рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История либерализма

История либерализма - Контрольная Работа, раздел Право, Либерализм и марксизм: сравнительный анализ История Либерализма. Само Понятие Либерализм Вошло В Европейский Общественно-...

История либерализма. Само понятие либерализм вошло в европейский общественно-политический лексикон в начале XIX в. Первоначально оно использовалось в Испании, где в 1812 г. либералами называли группу делегатов-националистов в испанском парламенте, заседавших в Кадисе.

Затем оно вошло в английский и французский и вслед за ними во все крупные европейские языки. Своими корнями либеральное мировоззрение восходит к Ренессансу, реформации, ньютоновской научной революции.

У его истоков стояли такие разные личности, как Дж. Локк, Монтескье, И.Кант, А.Смит, В.Гумбольдт, Т.Джефферсон, Дж. Медисон, Б.Констан. На протяжении всего XIX в. эти идеи были продолжены и дальше развиты И.Бентамом, Дж. С.Миллем, Т.Х.Грином, Л.Хобхаузом и другими представителями западной общественно-политической мысли. В формировании либерального мировоззрения участвовали представители европейского и американского Просвещения, французские физиократы, приверженцы английской манчестерской школы, представители немецкой классической философии, европейской классической политэкономии.

При всех различиях общее между этими разными мыслителями, идейными направлениями и движениями состояло в том, что они каждый по своему в соответствии с реальностями своего времени высказывались за пересмотр устоявшихся, но устаревших ценностей и подходов к решению важнейших социально-экономических и политических проблем, за перестройку потерявших эффективность общественно-политических и государственных институтов, за ревизию, модификацию и модернизацию основных положений, доктрин и концепций в соответствии с новыми тенденциями общественно-политического развития.

Участники английской буржуазной революции середины XVII в Славной революции 1688 г войны за независимость США руководствовались многими из тех идеалов и принципов, которые позже стали составной частью либерального мировоззрения. Декларация независимости США 1776 г стала первым документом, в котором эти идеи получили формальное выражение и были приняты к исполнению на официальном государственном уровне.

Все же поворотным пунктом в формировании либерализма, да и в размежевании основных течений западной общественно-политической мысли нового и новейшего времени следует считать Великую французскую революцию, в частности, один из ее главных политико-идеологических документов-Декларация прав человека и гражданина1789 г легитимизировал те ценности, которые впоследствии стали важнейшими составляющими классического либерализма.

Вторая статья декларации гласила Целью всякого политического объединения является сохранение естественных неотъемлемых прав человека. Эти права суть свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Либеральные принципы в той или иной степени получили осуществление в ограниченном конституционном строе, установленном во Франции после июльской революции 1830 г а также в Третьей республике в 1870 г. Ощутимых успехов в XIX в. либералы добились в Швейцарии, Голландии, скандинавских странах.

Они принимали активное участие в борьбе за объединение Италии и Германии и в формировании государственной системы этих стран. Своеобразным полигоном, на котором либеральные идеи проходили главную проверку и испытание, стали Великобритания и США. В России либеральное мировоззрение укоренилось позже в конце XIX начале XX в. Представители русской общественно- политической мысли внесли собственную лепту в понимание и разработку либерализма.

Среди них следует назвать, прежде всего, Т.Грановского, П.Струве, Б.Чичерина, П.Милюкова, пытавшихся развить и применить принципы либерализма к российским реальностям. В частности, они заложили основы русского конституционализма идеи правового государства и гражданского общества. Их заслуга состояла также в постановке в практическую плоскость проблем прав и свобод личности, подчинения государственной власти праву, верховенство закона. Либерализм формировался, утверждался в различных социально-исторических и национально-культурных условиях.

Как правило, выделяют две исторически сложившиеся либеральные традиции англосаксонскую и континентально-европейскую. В XIX в. первая ассоциировалась со свободной торговлей, интернационализмом, развитием конституционных норм и укреплением демократических ценностей. Что касается континентально-европейской традиции, то в ней акцент делался на процессы национальной консолидации и отказ от всех форм экономического, политического и интеллектуального авторитаризма.

В силу большего разнообразия исторических условий здесь в каждой из стран либерализм обрел собственную окраску. Постепенно в нем выделились два соперничающих между собой течения умеренных и прогрессистов. Последние также характеризовались разнообразием идеологических позиций, что, в частности, проявилось в названиях их партий от либералов до радикалов. В целом, либеральное мировоззрение с самого начала тяготело к признанию идеала индивидуальной свободы в качестве универсальной цели. Индивидуализм развивался рука об руку с гуманизмом, идеями самоценности человека и человеческой свободы, плюрализма мнений и убеждений, он стимулировал их, стал как бы их основанием, подпоркой.

Свобода понималась приверженцами либерализма в смысле свободы от политического, церковного и социального контроля со стороны феодального государства. Поэтому классический либерализм объявил потерявшими силу все формы наследственной власти и сословных привилегий, поставив на первое место свободу и естественные способности отдельного индивида как самостоятельного разумного существа, независимой единицы социального действия.

Именно индивидуализм лежит в основе принципа отождествления свободы и частной собственности, которые в совокупности стали могущественной стимулирующей силой развития производительных сил, общественно-исторического развития, формирования и утверждения политической демократии. Здесь частная собственность рассматривалась в качестве гаранта и меры свободы.

Идея свободы писал В.фон Гумбольдт, -развивается только вместе с идеей собственности, и самой энергичной деятельностью мы обязаны именно чувству собственности. При этом исходили из постулата, что плоды деятельности не могут быть отчуждены от самого субъекта деятельности. Именно из экономической свободы выводились политическая и гражданская свободы. Как бы воплощением индивидуализма и права частной собственности в экономической сфере выступают принципы свободного рынка и свободной конкуренции, реализацию которых обеспечили беспрецедентные темпы интенсивного и экстенсивного роста производительных сил. С формированием и утверждением идеи индивидуальной свободы все более отчетливо вычленялась проблема отношений государства и отдельного человека и, соответственно, проблема пределов вмешательства государства в дела индивида.

Сфера индивидуальной активности человека, не подлежащей вмешательству со стороны внешних сил, рассматривалась как сфера реализации естественной свободы и, стало быть, естественного права.

Поскольку это право призвано защищать отдельного человека от неправомочного вмешательства в его личную жизнь со стороны государства или церкви, оно, по замечанию итальянского исследователя XIX в. Дж. Руджиеро, является формой юридического протестантизма. Адепты естественного права исходили из идеи, что человек появился на свет раньше общества и государства. Уже в дообщественном, догосударственном естественном состоянии он был наделен неотчуждаемыми правами, руководствуясь которыми каждый получал то, что он заслуживал.

Исходя из этого постулата, были сформулированы политическая, юридически-правовая система и государственно- политическая концепция, в которых право было превращено в инструмент гарантирования отдельному индивиду свободы выбора морально-этических ценностей, форм деятельности и создания условий для претворения в жизнь этого выбора. В политической сфере они нашли отражение в идеях государства ночного сторожа и правового государства, демократии и парламентаризма.

Суть идеи государства ночного сторожа состояла в обосновании достаточности так называемого минимального государства, наделенного ограниченным комплексом самых необходимых функций по охране порядка и защите страны от внешней опасности. Здесь приоритет отдавался гражданскому обществу перед государством, которое рассматривалось как необходимое зло. Из воззрений Дж. Локка можно сделать вывод верховный государственный орган можно сравнить не с головой, увенчивающей общество, а со шляпой, которую можно безболезненно сменить.

Иначе говоря, общество постоянная величина, а государство производное от него. Но либерализм ни в коем случае нельзя отождествлять с апологией неограниченной, анархически понимаемой свободы индивида делать все, что ему заблагорассудится, игнорируя при этом общепринятые в данном обществе нормы и правила игры. Неотъемлемой составной частью либеральной идеи, свободы индивида является не менее важный принцип ответственности последнего перед обществом за свои действия.

Представители либерализма, особенно умеренного крыла не отвергали позитивные функции государства. Для либералов была и остается аксиомой мысль об обязанности государства защищать права и свободы отдельного человека. Важное место в либерализме занимал постулат, по-разному сформулированный А.Смитом и И.Кантом. Первый говорил, что собственность дает права, но эти последние нужно использовать таким образом, чтобы не нарушить прав других членов общества.

Как утверждал Кант, моя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека. В обоих случаях подразумевались действия государства по защите прав и свобод человека. Но у либералов речь шла не только о таких присущих государству полномочиях, как обеспечение правопорядка внутри страны и защита национального суверенитета и территориальной неприкосновенности от притязаний извне. Отцы основатели либерализма предписывали государству ответственность за материальное обеспечение неимущих слоев населения.

Так, рассматривая в качестве главной обязанности государства стоять на страже прав личности, Кант писал о необходимости со стороны государства помочь бедным и с этой целью облагать богатых специальным налогом, предназначенным на поддержку тех членов общества, которые не в состоянии жить своими средствами, тем самым помогая им осуществлять свои права. Либерализм разрабатывал принципы конституционализма, парламентаризма и правового государства.

Основополагающее значение имел сформулированный Монтескье принцип разделения властей на три главные ветви законодательную, исполнительную и судебную. По его мысли, в случае соединения законодательной и исполнительной ветвей неизбежно подавление свободы, господство произвола и тирании. То же самое произойдет и в случае соединения одной из этих ветвей с судебной властью. А соединение всех трех в одном лице или органе составляет характерную черту деспотизма. Отцам-основателям либерального мировоззрения принадлежит идея о том, что в государстве должны властвовать не отдельные личности, а законы.

Задача государства состоит в том, чтобы регулировать отношения между свободными гражданами на основе строгого соблюдения законов, которые призваны гарантировать свободу личности, неприкосновенность собственности и другие права человека и гражданина Гаджиев К.С. Либерализм история и современность. Новая и новейшая история. Москва 1995 г. 6 С.15. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Либерализм и марксизм: сравнительный анализ

Если монархи претендовали на божественное право управлять жизнью общества, либерализм отвечал, что в общем и целом лучше всего предоставить… Либеральный лозунг laissez faire, laissez passer, le monde va de lui-meme не… Во всем западном мире сложилась система, основанная на свободе труда, четких индивидуальных правах собственности и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История либерализма

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Вывод по либерализму
Вывод по либерализму. Истоками либеральной общественно-политической мысли служат идеи таких разных авторов, как Дж. Локк, Л.Ш. Монтескье, И. Кант, А. Смит, Т. Джефферсон, Дж. Медисон, Б. Кон

Понятие марксизма
Понятие марксизма. С именем Маркса связан марксизм философское и социально-экономическое учение, которому суждено было сыграть огромную и отнюдь не только теоретическую роль в жизни европейского и

Классовый характер государства и права
Классовый характер государства и права. В марксизме классовая борьба выступает одной из важнейших закономерностей бытия общества, расколотого на антагонистические классы. Ничто сколько-нибуд

Социалистическая революция и диктатура пролетариата
Социалистическая революция и диктатура пролетариата. Сама идея революционной диктатуры пролетариата красной нитью проходит через все учение марксизма о государстве и праве, образуя его неотъ

Либерализм и марксизм сравнительный анализ
Либерализм и марксизм сравнительный анализ. Маркс и Энгельс не акцентировали внимания на близости некоторых своих воззрений либерализму. Напротив, где могли, старались от него дистанцироваться, счи

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги