. Римские историки, изучавшие древности своего народа, высчитали впоследствии год и день основания Рима - 21 апреля 754 г. до н.э. А современные ученые-археологи, проведя раскопки, обнаружили, что древнейшие поселки на римских холмах впервые объединились в одно поселение в VIII в. до н. э. Ромулу приписывают организацию римской общины.

Он соз-дал сенат из 100 отцов, установил знаки отличия верховной власти, разделил народ на 30 курий, устроил убежище для беглецов, чтобы таким путем увеличить населения города. После Ромула сенат избирает римским царем Нума Помпилия. Ему приписывается религиозное устройство Рима создание жреческих коллегий, календаря и пр. Двумя следующими царями были Тулл Гостилий и Анк Марций. По преданию, в царствование Анка Марция в Рим переселился богатый и энергичный человек принявший имя Люция Тарквиния Приска.

После смерти Анка его избрали царем. Тарквиний вел удачные войны с соседями, увеличил количество сенаторов еще на 100 человек, учредил общественные игры, приступил к осушению болотистых частей города. Следующим царем был сын Приска - Люций Тарквиний Гордый. Преемником его стал Сервий Туллий. Этот период римской истории называют периодом семи царей. Древнейшее поселение Рима жило родами, которыми управляли старейшины. Род первоначально представлял собой сплоченный коллектив, связанный общим происхождением, общей собственностью на землю, а также почитанием предков.

Со временем на территории, принадлежащей родам, появились люди, не входящие ни в один из них. Это были освобожденные рабы или их потомки, чужеземцы, ремесленники и торговцы, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев, насильственно переселенные из покоренных городов. Этих пришельцев в Риме называли п л е б е я м и. Исконное же население, жившее родами, называлось п а т р и ц и я м и. Возвращаясь к вопросу о происхождении римских сословий, можно взять за основу его комплексную теорию п а т р и ц и и действительно были коренным гражданством. Они представляли собой полноправный римский народ в непосредственной связи с ними были к л и е н т ы, которые получали от них землю, скот, пользовались их защитой на суде и пр. За это они должны были служить в военных отрядах своих покровителей, оказывать им помощь деньгами, выполнять различные работы п л е б е и стояли вне родовой организации патрициев, т.е. не принадлежали к римскому народу, не имели доступа к общинной земле и были лишены политических прав. Патриции превратились в замкнутую группу знати, противостоящую широкой массе плебеев.

Происхождение плебеев неясно и спорно.

Несомненно только, что они стояли вне племенной организации и поэтому не могли принимать участия в управлении общиной. Зато они беспрепятственно занимались земледелием, ремеслами, торговлей, Плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями. Торговое и промышленное богатство было сосредоточено главным образом в их руках гордый своим происхождением патриций считал унизительным любое занятие, кроме земледелия, политической деятельности, военной службы.

Патриции были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию. Курии образовывали общее народное собрание римской общины куриатные комиции. Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну.

Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин - сената. Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался от сенекс - старый, старейшина. Старейшины эти составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода. Римская патрицианская община представляла собою прими-тивный город-государство с типичными чертами военной де-мократии. Первые реформы военной демократии провел Сервий Тул-лий. Он разделил все свободное население Рима - и патрициев и плебеев - на 5 имущественных разрядов или классов в первый класс зачислялись лица, обладавшие состоя-нием не меньше, чем в 100.000 ассов асс - медная монета, первоначально весом в 1 фунт, ценность ее для раннего пери-ода истории Рима не установлена во втором - 75.000 ассов в третьем - 50.000 ассов в четвертом - 25.000 в пятом - 12.500. Те, у кого состояние было меньше, стояли ниже класса и назывались пролетарии - proletarii - от слова proles потомство, т.е. люди, которые имели только детей. Имущественным положением определялось и место воинов в строю легиона.

Самые богатые граждане I класса служили в коннице и назывались в с а д н и к а м и. Остальные члены этого класса должны были иметь полное тяжелое вооружение пехотинца и стоять в первых рядах легиона.

Граждане других классов имели облегченное вооружение, занимали место в задних рядах.

Воины Y класса являлись в строй легко вооруженными, а пролетарии в строю вообще не служили. Сервий Туллий допустил в войско и плебеев, наделив их некоторыми политическими правами посредством организции но-вой формы народного собрания. В нем участвовали оба сословия. Оно называлось ц е н т у р и а т н ы м с о б р а н и е м. Центурия сотня, будучи военной тактической единицей, стала и голосующей единицей.

К центуриатным собраниям перешли важнейшие функции старых собраний - объявление войны, выбор должностных лиц, суд и пр. Таким нехитрым образом было положено начало господству богатых и знатных, независимо от того были ли они патрициями или плебеями. Наряду со всем этим устройством было введено еще одно важное новшество к несомненной выгоде плебеев территория города была разбита на 4 территориальных округа-трибы, что служит - в более общем плане несомненным свидетельством победы принципа территориального деления населения над родо-племенным.

Реформа Сервия Туллия, как видим, разрушила общество основанное на кровном родстве, и вместо него создало государственное устройство, основанное, как справедливо писал Ф. Энгельс, на иммущественном различии и территориальном делении. Затем после изгнания последнего царя в Риме установился строй под названием республика, что означает, общее дело верховным хозяином государства считался теперь весь римский народ, т. е. народное собрание.

Постоянное руководство общественными делами перешло к сенату, а вместо царя были избраны два верховных правителя, названные консулами, т. е. советчиками или товарищами. Консулы получали царский империй, но всего на один год. Командовали они или вместе, или по очереди и были во всем равны один консул не мог что-нибудь приказать другому, но имел право отменить приказ товарища, если считал его вредным для государства.

Падение военной демократии в Риме, как свидетельствуют данные ученых, произошло в конце YI - начале Y вв. до н.э. в форме насильственного свержения последнего царя и переда-чи его власти двум выбранным должностным лицам. Они могли выбираться только из патрициев и назывались к о н с у л а - м и. Таким образом был осуществлен переход к республике. Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям, но она далеко еще не уравняла их с патрициями.

Особенно в том, что касалось наделения землей, которое становилось все больше по мере завоевания Ита-лии. Другое, что требовало реформы, касалось отмены долгового рабства, неизбежного при несвоевременной уплате долга. И это, как и дележ завоеванных земель, более других задевало интересы плебеев. Но чтобы добиться того и другого плебеи нуждались в политических правах. Дело доходило до острых столкновений но в конце концов, в течение двух последующих столетий плебеи добились удовлетворения всех своих требований.

В том числе 1.Учреждения особой плебейской магистратуры - народного тирибуната, призванного защищать плебеев от произвола патрициев 2. Доступа к общественной земле наравне с патрициями 3. Защиты от произвола патрицианских судей введением кодекса законов, известных под названием Законов XXI таблиц 4. Разрешения браков между патрициями и плебеями 5. Права занимать сначала некоторые, а затем и все главные государственные должности, включая военные. Наконец в 287 г. до н. э. было постановлено, что решения пле-бейских сходок собраний имеют ту же силу, что и решения центуриатных комиций, то есть обязательны для всех без исключения римских граждан и всех государственных учреждений Рима. Эти решения, к тому же, не подлежали ни утверждению сената, ни его ревизии.

Конечно, уважение древности происхождения, знатности вообще исчезло не сразу и патрицианские семьи сохранили несомненное преимущество при замещении, хотя и по выборам, всех главных должностей в государстве, но юридического преобладания старой римской аристократии в отношении плебеев не стало.

Таким образом завершился процесс формирования рабовладельческой государственности пережитки родоплеменных отношений ушли в прошлое. 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Государство и право Древнего Рима

Но, несмотря на широкомасштабность многовекового процесса, изучение наследия Древнего Рима, предмет римского права остается актуальным и по сей… По одному известному выражению, римляне трижды покоряли мир. Первый раз -… В массе конкретных отношений, возникавших между товаропроизводителями, римские юристы сумели выделить самые общие,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И УТВЕРЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ В РИМЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

УСТАНОВЛЕНИЕ МОНАРХИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
УСТАНОВЛЕНИЕ МОНАРХИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ. После падения царской власти и образования республики оба сословия - патриции и плебеи - оказались лицом к лицу. На протяжении более чем двух столетий шл

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги