рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Органы прямого народовластия

Работа сделанна в 2000 году

Органы прямого народовластия - Курсовая Работа, раздел Право, - 2000 год - Законодательный процесс в Древних Афинах Органы Прямого Народовластия. Важнейшим И Отличительным Принципом Афинской Де...

Органы прямого народовластия. Важнейшим и отличительным принципом афинской демократии в целом была организация органов власти на основе прямого народоправства, в котором участвовали безусловно все граждане. Главные полномочия были сосредоточены в органах непосредственной демократии народном собрании и Совете-булэ. Совет полиса булэ играл основную роль в Афинском государстве.

Его составляли 500 граждан, выделяемых на год по 50 от каждой филы. Поскольку деятельность булэ была постоянной, а плата за работу в нем небольшой, кандидатов не хватало. Для них были введены гражданские привилегии освобождение от военной службы и судебный иммунитет. По окончании срока деятельности булэвты давали отчет народному собранию о своей персональной работе но сам совет не был ответствен перед народным собранием.

В полномочия булэ прежде всего входила вся собственно правительственная деятельность сношения с должностными лицами, послами, выдача приказов военачальникам, постановления об арестах, выдвижение обвинений против стратегов и магистратов совет был как бы стражем республики. Реально булэ был осью и законодательной, и исполнительной власти Афин. Он готовил декреты и другие законодательные акты, предлагаемые или поступившие для народного собрания и без совета собрание не могло даже обсуждать новый закон, контролировал полномочия и деятельность магистратов, представлял Афинское государство в международных союзах.

В исключительных случаях булэ мог брать всю полноту власти в государстве в свои руки. Булэ осуществлял контроль за финансами государства, в том числе контролировал исчисление гражданского ценза. В булэ устанавливался список кандидатов для назначения в магистраты. Тем самым ему принадлежало решающее слово и в вопросе организации исполнительной власти.

Наконец, булэ мог выносить и отдельные судебные постановления в случае нарушений установленного строя до 501 года до н.э. с наказанием в виде смертной казни, а после только штрафов. Для лучшей организации своей работы булэ подразделялся на части коллегии пританов по 50 членов совета обязательно с пропорциональным представительством от фил. Пританы осуществляли полномочия совета в назначенную им десятую часть года, сменяя друг друга по жребию. Помимо этого, булэ образовал постоянные комиссии для контроля за деятельностью должностных лиц и реализации важнейших государственных дел комиссию по контролю за доходами в собрании, комиссию арсеналов, по религиозным церемониям, по контролю за актами должностных лиц, комиссию по контролю государственных счетов.

Булэ был важнейшим устоем всеобщей афинской демократии как только в тот или другой исторический момент стремления к олигархии или узурпации брали верх, полномочия и роль совета сразу же сокращались. Народное собрание экклезия было институтом важных государственно-политических решений.

По традиции и по закону, в собрании могли принимать участие все полноправные граждане полиса, приписанные к дему в V-IV вв. до н.э. таких насчитывалось 40-50 тыс старше 20 лет после отбытия обязательной воинской службы. Реально, однако, для собрания установились две численные квоты 1 большая в 6 тыс. граждан, когда принимались наиболее ответственные решения 2 малая в 110 от цензового списка, когда принимались обычные решения собрания.

В основном в экклезии участвовал афинский демос - ремесленники и торговцы, в меньшей степени земледельцы Аттики. Собрание было если не постоянным, то регулярно действующим институтом власти созывали его 10 раз в год в начале V в. до н.э а с конца V в. до н.э. не менее 40 раз. Не все собрания считались равнозначными, в том числе не любые решения можно было принимать на любом из собраний. Первые десять собраний года были главными, где решались вопросы организации власти и законодательства на будущий срок например, только в 6-ом собрании можно ставить на решение вопрос об остракизме в отношении гражданина. Специальные собрания посвящались религиозным, административным, международным делам.

Извещение о повестке дня должно было быть обнародовано не менее чем за 4 дня до созыва. По усмотрению булэ или магистратов могли быть и чрезвычайные собрания для решения военных дел. После реформ Перикла за участие в собраниях гражданам также полагалось вознаграждение выгодное, естественно, только для малоимущей и бездельной части граждан. Созывались собрания на рыночной площади агоре, позднее на Фниксе особом холме.

Собрание обладало обширными политическими, но не неограниченными полномочиями. Только в экклезии принимались решения о войне и мире, союзах, назначении представителей и послов, объявлении мобилизации и о числе призываемых ежегодно на воинскую службу. Здесь принимались финансовые законы, таможенные правила, осуществлялся общий финансовый контроль. Экклезия утверждала должностных лиц полиса, а 10 раз в году заслушивала из отчеты о своей деятельности, выражая доверие или недоверие им. Номинально экклезия обладала высшей законодательной властью, но реально эти полномочия были существенно ограничены.

Во-первых, по процедуре проекты законов представлялись в собрание только из булэ, и даже если гражданин вносил произвольное предположение о законе формально такое право было, проект следовало вначале обсудить в совете. Во-вторых, по содержанию законы считались постоянными, и, для того чтобы отменить или изменить прежний закон, требовалась целая совокупность религиозных и политических обрядов adeia.

Собрание не обладало судебными полномочиями, оно могло только подвергнуть моральному осуждению. Правда, с 403 года до н.э. вошла в практику особая процедура ейсангелия, когда обвиненный в покушении на безопасность государства мог быть тут же и осужден при любом количестве присутствующих граждан. Присутствие квалифицированного большинства в 6 тыс. граждан требовалось для решения трех вопросов об остракизме, санкции на перемену законов и о передаче прав полиса новому магистрату.

Собрание не связывало себя единым решением могли быть и повторные голосования по тому же вопросу, отмена предыдущего голосования. Подача голосов осуществлялась поднятием рук, и только в особо важных случаях баллотированием камешками при остракизме черепками-остраками. Председательствовали на собрании пританы, они же и созывали его. В IV в. до н.э. председательствовать стали члены совета, не находящиеся в данный момент при исполнении обязанностей пританов.

Несколько смягчились требования к принятию новых законов обвинение в незаконности должно быть обосновано в судебном порядке, для предварительного решения вопроса о почине закона организовывалась коллегия номофетов из членов гелиэи. Должностные лица Еще одним принципом афинской демократии была жесткая подчиненность должностных лиц полиса органам народовластия.

Все должностные лица магистраты не обладали собственной, хотя бы на основе законов, властью из полномочия всецело определялись решениями народного собрания и могли быть либо расширены, либо еще более ограничены против традиции. Магистраты обязывались исполнять решения совета или собрания, имея только собственную сферу деятельности. В образовании магистратур обеспечивалось чуть ли не математически выдержанное равенство демов и фил органы территориального самоуправления сохраняли свой контроль за их деятельностью.

Наконец, все магистратуры были срочными не более чем на один год, и переизбрания запрещались. Еще одной чертой афинской исполнительной власти была жесткая коллегиальность магистратов почти каждый из должностных лиц любого уровня имел до 10 равноправных ему коллег. Кандидатов в должностные лица выдвигали на собраниях самоуправлений в демах или филах. Утверждение в должности происходило на народном собрании, однако в большинстве случаев роль экклезии была своеобразной магистратов либо определяли жребием, либо избирали путем открытого голосования демократические круги Афин предпочитали жребий.

Отбор подходящих кандидатов в большей степени поэтому зависел от предвыборной проверки докимасии, которую проводил булэ или по его поручению специальные коллегии. Кандидат в магистраты должен был быть годным с точки зрения отсутствия телесных недостатков, полноправного гражданства, быть приписанным к определенному дему, участвовать к культе Аполлона, чтить могилы предков.

Будучи избранным, магистрат получал некоторые привилегии право на почетное место в театре, на церемониях, на время магистратуры освобождался от частных к нему исков. Вместе с тем ему запрещалось покидать страну, делать завещания, он обязан был отчитываться перед органами народовластия. Магистратуры в основном разделялись на 3 категории. Первую составляли архонты которые уже не имели персональных званий и прав они исполняли поручения булэ по поддержанию государственного порядка, имели право помилования, наказания, задержания граждан и неграждан Афин. Вторую составляли многочисленные и различные эпимелеты с самыми разными обязанностями, главным образом в качестве помощников других должностных лиц, а также финансовые чиновники.

Третью, низшую группу составляли подчиненные ипереты писцы, регистраторы, судебные исполнители особенностью афинской демократии было то, что этот разряд должностей поручался не столкьо гражданам, сколько рабам или освобожденным.

Рабы-тохотаи выполняли и основные полицейские функции в полисе. Особую категорию должностных лиц составляли стратеги в числе десяти, которым поручалось военное управление и командование. Эта должность не была оплачиваемой и поручалась только богатым и видным гражданам в стратеги могли переизбирать так, Перикл был стратегом 15 лет. Обязанности между стратегами распределяло народное собрание, но нередко в чрезвычайном порядке все государственные дела вручались одному, который получал звание стратега-автократора.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Законодательный процесс в Древних Афинах

Их новизна была связана с глубокими особенностями общественно-юридического быта и всего социально-культурного уклада европейских народов. Античное общество, по крайней мере в период своего расцвета, было обществом… Основанные на этих особенностях исторического развития Европы черты политического быта и правовой культуры также были…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Органы прямого народовластия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Становление Афинского полиса
Становление Афинского полиса. Аттическая область была захвачена группой ионических племен в ходе общего дорийского завоевания, которые, ассимилировав древнюю эгейскую цивилизацию, установили более

Становление демократической системы
Становление демократической системы. Принципы будущей демократической организации были заложены во второй половине VI в. до н.э. и в целом не менялись до периода политического упадка Афин в конце I

Финансовая система
Финансовая система. Политическая мощь Афин основывалась в том числе на весьма развитой финансовой системе, которая впервые здесь обрела значение особой отрасли государственного управления. Узаконен

Суды в системе народовластия
Суды в системе народовластия. Афинская демократия воплощалась не только в собственно политическом народовластии. На основе прямого волеизъявления народа-демоса строилась и судебная система государс

Деформация Афинской демократии
Деформация Афинской демократии. Неудачная для Афин Пелопоннесская война со Спартой 431 404 гг. до н.э. е только положила начало медленной, но неуклонной деформации государственных институтов афинск

Социально-правовой строй
Социально-правовой строй. В социальном отношении греческая демократия основывалась на глубинном неравенстве населения, и полисный строй не только допускал, но и прямо предполагал наличие сословных

Семейный уклад
Семейный уклад. Статус афинского гражданина был неразрывен с особым положением в семье. И афинское право, и традиционный уклад последнее в большей степени поддерживали сохранение патриархальной вла

Регулирование имущественных и торговых отношений
Регулирование имущественных и торговых отношений. Несмотря на высокое развитие торговой экономики, коммерческих связей в афинском обществе, политика демократии возможно, именно потому, что стремила

Развитие законодательства
Развитие законодательства. Афинское право сложилось в значительной степени на основании традиций, правовых обычаев и только потом уже законодательства. Законы далеко не охватывали все област

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги