Классовый характер государства и права

Классовый характер государства и права. В марксизме классовая борьба выступает одной из важнейших закономерностей бытия общества, расколотого на антагонистические классы.

Ничто сколько-нибудь существенное в социальной жизни такого общества не может быть объяснено и понято вне контекста классовой борьбы. В значительной мере из-за нее аппарат государства оказывается учреждением, легитимно осуществляющим целенаправленное насилие в обществе. Выделение и акцентирование в природе государства его принуждающего начала закономерно для марксизма. Во-первых, перед умственным взором Маркса и Энгельса находилась эксплуататорская государственность.

Она действительно враждебно противостояла трудящемуся люду, угнетала его. Этот факт до сознания политически и социально обездоленной массы хотели довести Маркс и Энгельс- довести с максимальной убедительностью и экспрессией. Кроме такой осязаемо вещественной инспирации действовала, во-вторых, еще и инспирация доктринальная. Создается впечатление, что изображение государства в качестве органа институционализированного насилия подсказывается Марксу и Энгельсу их представлением об истории цивилизованного общества как процессе, в основном сотканном из антагонизмов, стимулируемом борьбой противоположностей, наполненном стихией всяческих битв. В Манифесте Коммунистической партии указанно, что добившийся своего политического господства пролетариат осуществит деспотическое вмешательство в право собственности и в буржуазные производственные отношения, централизует все орудия производства в руках государства, централизует транспорт и кредит, введет одинаковую обязательность труда для всех и создаст промышленные армии.

Пролетариат в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения.

До тех пор, пока все производство не сосредоточится в руках ассоциации индивидов, публичная власть сохраняет свой политический характер. Политическая власть в собственном смысле слова это организованное насилие одного класса для подавления другого. Политического аспекта насилия, продуцируемого государством, касается Энгельс. Он внушает Августу Бебелю государство есть лишь преходящее учреждение, которым приходится пользоваться в борьбе, в революции, чтобы насильственно подавить своих противниковпока пролетариат еще нуждается в государстве, он нуждается в нем не в интересах свободы, а в интересах подавления своих противников, а когда становится возможным говорить о свободе, тогда государство как таковое перестает существовать. Из слов Энгельса вытекает, что государство, которое пролетариат использует в целях насильственного подавления противников рабочего класса, не признает свободу для них. Но обеспечивает ли оно свободу самому пролетариату Ведь давно и хорошо известно например, ст. 34 якобинской Декларации прав человека и гражданина1793 г. непреложное правило всякий раз, когда под вопрос ставится та или иная свобода, ставится под вопрос и свобода вообще.

И об этом писал не кто иной, как Маркс. Помимо карательно-репрессивной функции государства Маркс и Энгельс выявили и иные социальные свойства, иные напрямую не связанные с насилием способы жизнедеятельности.

Однако в идеологии революционного социалистического движения почти вся совокупность воззрений Маркса и Энгельса на природу государства была сведена к формуле государство организация для систематического насилия одного класса над другим одной части населения над другой, всякое организованное систематическое насилие над людьми вообще История политических и правовых учений XIX в. Москва.1993 г. Отв. Редактор Нерсесянц В.С. С.173. 4.3