ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РАБОВ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РАБОВ В ДРЕВНЕМ РИМЕ. Общие сведения.

Servi res sunt Рабы суть вещи сказал римский юрист Ульпиан. Этой фразой уже можно объяснить правовое положение древнеримского раба. Главное разделение в праве лиц состоит в том, что все люди или свободны, или рабы - писал римский юрист Гай. Состояние свободы liberti в римском праве было определяющим условием приобретения правоспособности. Применительно к нему в римском праве выделялись 2 категории свободные liberi и рабы servi. По материалам конспекта лекций по предмету Римское право.

Усиление эксплуатации рабского труда, продиктованное интересами простого товарного производства, привело к ухудшению общественного и юридического положения рабов. Остатки человеческих прав, некоторые моральные ограничения эксплуатации рабов, существовавшие при патриархальном рабстве, в новых условиях начинают стеснять рабовладельца, теперь он заинтересован в том, чтобы работник был передан в его полное и бесконтрольное распоряжение и мог быть подвергнут любой, даже самой чрезмерной эксплуатации.

Раб приравнивается к вещи, к животному, он поступал в абсолютное распоряжение господина, который мог его безнаказанно убить, бросить на съедение хищным рыбам или диким зверям. История Древнего Рима Под ред. А.Г. Бокщанина и В. И. Кузищина. М. Высшая школа, 1971. стр. 129. Аквилиев закон конец III в. до н.э. утверждает Если кто-то противоправно убьет чужого раба или рабыню, или четвероногое, или скот, то да будет он присужден давать собственнику столько меди, сколько являлось наивысшей стоимостью этого в данном году D.9.2.2 К середине II в. до н.э. раб окончательно превращается в средство производства, с которым хозяин мог обращаться как с вещью.

Господа имеют над рабами право жизни и смерти Гай. Институции. I. 52. Римское частное право Курс лекций Хутыз М.Х. М. Былина, 1994. стр. 45. Однако необходимо отметить, что Плохое обращение с рабом не было характерно, раб в Риме был собственностью гражданина, поэтому к нему обыкновенно относились бережно, так же, как относились к вещи, что было в интересах господина А. Валлон.

Римское частное право Курс лекций Хутыз М.Х. М. Былина, 1994. стр. 46 2.2.