рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Становление Афинского полиса

Работа сделанна в 2000 году

Становление Афинского полиса - Курсовая Работа, раздел Право, - 2000 год - Законодательный процесс в Древних Афинах Становление Афинского Полиса. Аттическая Область Была Захвачена Группой Ионич...

Становление Афинского полиса. Аттическая область была захвачена группой ионических племен в ходе общего дорийского завоевания, которые, ассимилировав древнюю эгейскую цивилизацию, установили более соседские отношения с подчиненными народами.

Осевшие в прибрежной Аттике ионийцы делились на 4 племени Гелеонты, Аргадеи, Айгикореи и Гоплеты каждое со своими культом и некоторыми особенностями в той роли, какую они играли в общем ионическом союзе племен их и называли блестящими, земледельцами, козопасами и вооруженными соответственно. Сложившееся в XI-X вв. до н.э. первоначальное объединение племен носило характер общинной конфедерации, в которую вливались сначала три, потом четыре, пять и т.д. племен. Поселения-центры четырех племен постепенно слились воедино вокруг древнего города Кекропии, ставшего затем Афинами по утвердившемуся культу богини.

Единство нового полиса обеспечивалось в основном единой военной организацией племен. В социальном отношении каждое племя состояло из больших кланов, которые, в свою очередь, разделялись на 50-90 больших семей-родов. Семьи в произвольном порядке группировались во фратрии - особые религиозные объединения со своими культовыми праздниками и церемониями. Фратрии складывались в филы, которые после синойкизма стали чисто территориальными подразделениями общей территории полиса, причем не только город, но и вся Аттика соответственно делилась на 4 филы. Потомки покоренных дионических племен фэты состояли вне этой организации, но признавались почти равноправными они могли свободно заниматься земледелием, торговлей и ремеслами, у них были свои самоуправляющиеся объединения - фиасы и оргеоны фратрии.

Управление племенами осуществлялось царями-басилеями, власть которых у ионийцев не была наследственной, и советом пританов в числе четырех видимо, глав племен.

Пританам принадлежала высшая судебная власть в полисе и право объявлять военную мобилизацию. Особую роль играли главы семейств и кланов они были вправе взимать свою долю податей, начальствовать в своем клане, даже приглашать царя на свое собрание. В опоре на такие родоплеменные привилегии, элита стала формироваться в столь важный для Древних Афин социальный слой земельной аристократии. В начале VIII в. до н.э. новому социальному членению общества был даже придан уголовно-правовой статус, восходящий к прежним особенностям племен первый класс назывался эвпатридами обладателями больших земельных наделов с большим урожаем, второй - всадниками, третий - зевгитами разночинцами.

Во второй половине VIII в. до н.э. давление на крестьянство со стороны аристократии начало возрастать, ранее свободные земледельцы попадают под кабалу разного вида к знати. Появляется категория земледельцев-пелатов и шестидольников отдающих 56 урожая, затем зависимые крестьяне превращаются в рабов, если не выплачивают долг наконец, к исходу VII в. до н.э. растет число продаваемых за Аттику рабов.

Рабовладельческий уклад начинает размывать прежде социально однородное ионийское общество. Знать превращается в социально господствующий слой, и это вызывает ускоренную эволюцию надобщинной администрации прежней эпохи в раннюю государственную структуру, подчиненную интересам это знати. Примерно с середины VIII в. до н.э. под давлением эвпатридов потеряла свое прежнее значение власть басилевса его сделали выборным и полномочия его свели к религиозной сфере.

В 752 году до н.э. вместо царя был избран эвпатридами особый правитель - притан сроком на 10 лет, затем появилась должность архонта с начала VII в. до н.э. архонтов стали избирать на год, и их стало девять с 682 года до н.э Функции постоянного властного органа стал обретать прежний совет родовой знати - ареопаг заседавший на холме святилища бога войны Ареса. К середине VII в. до н.э. аристократическое правление в Афинах приобрело вид организации раннегосударственного типа, где доминировала роль выборных должностных лиц, соподчинявших свои полномочия с советами знати.

Первым по значению был архонт-эпоним называвшийся так потому, что его имя стояло во главе списка молодых людей, внесенных в гражданский реестр в год его службы. Он устанавливал правила жизни полиса, считался стражем семьи, контролировал соблюдение отцами семейств своих прав и обязанностей, выступал как защитник слабых в связи с этим ему принадлежали значительные судебные полномочия.

На второе место был отодвинут басилевс-архонт он выполнял религиозные жреческие обязанности на празднествах, был также председателем особого суда из глав 4 фил пританий по делам об убийствах, о неповиновении главам полиса. Третьим архонтом был полемарх - военачальник, ответственный за безопасность полиса вместе с главным советом для этого он наделялся полицейской властью и правом карать незначительные проступки граждан и, особенно, неграждан города.

Остальные архонты 6 фесмофетов выполняли в основном судебные функции. Главные магистраты были подконтрольны Совету ареопага в части определения вообще возможности исполнять ту или другую функцию. Наиболее существенным признаком ранней государственной организации было, как видно, сочетание судебных и управленческих полномочий должностных лиц. Рядом с ареопагом стоял Совет - булэ. В него пожизненно входили отбывшие их должности архонты, иногда - другие представители знати.

Совет осуществлял общий надзор за жизнью города, за соблюдением установленного строя он был и судебным органом в тяжких преступлениях, в частности, имел право присуждать к изгнанию. Военная организация опиралась на систему навкрарий, особых группировок населения. Каждая из 4 фил делилась на 12 навкрарий всего 48 во главе с одним из эвпатридов. Коллегию всех 48 навкрарий возглавляли 4 притана по одному от филы, они и были высшим военным руководством ополчения полиса.

Каждая навкрария должна была выстроить и оснастить военный корабль для флота с экипажем, выделить двух всадников и солдат пехоты для этого внутри навкрарии вводилось собственное налогообложение на военные нужды. Во второй половине VII в. до н.э. в Афинах, как и в других греческих полисах, социально-политические противоречия знати и земледельческого населения, стремление воссоздать прежний романтизированный социальный уклад привели к учреждению тирании.

С правлением тиранов, особенно наиболее известного Драконта около 621 года до н.э связывается появление в полисе писаного законодательства, направленного на стабилизацию общественного уклада. Однако экономическое развитие Афинского полиса, расширение связей с другими городами Эллады, Малой Азии, внутренне развитие торговли и ремесла настолько укрепили новые слои населения, что прежний, основанный всецело на господстве родовой аристократии и землевладельческой знати, раннегосударственный строй не мог не вызвать мощной волны недовольства и очередной смуты.

Столь же привычно, как и в других греческих полисах, выходом из этой смуты в самом начале VI в. до н.э. стимулированной нараставшей внешней угрозой стала деятельность реформатора-эсимнета Солона. Реформы Солона Выходец из земледельческой знати, известный к тому времени военачальник и поэт Солон 640-560 гг. до н.э. был приглашен на должность архонта в 594 году, с тем чтобы провести целый ряд преобразований, способных установить общественное согласие на основе нового уклада.

Солон отказался от тирании, но жестко реализовал реформы, которые в целом переустраивали государственную организацию на более широкой социальной основе, отвечавшей интересам большинства народа. В качестве предварительного условия преобразований Солон провел так называемую сейсахтею букв. стряхивание бремени отмену всех долговых обязательств в полисе должники были прощены, земли возвращены владельцам, проданные в рабство граждане выкуплены.

Впредь запрещалось давать в долг под условием самозаклада. Проведенный закон озлобил буквально все афинское общество, поскольку не был осуществлен полный передл земли как надеялись бедные, а богатые утеряли значительную долю имуществ. Впрочем, кризис был настолько велик, что афиняне предоставили все государственные полномочия Солону и впредь. Сохранив за аристократией исключительное право на занятие высших государственных должностей, Солон придал аристократии имущественный характер. Старым четырем категориям населения Афин эвпатридам, всадникам, зевгитам и фетам был придан новый смысл в них зачислялись граждане соответственно своим доходам не менее 500, 300, 200 мер зерна в год. Помимо того, что категория граждан отныне могла меняться и зависела от исчисления ценза, для других, невысших, слоев были предусмотрены свои возможности решать политические вопросы.

Все слои населения отныне допускались к участию в народном собрании и могли быть судьями полномочия собрания были невелики, и все дела предварительно решались в других советах.

Рядом с ареопагом был поставлен новый совет булэ, куда определялось по 100 граждан от каждой филы или Совет 400 именно булэ предварительно обсуждал вопросы, подлежащие вынесению на народное собрание. За ареопагом были оставлены надзор за всем и охрана законов. Солон отменил большинство изданных до него законов, в частности законодательство Драконта кроме уголовного, и издал целую серию правил, касавшихся суда, гражданских прав, брачно-семейной сферы и т.д которые создали совершенно новый правовой порядок.

Отныне все граждане могли обращаться в суд сами, выступать в защиту потерпевшего и преследовать преступника это устраняло патриархальные права эвпатридов. Граждане Афин обязаны были во время междоусобия занимать твердую политическую позицию под угрозой отнятия прав. Реформы, проведенные Солоном или приписанные ему позднее, окончательно сформировали целостный государственно-политический уклад.

Родовая знать стала преобразовываться в политическую элиту, связанную всецело с государственными институтами. После некоторых административных преобразований, правления тиранов из семьи Писистратидов 560-527 гг. до н.э в основном сохранивших государственные порядки Солона и продолживших его социальную политику в интересах широкой массы земледельцев-граждан, в Афинах установился стабильный и развитый государственный строй, основанный на широком представительном народовластии граждан.

Демократическое государство Древних Афин К концу VI в. до н.э. в Афинском полисе сложилась завершенная государственная организация, построенная на прямом участии основной массы полноправных и свободных граждан в реализации государственной власти. Строй афинской демократии V-IV вв. до н. э. был наиболее своеобразным достижением традиции всей античной государственности, спустя тысячелетия продолжая привлекать к себе политическое внимание. Для самих Древних Афин это было время не только стабильного в целом государственного порядка, но и особого экономического и культурного расцвета, активной внешней политики, когда Афины стали практически центром Средиземноморского мира.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Законодательный процесс в Древних Афинах

Их новизна была связана с глубокими особенностями общественно-юридического быта и всего социально-культурного уклада европейских народов. Античное общество, по крайней мере в период своего расцвета, было обществом… Основанные на этих особенностях исторического развития Европы черты политического быта и правовой культуры также были…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Становление Афинского полиса

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Становление демократической системы
Становление демократической системы. Принципы будущей демократической организации были заложены во второй половине VI в. до н.э. и в целом не менялись до периода политического упадка Афин в конце I

Органы прямого народовластия
Органы прямого народовластия. Важнейшим и отличительным принципом афинской демократии в целом была организация органов власти на основе прямого народоправства, в котором участвовали безусловно все

Финансовая система
Финансовая система. Политическая мощь Афин основывалась в том числе на весьма развитой финансовой системе, которая впервые здесь обрела значение особой отрасли государственного управления. Узаконен

Суды в системе народовластия
Суды в системе народовластия. Афинская демократия воплощалась не только в собственно политическом народовластии. На основе прямого волеизъявления народа-демоса строилась и судебная система государс

Деформация Афинской демократии
Деформация Афинской демократии. Неудачная для Афин Пелопоннесская война со Спартой 431 404 гг. до н.э. е только положила начало медленной, но неуклонной деформации государственных институтов афинск

Социально-правовой строй
Социально-правовой строй. В социальном отношении греческая демократия основывалась на глубинном неравенстве населения, и полисный строй не только допускал, но и прямо предполагал наличие сословных

Семейный уклад
Семейный уклад. Статус афинского гражданина был неразрывен с особым положением в семье. И афинское право, и традиционный уклад последнее в большей степени поддерживали сохранение патриархальной вла

Регулирование имущественных и торговых отношений
Регулирование имущественных и торговых отношений. Несмотря на высокое развитие торговой экономики, коммерческих связей в афинском обществе, политика демократии возможно, именно потому, что стремила

Развитие законодательства
Развитие законодательства. Афинское право сложилось в значительной степени на основании традиций, правовых обычаев и только потом уже законодательства. Законы далеко не охватывали все област

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги