рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Глава I. Начало правления Медичи во Флоренции в Историях Флоренции Франческо Гвиччардини и Николло Макиавелли

Работа сделанна в 2002 году

Глава I. Начало правления Медичи во Флоренции в Историях Флоренции Франческо Гвиччардини и Николло Макиавелли - Дипломная Работа, раздел Право, - 2002 год - Правление дома Медичи во Флоренции в XV веке по "Историям Флоренции" Франческо Гвиччардини и Никколо Макиавелли Глава I. Начало Правления Медичи Во Флоренции В Историях Флоренции Франческо ...

Глава I. Начало правления Медичи во Флоренции в Историях Флоренции Франческо Гвиччардини и Николло Макиавелли. За точку отсчета для своей Истории Гвиччардини берет восстание чомпи Необходимо отметить, что Макиавелли в предисловии к своей Истории Флоренции писал о том, что первоначально планировал начать повествование с 1434 года, со времени, когда дом Медичи благодаря заслугам Козимо и его родителя Джованни достиг во Флоренции большего влияния, чем какой-либо другой. См. Макиавелли Н. История С. 202 При описании, пусть и достаточно кратком, этого восстания сразу проявляется принадлежность автора к флорентийской знати.

К примеру Микеле Ландо Микеле ди Ландо Микеле Ландо - стоял во главе восставших, в ходе выступления пошел на заключение союза с пополанами, за что был обвинен в предательстве. в представлении автора - человек спасший Флоренцию от разрушения Guicciardini F. Storie fiorentine Opere di Francesco Guicciardini.

Torino, 1974. P. 61 Соглашение Микеле с Комиссией Восьми Гвиччардини считает необходимой и благоприятной мерой для здоровья города Ibid В отечественной же историографии Ландо считали предателем Дживилегов А.К. Творцы С. 65 он был подставной фигурой, хорошо обученным ставленником чуждой чомпи группировки Рутенбург В.И. Народные движения С. 217 демагогом, сумевший войти в доверие к мелким ремесленникам и торговцам Рутенбург В.И. Очерк С. 156 как его называл В.И.Рутенбург.

Если внимательно посмотреть на анализ В.И.Рутенбургом сведений о восстаний в различных источниках, то можно сказать, что все, кто сколько-нибудь поддерживали восстание чомпи, негативно относились к Микеле, а враги восстания наоборот, поддерживали его. Поэтому Франческо Гвиччардини можно отнести к врагам восстания.

Упоминание о восстании чомпи необходимо потому, что при изложении Гвиччардини краткой истории восстания абсолютно не упоминается имя Сальвестро Медичи, одного из руководителей восстания наряду с Микеле ди Ландо Hale J. Op.cit. P. 12 Виллари П. Николло Макиавелли С. 31 О том насколько большую роль он сыграл в восстании в историографии идут споры.

Несомненно, что он не был вожаком восстания, но его участие на стороне основной массы народа сыграло важную роль в судьбе дома Медичи. Сальвестро получил от чомпи титул рыцаря народа, а точнее рыцаря чомпи Рутенбург В.И. Народные движения С. 191 причем получил его добровольно. Также он получил от чомпи право доходов с ряда торговых лавок Флоренции Там же. С. 192 Об этом факте, который сыграл достаточно существенную роль в установлении власти Медичи, у Гвиччардини не упоминается.

Существует мнение, что установление синьории Медичи было как раз следствием этих самых флорентийских восстаний, включая восстание вышеупомянутое чомпи Ролова А.Д. Возникновение синьории Медичи С. 39, 44-47 Конечно к этому привело и ряд других причин, но по мнению ряда авторов, изучавших данную проблему, эта была самой существенной Рутенбург В.И. Народные движения С. 294 Ролова А.Д. Возникновение синьории Медичи С. 45 Зато о последствиях восстания чомпи для дома Медичи говорит Макиавелли, который упоминает и о возведении в рыцари Сальвестро Медичи Макиавелли Н. История С. 336. и о получении им торговых привилегий Там же. С. 340 Причину этого Макиавелли видит в том, что Микеле Ландо хотел таким образом привлечь на свою сторону дополнительных сторонников.

При этом Макиавелли не видит прямой связи между восстанием чомпи и возвышением Медичи. Начало возвышения Медичи Франческо Гвиччардини связывает с именем Джованни де Бенчи и его сына Козимо Guicciardini F. Storie fiorentine Opere P. 63. что совпадает с мнением Макиавелли Макиавелли Н. История С. 364 и на сегодняшний день нашло подтверждение в работах историков Брагина Л.М. Итальянский гуманизм С. 36 Hale J. Op.cit. P. 12-14 Kent D. Op.cit. P. 39 Виллари П. Николло Макиавелли С. 31 Краснова И.А. Идея гражданского единства и власть во Флоренции С. 23-24 Краснова И.А. Деловые люди Флоренции С. 31-40 Первое имя члена семьи Медичи, упомянутое в Историях обоих авторов - имя Джованни.

Кто же был этот человек, по мнению Гвиччардини, возглавлявший партию противников Никколо Уццано и его сторонников? Джованни Биччи Медичи 1360-1429. был тем, чьи банковские дела заложили основу успеха клана Медичи в следующем поколении Hale J. Op.cit. P. 12 После смерти его отца Аверардо в 1363 году, он остался вместе с пятью братьями с небольшим наследством, которое отец разделил на всех. В 1385 он начинает управлять одной из самых важных ветвей банка Медичи - в Риме, а в 1397 он переезжает во Флоренцию, располагая капиталом в сто тысяч флоринов из которых больше половины он заработал сам. Он был на первых порах очень осторожен и медленно приобретал влияние в городе.

То как он это делал, позже делали и другие представители семьи Медичи.

В 1402 он был впервые выбран в синьорию, приором которой был еще несколько раз В 1402, 1408, 1411 годах. См. Cleugh J. Op.cit. P. 38 В 1403 поехал послом в Болонью. В 1421 он стал гонфалоньером правосудия. И все это оказало значительное влияние на дальнейшую судьбу Козимо Hale J. Op.cit. P. 13 За ним остался авторитет отца, его деньги, отец устроил его свадьбу с Контессиной Барди. Следует отметить, что Медичи в то время не принадлежали к числу влиятельных домов Флоренции, а вот семейство Барди было очень древнем и знатным Ibid. P. 14 Гвиччардини вобще редко указывает на те браки, которые осуществил род Медичи.

Возможно это показалось ему не нужным. Но вот у Макиавелли, к примеру, мы находим ряд подверждений важности браков в то время.

Также Макиавелли подчеркивает и значение браков для дома Медичи Макиавелли Н. История С. 115, 640 Как бы то ни было необходимо отметить, что такие браки, когда богатые, но незнатные семьи стремились породниться со знатными, но обедневшими были политикой многих семей Абрамсон М.С. Ук.соч. С. 106 Тот же брак Козимо являлся продолжением политики Джованни Медичи, который стремился к слиянию банков Медичи и Барди Kent D. Op.cit. P. 72 Джованни умер вторым по богатству человеком в городе Как писал хронист Джованни Кавальканти Природа Джованни Медичи скорее божественная, чем человеческая. Цит. по Краснова И.А. Идея гражданского единства и власть во Флоренции С. 24 оставив после себя ту организацию и структуру, которая сделала его не только знатным во Флоренции, но и Европе Hale J. Op.cit. P.12 Cleugh J. Op.cit. P. 40 Козимо оставалось лишь не растерять добытое его отцом положение.

Далее Гвиччардини останавливается на описании результатов конфликта во Флоренции между Медичи и оппозицией.

Во главе противоположной партии стоял Никколо да Уццано, человек переменчивого характера и вида Cleugh J. Op.cit. P. 41 Когда он умер, находившийся на его стороне Бернардо Гуарданьи став гонфалоньером правосудия выслал Козимо из города Guicciardini F. Storie fiorentine Opere P. 63 вместе с его родственниками Аверардо Аверардо 1373-1434 был сыном Франческо, брата Джованни д Бенчи отец Козимо . и Лоренцо Лоренцо 1394-1440 был родным братом Козимо Это же нам сообщает и История Макиавелли Макиавелли Н. История С. 404 Макиавелли при этом дополняет, что инициатива ареста Козимо исходила от приемника Никколо Уццано - Ринальдо Альбицци.

Гвиччардини не останавливается ни на причинах высылки Козимо, равно как не вдается в подробности того, как происходило изгнание. Однако для понимания ситуации во Флоренции этот момент необходимо рассмотреть более подробно Вот что писал об этом сам Гвиччардини В 1420, а потом в 1434 году город воевал с герцогом Филиппо и в это же время город оказался разделен на две части одних возглавлял Никколо Уццано, которого считали человеком очень благоразумным и приверженцем свободы, во главе другой партии стоял Джованни де Бенчи Медичи, а потом и его сын Козимо, и существование этих двух сторон вызывало много споров и волнений.

В 1433 произошло так, что в сентябре месяце гонфалоньером правосудия стал Бернардо Гуарданьи, из партии Никколо Уццано, который к тому времени уже умер, и, использовав то что он получил власть над синьорией, арестовал во дворце Козимо Медичи и потом выслал его Козимо вместе с Лоренцо его братом и Аверардо его двоюродным братом, в Венецию а во главе их партии на несколько месяцев был оставлен мессер Аньоло Аччайуоли, который за то, что поддерживал связь с Козимо, был подвергнут пыткам и выслан в Грецию. Цит. по Guicciardini F. Storie fiorentine Opere P. 63 Через четыре дня флорентийский народ на собрании parlamento выразил свое согласие создать новую Балию, куда вошли сторонники Альбицци.

Комиссия обвинила Козимо в намерении захватить власть, за что, по законам республики, полагалась смертная казнь.

Однако здесь на помощь Козимо пришли его деньги. Феррара, Венеция, папа Евгений IV, все те, кто пользовался услугами банка Медичи, вступились за него и казнь была заменена высылкой Данилова И.Е. Ук.соч. С. 103 Можно отметить также, что Гвиччардини упоминает в числе изгнанных именно Козимо, Аверардо, Лоренцо и Аччайуоли Guicciardini F. Storie fiorentine Opere P. 63 в то время, как общее число изгнанных, относящихся к дому Медичи, достигло восьми человек Rubinstein N. Op.cit. P. 2 Их высылали постепенно за период с сентября по ноябрь 1433 года Всего было выслано 73 человека.

См Ibid В Истории Макиавелли, кстати, также написано, что были изгнаны именно Козимо, Аверардо и многие другие из дома Медичи Макиавелли Н. История С. 402 Почему же оба автора обращают свое внимание именно на эти фамилии ? Отправлены в ссылку были следующие представители дома Медичи Козимо Медичи, Аверардо ди Франческо, Лоренцо ди Джованни, Джулиано ди Аверардо, Бернардо д Сальвестро, Джорджио д Сальвестро, Орландо д Гуччо, Ванни д Андреа Cosimo di Giovanni, Averardo di F, Lorenzo di Giovanni, Giuliano di Averardo, Bernardo di Alamano di Salvestro, Gregorio di Alamano di Salvestro, Orlando di Guccio, Vanni di Andrea. См. Kent D. Op.cit. P. 44 Дело в том что Аверардо в то время руководил одним из филиалов банка Медичи.

Причем в то время существовало две ветви банка Медичи.

Первая была основана отцом Аверардо, Франческо Франческо ди Биччи был основателем одного из филиалов известного банка Вьери ди Камбио в 1392 и 1393г. См. Котельникова Л.А. Ук.соч. С. 153 а вторая принадлежала Джованни ди Бенчи Основан в 1397 г а потом и его сыну. Но несмотря на то что и Аверардо и Козимо фактически являлись самостоятельными главами своих банков, Аверардо был верным защитником интересов своей фамилии Котельникова Л.А. Ук.соч. С. 153 Таким образом, имена Аверардо и Козимо Медичи выделяются постольку, поскольку они являлись главами дома Медичи, но каждый из них возглавлял свою ветвь семьи. Что касается упоминания имени Лоренцо, то здесь на мой взгляд, для понимания этого вопроса, следует более подробно остановиться на вопросе о структуре дома Медичи.

В итальянском городе существовали так называемые малые семьи и большие семьи. Малая семья представляла из себя круг ближайших родственников Абрамсон М.Л. Ук.соч. С. 119 Во главе семьи стоял старший член семьи.

В данном случае имена Козимо и Лоренцо, его брата, называются постольку, поскольку фактически они оба стояли в то время во главе ветви семьи, идущей от Джованни д Бенчи, как самые старшие. Аверардо также стоял во главе другой ветви семьи, ведущей свое начало от Франческо Роль отца семейства как абсолютного патрона рассматривается в статье И.А.Красновой. См. Краснова И.А. Проблемы воспитания делового человека во Флоренции XIV в. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего средневековья и начала нового времени.

М 1990. С. 60-62 Во-вторых Гвиччардини сообщает, что Медичи были высланы в Венецию Дживилегов А.К. Творцы С. 82 Hale J. Op.cit. P. 22 У Макиавелли мы встречаем упоминание о Падуе Падуя - город, в который был выслан Козимо и его родственники, находился на территории Венеции. См. Макиавелли Н. История С. 402 Козимо, был изгнан на 10 лет, Лоренцо на 5 лет отправился в Венецию. А вот Аверардо был отправлен в Неаполь также на 10 лет Hale J. Op.cit. P. 23 Также важное значение для Медичи имела высылка Аччайуоли Guicciardini F. Storie fiorentine Opere P. 63. в Грецию К началу XV века в Афинах жило большое количество флорентийских семей среди них были Питти, Медичи, Макиавелли, Аччайуоли Рутенбург В.И. Очерк С. 97 так как он фактически остался представителем интересов промедичейской группировки во Флоренции.

Макиавелли сообщает нам, что причиной изгнания стало перехваченное письмо Аччайуоли, адресованное Козимо, в котором Аньоло побуждал Козимо к интригам Макиавелли Н. История С. 403 Можно также отметить, что после прихода к власти семья Медичи породнилась с Аччайуоли Племянник Козимо Пьерфранческо вышел замуж за Лаудомию Аччайуоли Таким образом автор подчеркивает, что высылке подверглись именно главы семьи Любопытно, что Франческо Фильфо называл Лоренцо - коровой, Козимо - лисой, а Аверардо - волком.

Cleugh J. Op.cit. P. 61 Выслать всю семью было фактически невозможно поскольку живущие в одном городе семьи на протяжении длительного времени соединялись между собой узами браков, родства и образовывали своеобразную сеть. Если бы пришлось выселять всех, кто находился в каких-либо отношениях с Медичи, то пришлось бы выселять даже кое-кого из представителей оппозиции.

Приход к власти Никколо Кокки, гонфалоньера правосудия и сторонника Медичи, накалил обстановку до предела Guicciardini F. Storie fiorentine Opere P. 63 Кстати, гонфалоньером правосудия Кокки был выбран не в сентябре, как написано в Истории, а в августе.

Гвиччардини даже пишет о имевшем место восстании, но опять же ошибается в дате написав, что выступление антимедичейской группировки Альбицци имело место в 33 или 34 году Ibid На самом деле выступление не могло произойти ранее августа 1434, поскольку до этого времени гонфалоньером правосудия был Донато Велути, сторонник Альбицци Макиавелли Н. История С. 404 Более того, имевшие место волнения, о которых упоминает Гвиччардини, так и не перетекли в вооруженное столкновение.

Что же касается упоминания о выборах, и синьории, то эта фраза нуждается в пояснении. Итак, в своей Истории Гвиччардини пишет, что была выбрана новая синьория, которая работала с сентября Guicciardini F. Storie fiorentine Opere P. 63-64 Эти выборы были напрямую связаны с упоминавшимися у Гвиччардини волнениями. Дело в том, что после того, как стало известно о том, что новым гонфалоньером правосудия будет Никколо Кокко, Донато Велутти хотел распустить синьорию. Это было возможным, поскольку новая синьория приступала к деятельности через три дня после результатов выборов.

Собственно за этим и стоял Ринальдо Альбицци Макиавелли Н. История С. 406 Однако после продолжительных споров было все же решено допустить новую синьорию к деятельности, но бдительно следить за ней. И вот когда новая синьория пришла к власти Никколо Кокко сразу же вызвал для допроса подозрительных людей, а это были Ринальдо Альбицци, Ридольфо Перуцци, Никколо Барбадоро. Те в свою очередь, получив известие об этом, вооружились и хотели направиться к синьории, но поскольку ряд заговорщиков не явился на место сбора, представители синьории стали отговаривать Ринальдо Альбицци от шага, который он собирался совершить Там же. С. 407 А после того, как они согласились с требованием о невозвращении Козимо, заговорщики сочли за благо разойтись Там же Кроме того, автор не упоминает о главной причине кризиса режима Альбицци - войну с Луккой.

Шедшая три года, эта неудачная война лишь пошатнула положение Альбицци и его сторонников.

Тем не менее именно кризис во Флоренции, автор называет главной причиной возвращения из ссылки представителей медичейской группировки Guicciardini F. Storie fiorentine Opere P. 64 Козимо вернулся во Флоренцию 6 октября 1434 года, но Гвиччардини не счел нужным упомянуть эту дату. При этом необходимо отметить, что автор отмечает роль Пьеро Гвиччардини и Нери Капоне Ibid Если упоминание Нери можно объяснить, что будет сделано далее, то с Пьеро Гвиччардини не все так просто, поскольку в сочинениях других авторов, а также историографии, освещенной в данной работе, ему вообще не отводиться какого-либо видного места. Для того чтобы понять, что это был за человек, необходимо обратиться к другому сочинению Гвиччардини - Семейной хронике. Из нее мы можем узнать, что Пьеро Гвиччардини был сыном Луиджи Гвиччардини, бывшего гонфалоньером правосудия во время восстания чомпи О нем Гвиччардини упоминает в самом начале своей Истории Флоренции. См. Guicciardini F. Storie fiorentine Opere P. 61 Во время войны в Романьи он был послан комиссаром в войска вместе с Аверардо Медичи Гвиччардини Ф. Семейная хроника Сочинения.

М 1934. С. 240 За его связи с домом Медичи он и был выслан, причем как пишет сам автор Семейной хроники Пьеро за его связи и родство с Козимо мог бы подвергнуться большим неприятностям, если бы его не защитил и не помог ему брат его, мессер Джованни, принадлежавший к партии, враждебной Козимо Там же. С. 242 Далее Гвиччардини пишет, что, по возвращении во Флоренцию, Пьеро участвовал в подавлении выступлений Альбицци и был после Нери и Козимо самым важным человеком в городе Там же. С. 243 Подводя итог, можно сказать, что все же упоминание Пьеро можно объяснить прежде всего желанием Гвиччардини подчеркнуть роль своей семьи в истории Флоренции.

Этим же, к примеру, можно объяснить и то, что он начал свою Историю с упоминания имени своего родственника - Луиджи Гвиччардини Ridolfi R. Op.cit. P. 27 Что касается роли Нери, то в начале формирования власти Медичи его роль в рядах сторонников Медичи была достаточно велика.

Вообще, следует отметить, что представление о том, что Козимо Медичи был фактически правителем города после своего возвращения не совсем верна.

Скорее здесь можно говорить о том, что к власти пришла новая группировка знати Жебар Э. Ук.соч. С. 105 Д.Кент отмечает, что Козимо после возвращения постарался сделать так, чтобы рядом с его домом во Флоренции, другие здания были заняты или принадлежали ему, или его друзья.

Таким образом даже в плане города территория Медичи вырисовывается довольно четко. Kent D. Op.cit. P. 64-66 в которой, особенно на первых порах, нельзя выделить кого-либо одного безусловного лидера, что собственно отмечается Франческо Гвиччардини. Помимо Нери можно упомянуть и представителей семьи Пуччи, которые помогали Козимо Гуковский М.А. Ук.соч. С. 424 Cleugh J. Op.cit. P. 96 за что, кстати также были высланы Rubinstein N. Op.cit. P. 2 Автор подчеркивает, что даже после возвращения из ссылки Козимо не имел подавляющего преимущества даже в своей партии, а советовался с Пуччо Пуччи Guicciardini F. Storie fiorentine Opere P. 65 К примеру, 6 декабря 1446 года Синьория обсуждала вопрос о изменении положения выборов в аккопиаторы Аккопиаторы accopiatori - выборщики, вынимавшие из избирательных сумок карточки с именами кандидатов на должности в различные магистратуры, в том числе и в Синьорию Как известно, накануне выборов в специальную сумку borsa клались записки с фамилиями кандидатов Это называлось imborsazione.

Выборы по жребию производились путем извлечения записок из этой сумки вслепую Это называлось squittino.

См. Рутенбург В.И. Примечания Макиавелли Н. Избранное. М 1999. С. 793 Ряд представителей Синьории предложил выбрать аккопиаторов не по жребию, а просто назначить. Но для этого было надо не закрывать сумки, а изъять из них фамилии людей, предназначенных для выборов в аккопиаторы. Козимо предложил ничего не менять и опечатать сумки.

Напомним, что со времени возвращения Козимо прошло уже 12 лет. Так вот, из 29 человек, обсуждавших этот вопрос, за Козимо стояло меньше половины - 11 человек, из которых безусловно его поддерживало лишь 6 Rubinstein N. Op. cit. P. 23-25 Так что говорить о какой-либо абсолютной власти здесь не приходиться, тем более, что по всем важным вопросам Козимо консультировался с приорами и гонфалоньером правосудия Cleugh J. Op.cit. P. 59 Ролова А.Д. Возникновение синьории Медичи С. 39 Конфликт между Нери и Козимо, о котором рассказывается в обеих Историях Макиавелли Н. История С. 521 Guicciardini F. Storie fiorentine Opere P. 65-67. был вызван отношениями с герцогом Франческо, о которых упоминает Гвиччардини Guicciardini F. Storie fiorentine Opere P. 66-67 Он, правда, не связывает эти события.

На самом же деле ситуация была следующей. Во время Ломбардской войны граф Франческо сперва находился на службе у Милана, воюя против венецианцев, которых поддерживали флорентийцы.

Помощь их была незначительной, а потому они фактически оставались нейтральными. Но вскоре граф Франческо расторг союз с Миланом и, решив его захватить, обратился за помощью к Козимо Медичи. Козимо решил помощь графу в то время, как Нери был против. Как пишет Гвиччардини, Козимо указал на причины, по которым следовало бы благоприятствовать графу. Он не поясняет, какие именно, но здесь нам на помощь приходит сообщение Макиавелли, который пишет что Козимо считал, что если не помочь графу, Милан захватят венецианцы, а это будет для Флоренции намного хуже. Нери же был против этой идеи. А поскольку Нери был во Флоренции лицом, по крайне мере не уступающем Козимо в славе и известности, то Козимо оказался в тяжелом положении.

Как пишет Гвиччардини, Козимо боялся, что, утратив положение, он уже не сможет держать под контролем важные дела в городе Guicciardini F. Storie fiorentine Opere P. 66-67 В качестве противовеса усиливающемуся положению Нери Козимо начинает возвышать Луку Питти, не такому умному, как он, но преданному. Считается, что он сделал специально потому что знал, узнав как правит Питти, народ снова захочет Медичи.

Но конечно главная опасность, исходила не только от Нери, но и от Бальдаччо Ангиари, по сути обеспечивавшему Нери поддержку армии Дживилегов А.К. Творцы С. 85 которой не было у Козимо. Несмотря на участие Нери в разного рода военных действиях, он был человеком абсолютно невоенным Cleugh J. Op.cit. P. 71 Гвиччардини кратко и правильно излагает подробности убийства Бальдаччо Был в то время в городе Бальдаччо Ангиари, капитан пехоты, человек большой души и опытный в своем деле и имел также большое доверие среди солдат.

Был также значительно приближен, как личный друг, к Нери этого боялся Козимо, и хотел устранить от Нери это орудие которое Нери мог бы применить для того, чтобы совершить нужные ему действия. Поэтому ждали, когда Нери будет вне Флоренции в качестве посла или комиссара, и произошло то, что мессер Бартоломео Орландини, гонфалоньер правосудия, послал за Бальдаччо в дом, и когда оказались они рядом с одной из комнат Бартоломео сделал сразу же людям, которые специально были там, знак и выбросили Бальдаччо на землю под окна. Цит. по Guicciardini F. Storie fiorentine Opere P. 67 Можно лишь добавить, что Бартоломео Орландини, имел личные счеты с Ангиари.

Таким образом получилось, что в этом убийстве Козимо оказался абсолютно не причем Как пишет П. Виллани, многие это подозревали, но никто не мог доказать. Виллари П. Николло Макиавелли С.34 После этого, по словам Гвиччардини, Нери, поняв, что положение Козимо ему не изменить, терпеливо стал ждать подходящего времени и случая.

Сам же Козимо, поставив Нери на место, вновь стал оказывать ему знаки доверия Дживилегов А.К. Творцы С. 86 Следует отметить, что было бы заблуждением считать правление Медичи временем спокойствия и гармонии. Другое дело, что, во-первых, сам Козимо был человеком достаточно умным и понимал, что метод казней и убийств не будет способствовать его популярности, и прибегал к этому способу достаточно редко.

Во-вторых, его деньги и контроль над финансами, а значит и над налогами В данном случае любопытно отметить, что налоговая система, существовавшая во флорентийской республике времен Козимо Медичи, оставалась практически неизменной до времени появления Тосканского герцогства, образованного в 1569 г. Ролова А.Д. Налоговая политика С. 51 порой оказывался более действенным оружием, чем нож или яд Жебар Э. Ук.соч. С. 105 Дживилегов А.К. Творцы С. 86 Cleugh J. Op.cit. P. 78 Виллари П. Николло Макиавелли С. 33 Это понимали и его противники.

Вот как, к примеру, по сообщению Филельфо отзывался о деятельности Козимо и его союзников Леонардо Бруни Аретино, бывший союзником Альбицци Козмианцы, эти грязные мерзавцы, всякими непристойными и гнустными путями собирают деньги, чтобы привлечь к себе симпатии самых низов плебса и нищих Филельфо Ф. Ук. соч. С. 112 Далее Гвиччардини рассказывает о действиях Козимо после возвращения из ссылки отмечая создание новой балии и охоту на своих врагов. По сообщению Филельфо, Ринальдо Альбицци также считал причиной этого деньги Козимо На его Козимо примере мы видим, какой силой обладает богатство он изгнал из отечества всех лучших людей Там же. С. 116 Однако можно говорить о том, что промедичейская балия начала свою работу тогда, когда Козимо находился в пути. Уже тогда были составлены новые списки лиц, предназначенных для выборов Если 1433 такие листы содержали фамилию лишь одного представителя дома Медичи Nicola di Vieri, то в новых списках их было 19. См. Hale J. Op.cit. P. 36 Для того, что подчеркнуть личность Козимо, Гвиччардини приводит его фразу о том, что из кусков сукна Сан-Мартино можно выкроить во Флоренции хороших людей. Эта же фраза, встречается и у Макиавелли Макиавелли Н. История С. 528 правда в звучит несколько по другому Из двух локтей красного сукна выкраивается добропорядочный человек. См. Макиавелли Н. История С. 529. Там же автор приводит и другие изречения Козимо Медичи Высказывание это охотно копируются в книгах историков Дживилегов А.К. Творцы С. 86 Виллари П. Николло Макиавелли С. 33 Далее Гвиччардини пишет, что Козимо благодаря новым выборам, удалось добиться того, что на различные посты выбирались только те люди, которых он хотел Guicciardini F. Storie fiorentine Opere P. 67 Так автор называет одну из главных причин того, что Медичи так долго находились у власти - контроль за выборами.

Это высказывание автора Истории Флоренции безусловно нуждается в пояснении. Члены синьории, приоры, выбирались на народном собрании.

При этом приоров могли выбирать года на два или на три вперед.

При Козимо окончательно был установлен порядок, когда специальная комиссия, балия, проводила выборы на пять лет. Кроме того, была создана коллегия десяти аккопиаторов, без участия которых не проходили выборы не на одну важную должность.

Немного автор упоминает и о внешнеполитических взглядах Козимо.

Так, как уже упоминалось выше, у Козимо существовала своя точка зрения на то, как было необходимо было поступить в случае с графом Франческо. Далее, описывая как назревала война между графом Франческо с одной стороны и венецианцами и арагонцами с другой, автор знакомит нас с точкой зрения Козимо по этому вопросу. По словам Гвиччардини, Козимо считал, что необходимо воспрепятствовать большому возвышению венецианцев, но поскольку он видел что во Флоренции народ не готов к большим жертвам, то решил пока не вступать в войну Ibid. P. 68-69 Вообще-то можно сказать, что помимо желаний народа, Козимо и сам не слишком стремился к войне с Венецией.

Он лично беседовал с венецианским послом, стремясь к миру. Нельзя забывать, что во время изгнания Козимо фактически жил в Венеции Дживилегов А.К. Творцы С. 82 Главное, что необходимо отметить, это то, что Гвиччардини показывает нам, что Козимо не активно участвовал во внешне политической жизни города.

Он ограничивает его роль лишь упоминая некоторые из его точек зрения на те или иные события Смерти Козимо равно как и переходу власти от одного представителя семьи Медичи к другому автор уделяет достаточно пристальное внимание. Что характерно, Гвиччардини довольно редко использует точные даты тех или иных событий. Вот и сейчас он пишет, что смерть Козимо произошла в течении года 1464 , подчеркивая, что одной из причин являлась болезнь подагрой, которой позже болел и его сын Пьеро, и его внук Лоренцо.

В обоих случаях болезнь ускоряла их кончину. Завещал он перед смертью не делать похорон роскошных, и так и было сделано, но были даны все те почести, которые мог город свободный дать своему гражданину, и среди других почестей был в народном декрете назван отцом родины - пишет Гвиччардини Guicciardini F. Storie fiorentine Opere P. 72-73 Во Флоренции и за её стенами все граждане и все государи христианского мира оплакивали смерть Козимо, весь народ в торжественной процессии сопровождал прах его к месту погребения в Сан-Лоренцо, и по правительственному указу на надгробии начертано было Отец отечества - вторит ему Макиавелли.

Pater Pateriae Макиавелли Н. История С. 530 эти слова стали нарицательными для всего времени правления Козимо Медичи Hale J. Op.cit. P. 35 Говоря о культурной жизни Флоренции оба автора перечисляют наиболее крупные постройки, сделанные при нем Guicciardini F. Storie fiorentine Opere P. 73 Макиавелли Н. История С. 526. Сан Лоренцо Церковь Сан-Лоренцо была построена на месте сгоревшей древней церкви Сант-Амброджо.

Строительство церкви было начато в 1425 году Филиппо Брунеллески. Завершил работу Антонио Манетти. Фасад церкви заканчивал Микельанджело Буанаротти, но довести работу до конца ему не удалось. Рутенбург В.И. Примечания С. 789 Бадиа Фьезоле Аббатству в Бадия Фьезоле Козимо передал большое количество манускриптов, переписанных по его заказу монастырь Сан Марко Монастырь Сан-Марко к началу XV века был жалким зданием, где проживало несколько монахов.

Козимо отдал монастырь доминиканцам, а затем решил перестроить его с самого основания. Работу вел архитектор Микелоццо Микелоцци. Перестройка шла шесть лет и завершилась в 1443 году, потрачено было 36000 флоринов. Позже Козимо передал туда часть библиотеки Николо Николи, с условием сохранения к ней доступа. Было передано около шестисот манускриптов. Виллари П. Джироламо Савонарола С. 28 Бурхард Я. Ук.соч. С. 123 Hale J. Op.cit. P. 26 Карреджо Виллу Карреджо в непосредственной близости от Флоренции построил Козимо Медичи по проекту Микелоццо для Платоновской академии, ставшей гуманистическим центром изучения трудов Платона и неоплатоников.

Козимо подарил виллу Марсилио Фичино, который более тридцати лет возглавлял Платоновскую академию а также постройки в Иерусалиме В Иерусалиме было построено убежище для неимущих и больных пилигримов. См. Макиавелли Н. История С. 526 По сути если обратить внимание и на другие высказывания в Истории о Козимо все его действия в области искусства авторы ограничивает этими постройками, которые пожизненно показывали славу его Guicciardini F. Storie fiorentine Opere P. 107. и относились, по их мнению, к тому, что было построено не только с большим расходами, но и с большим умом Ibid. P. 108 Конечно, можно возразить Гвиччардини, читая которого можно прийти к выводу что, кроме построек, Козимо ничего не оставил своим потомкам.

Можно, например, упомянуть созданную им публичную библиотеку Лауренциану Брагина Л.М. Итальянский гуманизм С. 204 Cleugh J. Op.cit. P. 79 Когда умер Николо Николи, собиратель манускриптов, Козимо, заплатив его долги, выбрал для себя наиболее ценные рукописи, а остальные отдал монастырю Сан-Марко Виллари П. Джироламо Савонарола С. 28 Cleugh J. Op.cit. P. 80 Всего за 6000 гульденов Козимо приобрел около 800 томов книг Бурхард Я. Ук.соч. С. 123 Макиавелли, что следует отметить, упомянул, описывая личность Козимо, и флорентийский платонизм Макиавелли Н. История С. 529-530 и его главного идеолога Марсилио Фичино Флорентийский платонизм - направление философской мысли эпохи Ренессанса, связаное с возрождением интереса к философии Платона.

Марсилио Фичино известен своей работой Платон.

Теология о бессмертии души, в которой изложил свои взгляды о Боге, душе и мире. Бог рассматривался как бесконечное высшее существо, деятельность которого порождает мир вещей в процессе постепенного творения. Мир состоит из ряда ступеней. Душа, по мнению Фичино, олицетворяет связь между телами в природе, помогая подняться до ангелов и даже высшего божественного существа.

О деятельности Фичино во Флоренции подробнее см. Гарэн Э. Ук.соч. С. 120-132 который был обязан своим появлением именно Козимо. Хотя в данном случае в связи с последними исследованиями, можно сказать, что роль Козимо была не такой большой, как считали раньше. Козимо в 1439 году, после проповеди платоновских идей византийцем Георгием Гемистом Плифоном, посетила идея создания Флорентийской Академии, главой которой он и назначил Фичино Кудрявцев О.Ф. Ук.соч. С.37 Виллари П. Джироламо Савонарола С. 46 Зайчик Р. Ук.соч. С. 146 Однако существует точка зрения, что на самом деле не Козимо привлек Фичино к созданию Академии, а сам Марсилио сумел внушить правителю Флоренции высокое мнение о себе Кудрявцев О.Ф. Ук.соч. С. 40 Но каким бы путем не пришел Фичино к Козимо, его имя на долгое время стало ассоциироваться с семьей Медичи.

При Пьеро Медичи идеями Фичино увлекся молодой тогда Лоренцо Виллари П. Николло Макиавелли С. 149 а позже образовался особый круг ученых.

Здесь надо отметить, что и восприятии современников время Козимо воспринималось как время реального культурного лидерства Флоренции Брагина Л.М. Культурная жизнь Флоренции С. 331-332 Что же касается остальной части данной главы, то слова о том, что Козимо имел такую репутацию, что может быть с падением Рима до самого времени его никакой гражданин частный не мог иметь никогда такую с падением Рима Guicciardini F. Storie fiorentine Opere P. 107 являются прежде всего собственной точкой зрения Гвиччардини и, как будет показано в дальнейшем, сравнивая Козимо с другими Медичи, правившими Флоренцией, автор явно отдает предпочтение Козимо Как пишет Л.М.Брагина, в положительной оценке Козимо нельзя усмотреть никакой политической корысти См. Брагина Л.М. Проблема власти. С. 58 Гвиччардини не посчитал нужным далее распространяться на тему того, как и чем Козимо приобрел свою репутацию.

Хотя на самом деле все было достаточно просто.

Еще Джованни Медичи, отец Козимо, прославился тем, что благодетельствовал молчаливо, чтобы добрые дела не кричали о себе, при этом специально оплачивая распространителей слухов из плебейских слоев. Такое милосердие правящих слоев, в данном случае выразившиеся в дешевых кредитах для людей среднего достатка, непрерывных крупных постройках, обеспечивавшие работой тысячи людей, работа для артистов, заказы для книжных лавок Дживилегов А.К. Творцы С. 84 являлось в представлении знати рационально рассматриваемым средство спасения души и залогом поведения, соответствующего нравственными нормами идеального делового человека Краснова И.А. Суждения о бедности и благотворительности С. 13 Помимо этого вот так Медичи и приобретали популярность в народе и это был их всегдашний и неизменнейший способ действия Виллари П. Николло Макиавелли С. 32 Краснова И.А. Идея гражданского единства и власть во Флоренции C. 22-24 Краснова И.А. Проблемы воспитания делового человека С. 62-63 В общем, о правлении Медичи довольно удачно сказал Аччайуоли, который написал, что Козимо и Пьеро сделали все, что они могли, но они не могли сделать все, что было нужно городу Цит. по Hale J. Op.cit. P. 40 Подводя итог, мы должны иметь в виду следующее.

Сравнивая то, как освещается время правления Козимо Медичи в Историях Флоренции Макиавелли и Гвиччардини, следует иметь в виду, что Гвиччардини дает нам краткое изложение событий во Флоренции, поэтому вполне естественно, что некоторые моменты более тщательно рассматриваются у Макиавелли. Гвиччардини старался, говоря о времени Козимо Медичи, дать изложение основных и, на его взгляд, самых важных фактов, характеризующих это время, что так же следует учитывать.

Этим можно объяснить в частности то, что Гвиччардини не останавливается на изложении фактов, касающихся развития в то время во Флоренции искусства, а ведь это было время Возрождения.

При этом следует учесть, что многие моменты для их лучшего понимания нуждаются в пояснении. Гвиччардини иногда не считает нужным подробно останавливаться на том или ином, скорее всего, поскольку он писал Историю Флоренции для себя и это ему казалось ненужным.

Следует подчеркнуть, что вышесказанное, как было сказано ранее, относиться именно к данной главе и освещаемому автором периоду правления Козимо Медичи.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Правление дома Медичи во Флоренции в XV веке по "Историям Флоренции" Франческо Гвиччардини и Никколо Макиавелли

Полную генеалогическую диаграмму см. Kent D. The Rise of the Medici. Oxford, 1978 Cleugh J. The Medici. A tale of fifteen generations. Garden City… Но за культурной жизнью Флоренции, скрывалась сложная политическая структура, делавшая возможным благополучное…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Глава I. Начало правления Медичи во Флоренции в Историях Флоренции Франческо Гвиччардини и Николло Макиавелли

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Глава II. Правление Пьеро Медичи в оценке Гвиччардини и Макиавелли
Глава II. Правление Пьеро Медичи в оценке Гвиччардини и Макиавелли. Большинство историков считают, что Пьеро Медичи не оставил значительного следа в истории Флоренции и в истории дома Медичи Буркха

Глава III. Лоренцо Великолепный и его время в представлениях авторов Историй Флоренций
Глава III. Лоренцо Великолепный и его время в представлениях авторов Историй Флоренций. Наиболее известным представителем семьи Медичи, жившей во Флоренции, был, несомненно, Лоренцо Медичи, получив

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги