рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Развитие законодательства

Работа сделанна в 2000 году

Развитие законодательства - Курсовая Работа, раздел Право, - 2000 год - Законодательный процесс в Древних Афинах Развитие Законодательства. Афинское Право Сложилось В Значительной Степени На...

Развитие законодательства. Афинское право сложилось в значительной степени на основании традиций, правовых обычаев и только потом уже законодательства.

Законы далеко не охватывали все области имущественных и межличностных отношений. Поэтому специально предусматривалось, что вопросы, относительно которых нет законов, следует разрешать по соображениям наибольшей справедливости. Сведений о древнейших афинских законах не сохранилось. Знаменитый судебный оратор IV в. до н.э. Демосфен в одной из речей упомянул о законах легендарного правителя Тесея, которые якобы были выбиты на камне. Однако если какие-то изустные постановления в архаический и даже еще додорийский период и существовали, они касались только религиозных вопросов празднеств, обрядов и т.п. Первым историческим законодателем Афин был тиран Драконт.

Законы Драконта около 621 года до н.э. были посвящены главным образом новой организации суда, наказаниям за разные нарушения священного и общественного уклада в социально-правовом смысле они стремились сдержать распространение имущественного неравенства и в этом отношении вполне походили на законы первых древневосточных правителей.

Законы эти отменили любые привилегии, в том числе родовой знати, в сфере уголовного наказания. Практически за любое преступление, за любую в частности кражу, даже кражу овощей с огорода, Драконт предписал казнить смертью. Предусматривалось наказание за убийство раба. Когда Драконта спросили, почему он за большую часть преступлений назначил смертную казнь, он, как говорят, отвечал, что мелкие преступления, по его мнению, заслуживают этого наказания, а для крупных он не нашел большего Плутарх.

Солон. 6. Только за посягательства на неприкосновенность личности мог быть назначен штраф. Преступление было нанесением обиды не только самому потерпевшему, но и всему его роду поэтому жалобы в суд могли подавать как потерпевшие, так и их родственники. Законы предусматривали возможность примирения преступника с родными убитого или с тем, кому был причинен ущерб из этой возможности появляется компенсация, устанавливаемая по соглашению сторон или в скоте, или в деньгах весьма своеобразный институт догосударственного афинского права.

По преданию, законы Драконта за исключением тех, что были посвящены наказаниям за убийства и тяжкие преступления были отменены Солоном в начале VI в. до н.э которые сам, в свою очередь, составил новое обширное законодательство, посвященное уже очень многим вопросам жизни афинского общества. Законы Солона после 594 года до н.э по-видимому, были записью не только обычного права и религиозных постановлений, но и перенесением в Афины некоторых законов других греческих полисов и даже Египта.

Законы были выбиты на деревянных досках числом не менее 16-ти и выставлены в пританее. По указанию законодателя, следовать им афиняне должны были не менее ста лет к IV в. до н.э. по крайней мере уважительное отношение к этим законам еще сохранялось. Предметом особого внимания Солонова законодательства было охранение семьи, и в связи с этим существенно выправилось положение женщин в полисе.

Запрещалось продавать из семьи дочерей и сестер, если только они не совершали нарушений против морали и семейных устоев. Брак должен служить продолжению рода, деторождению, а не удовлетворению корыстных или иных недостойных стремлений. Поэтому вводились возрастные ограничения, особенно в тех случаях, когда женщины, воспользовавшись условным браком, стремились выйти из-под власти своих сыновей. Запрещалось приносить мужу большое приданое кроме личных вещей. Чтобы не заключались мнимые и фиктивные браки с дочерьми богатых родов только ради обогащения по наследству, вводилось требование, обязывающее мужа богатой сироты к сожительству с нею. Причем если формальный супруг отказывался это делать или был не способен к сожительству, то и женщине разрешалось взять официального сожителя из числа родственников супруга.

Сохранение общественной морали и спокойствия было, пожалуй, вторым по важности предметом законов Солона. Запрещалось дурно говорить об умершем, равно как и порочить живого впредь это рассматривалось как оскорбление личной чести и наказывалось штрафами в пользу как семьи потерпевшего, так и казны. Вводились ограничения на излишние роскошества и вообще проявления всякой нарочитости, нескромности например, излишние причитания женщин на похоронах обычай, видимо, перешедший из Египта и крито-микенской культуры.

Прелюбодеяние в семье рассматривалось как преступление мужу дозволялось убить застигнутого любовника жены. Однако как общественный институт гетеризм не преследовался, запрещалось только профессиональное сводничество.

Тяжелый штраф полагался за изнасилование женщины, которое рассматривалось также как покушение не на личность, а на общественную мораль. Законы содержали постановления, регулировавшие имущественные отношения в рамках соседского права. Были установлены взаимные обязательства сажать деревья на определенном расстоянии, чтобы они не мешали друг другу. При копании ям, канав следовало отступать от соседнего владения на достаточное расстояние.

Пчельники одного хозяина от других должны были быть удалены не менее чем на 300 футов. Чтобы предотвратить взаимные обманы и споры граждан, законом устанавливались предельные цены на жертвенных животных также сходно с древневосточными законами. Урегулировался порядок претензий в случае нападения домашних животных на человека. Солон впервые ввел в афинское право возможность завещания на свое имущество, сделал имущество действительной собственностью владельца. Однако это право было и существенно ограничено требованиями не быть под влиянием болезни, в удрученном состоянии или под воздействием женщин.

Здесь, в частности, выразилась та особенность древнего правового мировоззрения, согласно которой нет особой разницы между убеждением, вредным по последствиям, и нарочитым обманом или принуждением главное реальный вред для человека и семьи. Закон и право Особенности содержания афинских законов, их сосредоточенность на своего рода общинно-полисных ценностях имели своим основанием особое, неполитическое общее понимание Закона и Права. Закон служит не государственной власти, а выражает нравственно-обязательный порядок в этом его содержание, в этом и предназначение.

Право могло быть двух родов, согласно общегреческому представлению. Как широкое понятие Themis это воплощение воли богов оно именно присутствует в природе, пронизывает собою угодный богам общественный порядок. Такому понятию должны соответствовать между собою отношения между народами, между разными слоями населения в полисе, отношения между властвующими и подвластными, отношения в роде и семье.

Как более конкретное понятие Dike это и собственно юридическая норма, и вместе с тем моральное предписание о добродетели. Чисто юридического представления о законах, о праве в Древних Афинах не существовало право и законы одновременно обозначали и справедливость с точки зрения религиозной и полисной морали. Юридическое предписание, закон только приложение требований всемирного порядка.

Выражены эти предписания могут быть в нескольких видах. Первый ретра взаимное обещание, например, законодателя и народа, двух родов по отношению друг к другу, двух народов этот закон имеет фундаментальное значение и не может быть ни отменен, ни переменен. Второй themos глобальное правило, установление какого-то определенного свойства о браке, государстве, о значении какого-то лица такой смысл имели большинство конкретных предписаний, установленных Драконтом или Солоном.

Третий псефисма индивидуальное решение, клятва, законодательный акт, принятый органами полисного народовластия. Главная задача этого вида регламентация деятельности магистратов, чтобы они не нарушали прав граждан. Однако преклонения перед законами, безусловного предпочтения их другим формам права в греческом правосознании не было закон только один из путей к наилучшему порядку и не всегда самый совершенный И только вследствие того обстоятельства, что решение одних вопросов может быть подведено под законы, а других не может, приходится недоумевать и исследовать, что предпочтительнее господство ли наилучшего закона или господство наилучшего мужа так как вопросы, обычно требующие обсуждения, не могут быть заранее решены законом. Аристотель.

Политика. III.XI.8

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Законодательный процесс в Древних Афинах

Их новизна была связана с глубокими особенностями общественно-юридического быта и всего социально-культурного уклада европейских народов. Античное общество, по крайней мере в период своего расцвета, было обществом… Основанные на этих особенностях исторического развития Европы черты политического быта и правовой культуры также были…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Развитие законодательства

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Становление Афинского полиса
Становление Афинского полиса. Аттическая область была захвачена группой ионических племен в ходе общего дорийского завоевания, которые, ассимилировав древнюю эгейскую цивилизацию, установили более

Становление демократической системы
Становление демократической системы. Принципы будущей демократической организации были заложены во второй половине VI в. до н.э. и в целом не менялись до периода политического упадка Афин в конце I

Органы прямого народовластия
Органы прямого народовластия. Важнейшим и отличительным принципом афинской демократии в целом была организация органов власти на основе прямого народоправства, в котором участвовали безусловно все

Финансовая система
Финансовая система. Политическая мощь Афин основывалась в том числе на весьма развитой финансовой системе, которая впервые здесь обрела значение особой отрасли государственного управления. Узаконен

Суды в системе народовластия
Суды в системе народовластия. Афинская демократия воплощалась не только в собственно политическом народовластии. На основе прямого волеизъявления народа-демоса строилась и судебная система государс

Деформация Афинской демократии
Деформация Афинской демократии. Неудачная для Афин Пелопоннесская война со Спартой 431 404 гг. до н.э. е только положила начало медленной, но неуклонной деформации государственных институтов афинск

Социально-правовой строй
Социально-правовой строй. В социальном отношении греческая демократия основывалась на глубинном неравенстве населения, и полисный строй не только допускал, но и прямо предполагал наличие сословных

Семейный уклад
Семейный уклад. Статус афинского гражданина был неразрывен с особым положением в семье. И афинское право, и традиционный уклад последнее в большей степени поддерживали сохранение патриархальной вла

Регулирование имущественных и торговых отношений
Регулирование имущественных и торговых отношений. Несмотря на высокое развитие торговой экономики, коммерческих связей в афинском обществе, политика демократии возможно, именно потому, что стремила

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги