рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Томас Гоббс

Работа сделанна в 2001 году

Томас Гоббс - Реферат, раздел Право, - 2001 год - Всероссийская Государственная Налоговая Академия Юридический Факультет Рефера...

ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АКАДЕМИЯ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ РЕФЕРАТ По предмету ИСТОРИЯ ПРАВОВЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Тема ТОМАС ГОББС Студента 3 курса очного отделения группы ЮО-303 Оськина А.В. Преподаватель ШЕСТАЕВ Н.Т. Москва 2001г. ПЛАН 1. Введение 2. Биография и вкратце об основных сочинениях 3. Гоббс о человеческой природе и праве 4. Учение о государстве 5. Экономические воззрения 6. Заключение ВВЕДЕНИЕ. Одним из наиболее выдающихся английских мыслителей по праву считается Томас Гоббс 1588-1679 гг Именно ему, его политическим и правовым взглядам и посвящен мой реферат.

Учения и идеи Гоббса, создавшего первую в истории философии всеобъемлющую систему механистического материализма, в которой он попытался охватить все известные тогда области научного знания - сыграли очень важную роль в истории развития философской мысли. Однако в центре его внимания были именно правовые и социально-политические вопросы.

Его главный политический и социологический труд Левиафан стал для многих мыслителей Нового времени источником и стимулом к исследованию природы государственной власти, вопросов морали и права. Проблема власти, проблема генезиса и сущности государственного устройства была одной из центральных философско-социологических проблем, стоявших перед передовыми мыслителями в период XVI-XVII века - период создания национальных государств в Европе, укрепления их суверенитета и формирования государственных институтов.

В Англии, в условиях революции и гражданской войны, эта проблема стояла особенно остро. Поэтому становление Гоббса как мыслителя невозможно отделить от эпохи английской буржуазной революции XVII в без сомнения повлиявшей на его взгляды.

Биография и вкратце об основных сочинениях

Там он провел пять лет, узучая аристотелевскую логику и физику, а такж... Убеждая читателей, что подчинение государственной власти несовместимо ... Он получает предложение стать преподавателем математики наследника анг... В начале 1652 г. Гоббс перерабатывает Левиафан, который выходит в 1668 г.

Гоббс о человеческой природе и праве

Однако какова же человеческая природа, каковы те влечения и склонности... Ведь злы не сами желания людей, указывает философ, а только результаты... Мерилом права в естественном состоянии является польза, ибо каждый чел... Прежде всего человек не может отказаться от права защищать свою жизнь ... Взаимное перенесение прав осуществляется людьми в форме договора. Согл...

Учение о государстве. В своей книге О гражданине, Гоббс в систематической форме трактовал вопросы о происхождении и сущности государства. Ошибочное, по мнению Гоббса, положение о том, что человек есть общественное животное имеет своим источником поверхностное рассмотрение человеческой природы.

Когда гражданское общество уже установлено, когда государство давно существует, может показаться, замечает Гоббс, что люди не в состоянии жить вне общества, что ими движет прирожденная склонность к общественной жизни. Однако первоначальное состояние людей, которое существовало до возникновения государства, было состоянием ожесточенной и всеобщей войны, постоянного соперничества, жестокой конкуренции.

Это состояние войны всех против всех Гоббс отнюдь не случайно называл естественным состоянием человеческого рода. Оно является таковым, потому что соответствует эгоистической природе человека, его животному естеству. Но люди обладают не только животными страстями, у них есть также страсти, склоняющие их к миру страх смерти, чувство самосохранения. Главное же состоит в том, что у людей есть естественный разум, велением которого и выступает требование мира. Это требование - первый и основной естественный закон, который предписывает людям вступить в соглашение друг с другом с целью обеспечения безопасности.

Гарантией же безопасности может быть только такая общая власть, которая объединяет и сплачивает множество людей, которая обладает реальной силой, чтобы защищать людей от внешних врагов и от несправедливостей, чинимых друг другу. Короче говоря, чтобы люди жили в мире, чтобы они могли заниматься мирным трудом, необходима абсолютная власть государства того великого Левиафана, которому мы обязаны своим миром и своей защитой.

Это власть земного, а не небесного происхождения. Она возникла не по божественному установлению, а в результате общественного договора, добровольного соглашения людей. Правда существует и другой путь образования государства. Это путь, основанный на силе и завоевании. Гоббс называет его естественным способом происхождения государства. Но философ отдает предпочтение политическому государству, установленному самими людьми в своих общих интересах.

В этом случае граждане по собственному решению подчиняют себя господству одного человека или собранию людей, наделяемых верховной властью. В сосредоточении власти в руках одного человека или же собрания людей Гоббс и усматривал сущность государства. Развернутое же определение последнего, содержащееся в Левиафане, гласит государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя, путем взаимного договора между собой, огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло испытать силу и средства их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты. В этом определении следует обратить внимание на три момента 1 Государство есть единое лицо. Это не означает, что во главе государства должен обязательно стоять один человек.

Суверенная власть может принадлежать и собранию людей. Но в обоих случаях власть государства едина и нераздельна, она сводит волю всех граждан в единую волю. 2 Люди, создавшие государство путем взаимного договора, не только санкционируют все его действия, но и признают себя ответственным за эти действия. 3 Верховная власть может использовать силы и средства подданных так, как сочтет это необходимым для их мира и защиты.

При этом верховная власть не несет какой-либо ответственности за свои действия перед подданными, и не обязана отчитываться за эти действия перед ними. Государство по Гоббсу, это - великая и могучая сила, своего рода смертный Бог, безраздельно властвующий над людьми и возвышающийся над ними. И хотя люди создали эту силу для защиты своей жизни и обеспечения безопасности, то есть в своих собственных интересах, она действует так, как считает нужным, и, ни в чем сама не зависит от своих подданных, требует от них беспрекословного подчинения и полного послушания.

И Гоббс делает вывод Верховная власть не может быть по праву уничтожена решением тех людей, соглашением которых она была установлена. Для оправдания верховной власти государства Гоббс выдвигает тезис Верховная власть не столь пагубна, как отсутствие ее. Развивая его, философ утверждал, что неудобства и стеснения, проистекающие из-за неограниченной власти суверена над подданными, не идут ни в какое сравнение с бедствиями и несчастьями, сопутствующими гражданской войне, или состоянием безвластья, когда люди не подчиняются законам и не признают над собой никакой власти, удерживающей их от грабежа и насилия.

Словом, единственной альтернативой состоянию войны всех против всех служит, по Гоббсу, ничем не ограниченная государственная власть.

Интересно, что прерогативы верховной власти распространялись Гоббсом и на имущественные отношения граждан и на их духовную жизнь. Государство и только государство может предписывать те правила, которые указывают каждому человеку, какими благами он может пользоваться и какие действия он может предпринимать с целью преумножения этих благ. Государство стоит на страже частной собственности граждан, да и само существование собственности целиком зависит, по Гоббсу, от установления верховной власти, ибо до этого, в естественном состоянии, когда все люди имели право на все, ни о каком владении собственностью не могло быть и речи. Государство призвано осуществлять контроль и за умами своих подданных, следить за тем, чтобы не получали распространения мнения и учения, противодействующие миру и согласию.

С этой целью Гоббс считает не только возможным, но и необходимым

Введение

Введение цензуры. По мнению Гоббса, свобода подданных вполне совместима с неограниченной властью суверена, если под свободой понимается не свобода от законов, а свобода делать то, что не указано в соглашениях с властью.

Гоббс выступал против мелочной регламентации личной жизни граждан со стороны верховной власти, которая предоставляла известные права и свободы в этой области. Законы не должны регулировать дела людей более детально, чем того требует благо граждан и государства отмечал философ. Гоббс выступает как противник теории разделения властей, согласно которой законодательная, исполнительная и судебная власти не должны совпадать.

Такое разделение властей было для него единственной причиной гражданской войны в Англии. Государственная власть, как считает Гоббс, чтобы выполнить свое главное назначение обеспечение мира и безопасности граждан, должна быть нераздельной и суверенной. Она должна стоять выше всех и не должна подлежать чьему-либо суду и контролю. Она должна быть выше всех законов, ибо все законы устанавливаются ею, и только от нее получают свою силу. Верховная власть, выражающая, по его мнению, общие интересы подданных, изображается как надклассовая сила. За ней он не видит ни экономических, ни политических интересов каких-либо социальных групп.

Целиком подчиняя индивида абсолютной власти государства, Гоббс, тем не менее, оставляет ему возможность воспротивиться воле суверена. Эта возможность - право на восстание. Она открывается лишь тогда, когда суверен, вопреки естественным законам, обязывает индивида убивать или калечить самого себя, либо запрещает защищаться от нападения врагов.

Защита своей собственной жизни опирается на высший закон своей природы - закон самосохранения. Закон этот не вправе преступать и суверен. Иначе он рискует потерять власть. Уподобляя государство Левиафану который является лишь искусственным человеком, хотя и более крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек, для охраны которого он создан, Гоббс подчеркивает, что всякий государственный организм может существовать только в условиях гражданского мира. Смута есть болезнь государства, а гражданская война его смерть.

Таким образом, Гоббс выявляет причины, ведущие его к распаду и гибели. На первое место он ставит недостаточность абсолютной власти, считая это главным источником внутренних междоусобиц. Затем идут различные ложные учения, противоречащие природе государства и способствующие его ослаблению. К ним Гоббс относит, прежде всего, мнение, согласно которому каждый отдельный человек вправе решать, какие действия хороши и какие дурны.

Отвергая это мнение, Гоббс вновь подчеркивает, что мерилом добра и зла является гражданский закон, а судьей законодатель, который всегда представляет государство. К ложным учениям, направленным против сущности государства, Гоббс относит также упоминавшееся мною раньше учение о делимости верховной власти. Делить власть, значит разрушать ее, доказывает философ. Особый взгляд был у Гоббса и на межгосударственные отношения.

Эти отношения могут быть, по Гоббсу, только отношениями соперничества и вражды. Государства представляют собой военные лагеря, защищающиеся друг от друга с помощью солдат и оружия они находятся в положении гладиаторов, направляющих оружие друг на друга и зорко следящих друг за другом. Государства как бы пребывают в состоянии войны всех против всех, в котором были люди до установления государственной власти. И такое состояние государств, подчеркивает Гоббс, следует считать естественным, так как они не подчиняются никакой общей власти, и неустойчивый мир между ними вскоре нарушается.

Ни один политический мыслитель, начиная с Платона и Аристотеля, не обходил своим вниманием вопрос о формах государственного правления. Не мог пройти мимо этого вопроса и Гоббс. Он различает три вида государства монархию, демократию и аристократию. К первому виду относятся государства, в которых верховная власть принадлежит одному человеку. Ко второму - государства, в которых верховная власть принадлежит собранию, где любой из граждан имеет право голоса.

Этот вид государства Гоббс называет также народоправством. К третьему виду относятся государства, в которых верховная власть принадлежит собранию, где правом голоса обладают не все граждане, а лишь известная часть их. Что касается других форм правления таких как тирания и олигархия, то Гоббс не считает их самостоятельными видами государства. Тирания это та же монархия, а олигархия ничем не отличается от аристократии.

Смысл этих терминов состоит по Гоббсу в том, что в них вкладывается порицание соответствующих форм государственного устройства. Те, кто осуждает монархию, именуют ее тиранией. Те же, кто не доволен аристократией, называют ее олигархией. На том же основании люди, несогласные с демократией характеризуют ее как анархию, что обозначает отсутствие всякого правления. Надо отметить, что Гоббс не уделял особого внимания проблеме государственных форм. По его мнению, власть, если только она достаточно совершенна, чтобы быть в состоянии оказывать защиту подданным, одинакова во всех формах.

И все же симпатии Гоббса на стороне монархии. Он убежден, что она лучше других форм выражает и реализует абсолютный характер власти государства и более других пригодна к осуществлению той цели, во имя которой и создано государство, а именно к водворению мира и обеспечению безопасности народа.

Экономические воззрения

Экономические воззрения. По Гоббсу, абсолютная власть государства распространяется и на экономи... Он вменяет им в вину то, что они забывают о правах суверена на их земл... Отсюда и возникают трудности при взимании денег, особенно когда надвиг... Гоббс вменяет в обязанность государства и заботу о нетрудоспособных чл...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Есть много спорных, неоднозначных моментов в мировоззрении Гоббса, однако вряд ли можно найти другого такого теоретика государства, права, морали, который пользовался на протяжении XVII XVIII вв. да и более позднего периода таким же вниманием как Томас Гоббс. Можно почти с уверенностью сказать, что практически все концепции государства и права Европы того времени складывались в значительной степени под знаком проблем, которые поднял этот великий английский мыслитель.

Гоббса, рассматривающего в своих трудах человека не столько как особое физическое тело, сколько как гражданина, частицу общественного организма - также можно по праву считать одним из основоположников социологии. И не случайно имя Томаса Гоббса навсегда вошло в историю философии, историю социальной, правовой и политической мысли.

ЛИТЕРАТУРА 1. История правовых и политических учений под ред. Нерсесянца В.С. Изд-во Норма-Инфра. 1997г. 2. Томас Гоббс. Мееровский Б.В. Изд-во Мысль.1975г. 3. Философский энциклопедический словарь. Изд-во Советская энциклопедия. 1989г. 4. Мир философии. Изд-во Издательство политической литературы. 1991г.

– Конец работы –

Используемые теги: Томас, Гоббс0.049

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Томас Гоббс

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Политическое и правовое учение Томаса Гоббса
В созвездии их имен первостепенное место принадлежит имени английского философа Томаса Гоббса, являвшегося сторонником абсолютизма государственной… Не является исключением и эта работа, посвященная естественным законам и… Вполне очевидно, что идеологи абсолютизма в США, черпающие свои знания, в том числе и в учении Т. Гоббса,…

Политические и правовые учения Томаса Гоббса
В своих произведениях О гражданине и Левиафан Гоббс впервые в Новое время в систематическом виде разработал светскую теорию политической власти,… В познавательном аспекте данное учение было направленно против схоластических… Гоббс подчеркивал практическую, созидательную направленность политической науки, полагая, что постижение…

Политическая мысль Нового времени. Томас Гоббс
В идеологическом плане - сориентирована на обоснование сильной власти политический абсолютизм, способной обуздать революционные страсти и обеспечить… Гоббс подчеркивал практическую, созидательную направленность политической… В отличие от Г.Гроция, Гоббс считал основным качеством человека не стремление к общению, а эгоизм и индивидуализм. …

Томас Гоббс
Учения и идеи Гоббса, создавшего первую в истории философии всеобъемлющую систему механистического материализма, в которой он попытался охватить все… Его главный политический и социологический труд Левиафан стал для многих… В Англии, в условиях революции и гражданской войны, эта проблема стояла особенно остро. Поэтому становление Гоббса как…

Томас Гоббс о государстве
Государство было формой совместного поселения людей, обеспечивавшей защиту совместных интересов, территории, поддержание порядка, развитие… У средневековой Европы прочно утвердилось мнение о том, что государство есть… Решительно отвергая концепцию происхождения королевской власти, он выделил источник государственной власти в воле…

Учения Гоббса
Субъективно же он считал себя бескорыстным искателем истины, необходимой всему человеческому роду. "Желание знать, почему и как, -писал Гоббс,… Его мать была крестьянского происхождения; отец сельский священник; его… Так как мальчик обнаруживал недюжинные способности и большую склонность к учебе, его определили в городскую школу,…

Сентиментализм в творчестве Томаса Грэя
Предромантизм ранее всего заявляет о себе именно в английской литературе 18 в. Здесь в стране, уже пережившей в 18 в промышленную революцию и во… Устои просветительского оптимизма рассматривались жизнью. Чувство… Многообразно протекает в эту пору и пересмотр просветительской эстетики. Возрождается интерес к давно забытым…

Социологические идеи Томаса Мора
Повествование в ней ведется от имени вымышленного автором путешественника Рафаила Готлодея, что сообщило книге дополнительный литературный успех в… Именно такой страной и была объявлена здесь Утопия - греческое слово,… В дальнейшем Мор стал ближайшим сотрудником короля Генриха VШ, который в своих политических расчетах оказывал…

О гражданине Т. Гоббс комментированное чтение
Согласно учению Т. Гоббса, эгоизм объявляется, таким образом, главным стимулом человеческой деятельности. Но Т. Гоббс не осуждает людей за их эгоистические наклонности, не считает, что… Ведь злы не сами желания людей, указывает философ, а только результаты действий, вытекающих из этих желаний.

Социологические взгляды Гоббса
Это был значительный вклад в учение о материи, который способствовал преодолению ограниченности Гоббсова материализма в .понимании движения,… Достаточно сказать, что в одной лишь Англии за 1650 1700 гг. было опубликовано… Однако у Гоббса философа социолога были не только Праги, но и единомышленники.У. Гар-вей и В. Петти в Англии, П.…

0.031
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Томас Джефферсон Он вошел в историю не только как крупный государственный деятель и политический деятель, но и как философ-гуманист, просветитель, лингвист, ботаник,… Хронологические рамки работы охватывают 1743-1826 годы ,то есть годы жизни и… Работа состоит из 1. Введения, где определяются цель и задачи работы, анализируется литература и источники,…
  • Политические идеи Томаса Мора Слово утопия, образованное от греческихкорней и означающее место, которого нет , стало нарицательным и далоимя целому направлению общественной мысли… Эти обстоятельства породилиобнищание многочисленных масс населения,… Мор получил прекрасное образование вначалев Оксфордском университете, где в течение двух лет он с увлечением…
  • Вертикальный контекст в новеллах Томаса Манна В 1924 вышел роман «Волшебная гора» - панорама буржуазного общества накануне 1-й мировой войны. В 1929 Томасу Манну была присуждена Нобелевская премия в области литературы. В… В годы написания новелл «Тристан» и «Тонио Крегер» Томас Манн испытывал большое влияние философии Ницше и…
  • Томас Лихи ИСТОРИЯ COBPEMEHHOl ПСИХОЛОГИИ На сайте allrefs.net читайте: "Томас Лихи ИСТОРИЯ COBPEMEHHOl ПСИХОЛОГИИ"
  • Кришнананда (Томас Троуб, доктор медицины) ЗА ПРЕДЕЛЫ СТРАХА На сайте allrefs.net читайте: "Кришнананда (Томас Троуб, доктор медицины) ЗА ПРЕДЕЛЫ СТРАХА"