рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Субъекты авторского права

Субъекты авторского права - Курсовая Работа, раздел Право, Авторское право и авторский договор Субъекты Авторского Права. Субъектами Авторского Права Являются Лица, Которым...

Субъекты авторского права. Субъектами авторского права являются лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения. Обладателями субъективного авторского права могут быть российские граждане, иностранцы, лица без гражданства, их наследники и иные правопреемники. Право на произведение для каждой категории субъектов возникает в связи с различными юридическими фактами - созданием произведения, переходом авторских прав по наследству, авторскому договору и т.д. Важнейшими субъектами авторского права являются авторы произведений.

Авторами признаются лица, творческим трудом которых создано произведение. Гражданское право. Учебник. Часть III Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого М. ПРОСПЕКТ, 1998. С.64. Автор - творец нового. Юрченко А.К. Издательский договор. -Л 1988. С.5. Носителем субъективного авторского права является создатель произведения, его подлинный автор - человек, написавший книгу, сочинивший музыку, создавший скульптуру и т.п. Вследствие того, что деятельность по созданию произведения не относится к числу юридических актов, совершаемых специально для достижения определенного правового результата.

Иоффе О.С. Советское гражданское право. Т.3 Л. изд-во Ленинградского ун-та, 1965. С.21. Возможность граждан обладать авторскими правами входит в содержание гражданской правоспособности, а последняя не зависит ни от возраста, ни от состояния здоровья человека.

Для превращения этой абстрактной возможности в конкретное субъективное право необходим юридический факт. Роль такого факта выполняет создание произведения, т. е. юридический поступок, а не сделка. Но поскольку юридические поступки могут совершаться и недееспособными лицами, конкретные субъективные авторские права возникают независимо от возраста и состояния дееспособности. По-иному, однако, обстоит дело с осуществлением авторских прав несовершеннолетними и недееспособными.

За малолетних и полностью недееспособных граждан авторские права осуществляют их родители и опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет распоряжаются своими авторскими правами самостоятельно. Субъектами авторского права признаются не только граждане РФ, но и иностранцы, а также лица без гражданства. Однако, если произведения российских граждан охраняются независимо от места их обнародования или нахождения в иной объективной форме, то произведения иностранных авторов и лиц без гражданства охраняются при условии, что они - либо обнародованы на территории РФ или находятся в РФ в какой-либо объективной форме - либо пользуются охраной в соответствии с международными договорами РФ п. 1 ст. 5 Закона об авторском праве. Гражданское право. Учебник.

Часть III Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого М. ПРОСПЕКТ, 1998. С.65. Авторские произведения нередко создаются не одним, а двумя или несколькими лицами. В таком случае можно говорить о соавторстве.

Для соавторства требуется, чтобы произведение представляло собой единое целое и являлось результатом творческой деятельности двух или нескольких лиц, т. е. чтобы оно выступало как коллективное произведение. При отсутствии хотя бы одного из указанных условий нет и соавторства. Иоффе О.С. Советское гражданское право. Т.3 Л. изд-во Ленинградского ун-та, 1965. С.22. Закон устанавливает, что авторское право на коллективное произведение принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такое произведение одно целое или состоит из частей, которые могут быть использованы самостоятельно. При неделимом соавторстве особых прав для каждого автора не существует, так как произведение нельзя разделить на части при раздельном соавторстве каждый автор сохраняет право на созданную лично им часть коллективного произведения если только в соглашении не указано иного. Гаврилов Э.П. Авторское право.

Издательские договоры. Авторский гонорар М. Юрид.лит 1988. С.17. Условием признания тех или иных лиц соавторами произведения является наличие соглашения о возникновении соавторства.

При этом под соглашением следует понимать взаимное волеизъявление авторов, направленное на совместную творческую работу над произведением. Оно может быть выражено в любой форме и на любой стадии работы над произведением. Более того, предметом соглашения может быть доработка уже законченного произведения, если возникает необходимость внести в него изменения и дополнения творческого характера. Важно лишь, чтобы соавторство было добровольным и не нарушало ничьих охраняемых законом авторских прав. Соглашение о соавторстве не следует, однако, понимать как возможность возникновения соавторства без совместной творческой работы над произведением.

В силу одного только соглашения соавторство возникнуть не может. Гражданское право. Учебник. Часть III Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого М. ПРОСПЕКТ, 1998. С.67. В отличие от предварительного соглашения о совместной работе, которое не является соавторским, для использования уже созданного произведения требуется согласие всех соавторов.

Если хотя бы один из них возражает, то произведение может быть использовано только по решению суда при недостижении соглашения в отношении делимого коллективного произведения, соавторы могут использовать принадлежащие им части по своему усмотрению. Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар М. Юрид.лит 1988. С.17. Нет соавторства при помещении статей различных авторов в научных сборниках, энциклопедических словарях, журналах или в других периодических изданиях.

В этом случае появляется единое произведение, например - журнал как таковой, словарь в целом и т.д. Но здесь единство достигается благодаря такой творческой работе тематическая подборка, расположение материала и т. п в которой отдельные авторы никакого участия не принимали. Поэтому, будучи авторами своих собственных произведений, они не становятся соавторами журнала или словаря.

Иоффе О.С. Советское гражданское право. Т.3 Л. изд-во Ленинградского ун-та, 1965. С.23. Соавторство также не возникает при создании творчески самостоятельного произведения на основе чужого опубликованного если имеет место дозволение. Если автор умирает, то носителями его авторских прав выступают наследники. Наследование авторских прав может происходить как по закону, так и по завещанию. Наследование по закону имеет место, если оно не изменено завещанием. Важной особенностью наследования авторских прав является то, что авторские права переходят к наследникам в бездолевом порядке, как единое целое, не подлежащее разделу. Это означает, что распоряжаться перешедшими по наследству авторскими правами наследники должны совместно и по взаимному согласию, а в случае спора - по решению суда. Стоит отметить некоторые особенности перехода авторского права по наследству.

Прежде всего, по наследству к наследникам переходят не все авторские права, а только их часть. В законе указывается, что по наследству не переходят право авторства, право на авторское имя и право на защиту репутации автора.

Однако и в отношении этих прав к наследникам переходят права на защиту названных прав от нарушений со стороны третьих лиц, если только автор не назначил для этих целей специальное лицо. Гражданское право. Учебник. Часть III Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого М. ПРОСПЕКТ, 1998. С.68. В ст. 27 Закона подробно расписаны все возможные сроки действия авторского права - авторские права наследников действуют в течение 50 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом смерти - авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов - авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 50 лет после его выпуска - если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации - если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года. Помимо наследников авторские права могут переходить к иным правопреемникам.

В их роли выступают издательства, театры, киностудии и другие организации, занимающиеся использованием произведений.

Они приобретают авторские права на основании заключенных с авторами и наследниками авторских договоров.

Становясь обладателями авторских прав, эти организации используют произведения и распоряжаются ими теми способами, которые предусмотрены конкретными авторскими договорами, и в установленных ими пределах. К числу субъектов авторского права относятся также организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. Такого рода организации могут создаваться непосредственно обладателями авторских и смежных прав в целях обеспечения этих прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднено публичное исполнение, в том числе по радио и телевидению, воспроизведение путем записи, репродуцирование и др Организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, действуют в пределах полученных от авторов полномочий на основе устава.

Они не вправе заниматься коммерческой деятельностью и самостоятельно осуществлять использование произведений. Сами они обладателями авторских прав не становятся, а являются лишь представителями авторов и действуют в их интересах.

Среди функций организаций, управляющих имущественными правами авторов на коллективной основе, можно выделить три основные - предоставление пользователям произведений лицензий на использование объектов авторского права отказ не допускается, всем пользователям одной категории разрешения предоставляются на равных началах - сбор вознаграждения за использование произведений и объектов смежных прав - распределение собранного вознаграждения между авторами и обладателями смежных прав за вычетом расходов на покрытие своих затрат и образование специальных фондов, создаваемых этими организациями с согласия и в интересах обладателей авторских и смежных прав. Гражданское право.

Учебник. Часть III Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого М. ПРОСПЕКТ, 1998. С.70. 1.4. Права авторовСамой распространенной и в то же время самой спорной классификацией авторских прав является их деление на личные неимущественные и имущественные. Действительно, авторские права настолько взаимосвязаны, что выделить среди них права чисто имущественного или неимущественного характера довольно трудно.

Тем не менее, закон признает такое деление и указывает на то, какие права являются личными неимущественными, а какие носят имущественный характер. Важность этого деления состоит в том, что личные неимущественные права в законах западных стран - так называемые моральные права могут принадлежать лишь самому создателю произведения, они, как правило, непередаваемы другим лицам и охраняются бессрочно.

Напротив, имущественные права могут свободно отчуждаться другим лицам и носят сугубо срочный характер. Рассмотрим важнейшие личные и имущественные права автора. Гражданское право. Учебник. Часть III Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого М. ПРОСПЕКТ, 1998. С.72. Одним из главных личных неимущественных прав, возникающих в связи с созданием произведения, является право авторства. Этим обозначениям отмечаются правомочия автора, связанные с возможностью именовать себя автором произведения, а все другие лица при использовании произведения например, цитировании, включении отрывков из него в сборники или хрестоматии обязаны ссылаться на автора.

Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве М. Изд. юрид.литература, 1972. С.26. Опираясь на это право, автор требует защиты своих интересов в случае присвоения авторства другим лицом плагиат. Право авторства характеризуется следующими чертами - оно неотделимо от личности автора принадлежит только создателю произведения, неотчуждаемо, от него нельзя отказаться - оно является правом абсолютным, так как ему корреспондируют обязанности всех и каждого воздерживаться от нарушения данного правомочия - оно действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью.

В дальнейшем оно существует как юридический факт, с которым все должны считаться. После смерти автора авторство признается и охраняется законом, но уже не как субъективное право ибо субъекта права больше нет, а как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите.

Гражданское право. Учебник. Часть III Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого М. ПРОСПЕКТ, 1998. С.72. Вокруг права авторства группируются другие предоставляемые автору правомочия и самое близкое - право на имя. Сущность этого права состоит в том, что оно позволяет автору воспользоваться при выпуске произведения одной из трех возможностей. Произведение может быть выпущено в свет с указанием подлинного имени автора его фамилии и инициалов. В подавляющем большинстве случаев так именно и бывает.

Но автор вправе обозначить свое произведение условным именем псевдонимом. Разрешается также опубликование произведения без указания имени автора анонимно , Такие случаи встречаются сравнительно редко и обусловливаются особыми соображениями, в том числе и спецификой самого издания например, помещение кратких статей в энциклопедических словарях или справочниках. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве М. Изд. юрид.литература, 1972. С.27. С момента создания произведения за его автором закрепляется право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.

Закон устанавливает, что без согласия автора не разрешается вносить какие-либо изменения, как в само произведение, так и в его название. Кроме того, без согласия автора запрещается снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями. Камышев В.Г. Права авторов литературных произведений М. Изд. юрид.литература, 1972. С.27. Следующим личным неимущественным правом автора является право на обнародование произведения и на его отзыв.

Сущность данного права можно определить как юридически обеспеченную автору возможность публичной огласки созданного им произведения. Закон предоставляет автору возможность отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения либо, если произведение уже было обнародовано, он может дезавуировать действия по его доведению до всеобщего сведения, публично оповестив об отзыве произведения.

Закон не требует от автора обосновывать уважительность причин отзыва произведения. Гражданское право. Учебник. Часть III Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого М. ПРОСПЕКТ, 1998. С.74. Закон специально не упоминает о праве автора на опубликование произведения. Тем не менее, такое право существует. Право на опубликование состоит в выпуске в свет опубликовании автором произведения.

При этом с произведением может ознакомиться неопределенный круг лиц. Это - одно из важнейших личных неимущественных прав авторов. В определенных случаях автор может либо сам опубликовать свое произведение сделать доклад и т.д либо дать согласие на публикацию произведения по договору передать рукопись в издательство, в выставочный комитет для демонстрации на выставках и т.п. Право на опубликование произведения может быть реализовано автором только один раз. Право на опубликование переходит по наследству.

Это право принадлежит автору любого произведения науки, литературы или искусства однако оно может быть ограничено, если опубликование произведения может затронуть личную сферу автора или иного лица, т.е. содержит материалы личного или интимного характера. Опубликование такого произведения должно быть согласовано с этим лицом, а после его смерти - с его родственниками. Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры.

Авторский гонорар М. Юрид.лит 1988. С.27. Таковы личные неимущественные права автора. Наряду с ними у автора имеется целый ряд имущественных правомочий. Имущественные права автора связаны с возможностями автора по использованию его произведения. Прежде всего, автор пользуется таким имущественным правом, как право на воспроизведение. Воспроизводить - значит размножать произведение путем снятия копий или каким-либо иным способом. Оно всегда связано с повторением его на материальном носителе.

Воспроизведение считается состоявшимся независимо от того, стали ли экземпляры произведения доступны неопределенному кругу лиц. Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар М. Юрид.лит 1988. С.28. С правом воспроизведения, принадлежащим авторам произведений изобразительного искусства, тесно связано право доступа. Сущность данного права заключается в том, что автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления им права на воспроизведение своего произведения.

Иными словами, художник или скульптор может делать копии со своего произведения, для чего собственник картины или скульптуры должен обеспечить доступ автора к произведению. При реализации данного права автор не должен создавать собственнику излишних неудобств, в частности, он не может требовать доставки ему произведения. Закон закрепляет за автором самостоятельное право на распространение экземпляров произведения любым способом, в частности право на продажу экземпляров произведения и сдачу их в прокат.

Закон не содержит исчерпывающего перечня способов распространения произведения, называя лишь наиболее типичные из них - продажу и сдачу в прокат. Продажа означает реализацию копий произведения за плату. Сдача в прокат - это предоставление экземпляра произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды. Существуют, однако, и другие способы распространения произведений, например, передача экземпляра произведения третьим лицам бесплатно.

Типичный пример такого распространения - деятельность библиотек. Наряду с правом на распространение закон особо выделяет исключительное право автора импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав право на импорт. Следующими имущественными правами автора являются право на публичный показ и на публичное исполнение.

Право на публичный показ реализуется в отношении произведений изобразительного искусства, а право на публичное исполнение - в отношении музыкальных, драматических, хореографических, литературных и некоторых других произведений. Показ произведения состоит в праве продемонстрировать оригинал или экземпляр произведения. Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар М. Юрид.лит 1988. С.28. Исполнением произведения признается его представление посредством игры, декламации, пения, танца, как в живом исполнении, так и с помощью технических средств, например экрана.

Для обоих рассматриваемых прав характерен признак публичности, т. е. показ или исполнение должно осуществляться в месте, открытом для свободного посещения. Передача произведения в эфир или по кабелю предполагают его доведение до сведения наиболее широкой аудитории, что, безусловно, затрагивает особый интерес авторов, нуждающихся в правовой охране. Указанный интерес охраняется посредством закрепления за автором права на передачу произведения в эфир и права сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю.

В эфир могут передаваться как уже обнародованные произведения, так и произведения, которые еще не обнародованы. Передачей в эфир признается и прямая трансляция произведения из места его показа или исполнения. К имущественным правам авторов относятся также право на перевод и право на переработку произведения. В субъективное право на перевод входит возможность автора самому переводить и использовать перевод своего произведения, а также его право давать разрешение на перевод и использование перевода другими лицами.

К праву на перевод близко примыкает право автора переделывать, аранжировать или другим образом переделывать произведение. Оно также включает возможность автора или самому перерабатывать произведение в другой вид, форму или жанр либо давать разрешение на переработку другим лицам. Создаваемые в результате творческой переработки произведения являются новыми объектами авторского права.

Но их использование может осуществляться лишь с согласия авторов оригинальных произведений. Авторы произведений изобразительного искусства обладают особым правом следования. К числу имущественных прав авторов ранее действовавшее законодательство и наука традиционно относили право на вознаграждение за использование произведения. Новое авторское законодательство, безусловно, также признает за авторами указанное право, хотя в общем, перечне авторских правомочий оно прямо не названо.

Рассмотренные ранее правомочия автора возникают одновременно с тем, как произведение создано и выражено вовне при помощи тех или иных способов. В отличие от этого право на получение вознаграждения от какого-либо конкретного лица с момента создания произведения не связывается. Иоффе О.С. Основы авторского права М. изд-во Знание , 1969. С.35. В состав права на вознаграждение входит не только голое право требовать соответствующих выплат, но и возможность оговорить размер, порядок, срок и другие условия получения вознаграждения.

Все эти вопросы решаются в авторских договорах, на основе которых и осуществляется использование произведений. Вместе с тем закон выделяет несколько случаев, когда права авторов на получение вознаграждения лежат за пределами авторского договора. Гражданское право. Учебник. Часть III Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого М. ПРОСПЕКТ, 1998. С.81. Таковы основные права авторов творческих произведений.

Они достаточно разнообразны и охраняют как личные, так и имущественные интересы создателей произведений. 1.5. Защита авторских и смежных прав. Понятием защита авторских и смежных прав охватывается направленное на восстановление или признание авторских и смежных прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении. Защита авторских и смежных прав осуществляется в предусмотренном законом порядке, причем выделяют две формы защиты а юрисдикционную, т.е. обеспеченную защитой и помощью государственных органов - посредством суда. б неюрисдикционную, которая охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав, осуществляемые ими самостоятельно, без обращения к государственным иным компетентным органам.

Наибольшее практическое значение имеют гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав, реализуемых в рамках юрисдикционной формы. Под способами защиты понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых и производится защита, т.е. восстановление признание нарушаемых оспариваемых прав. Истец может потребовать 1. Признания авторских смежных прав. 2. Восстановления положения, существовавшего до нарушения права. 3. Пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения. 4. Принуждения к исполнению обязанности в натуре. 5. Возмещения убытков и взыскания незаконно полученного дохода, выплату компенсации. 6. Прекращения изменения правоотношений.

Наиболее действенным способом защиты авторских и смежных прав является возмещение убытков, взыскание незаконно полученного дохода и выплата компенсации.

Этими способами удовлетворяется имущественный интерес потерпевшего. Основной формой компенсации причиненного ущерба является возмещение убытков п. 1 ст.49 Закона РФ Об авторском праве и смежных правах. Возмещению подлежат также расходы на оказание юридической помощи по защите авторских смежных прав, судебные расходы и другие. В качестве упущенной выгоды рассматривается как минимум незаконно полученная прибыль.

В то же время обоснование размера причиненных убытков является задачей потерпевшего. Им же доказывается сам факт нарушения авторских смежных прав. Это представляется достаточно сложной процедурой. Поэтому более распространенным способом защиты является взыскание с нарушителя незаконно полученного дохода. Кроме того, законодательство РФ наряду с мерами гражданско-правовой защиты устанавливает и уголовную ответственность за нарушение авторских и смежных прав. Уголовным преступлением, является незаконное использование объектов авторского права, равно как и присвоение авторства ст.146 УК РФ. Объектом этой нормы права являются не все авторские и смежные права, а только право авторства и право на использование произведения, т.е. совокупность правомочий имущественного характера. Нарушение других прав, охраняемых авторским правом, уголовно наказуемого деяния не образуют.

В рассматриваемом преступлении есть две стороны объективная и субъективная.

К объективной стороне относится совершение одного нескольких действий, подпадающих под действие ст.146 УК РФ, а именно присвоение авторства на произведение и совершение любого рода действий, связанных с незаконным использованием произведения или объекта смежных прав. Субъективная сторона такого преступления характеризуется прямым умыслом. Уголовную ответственность за нарушение авторских и смежных прав несут лица, достигшие 16 лет. Данное преступление наказывается штрафом от 200 до 400 МРОТ, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до двух лет. Для лиц, совершивших те же действия неоднократно, либо в сговоре с другими лицами, количественная оценка данных видов наказания удваивается - удваиваются штрафы, сроки общественных работ и лишения свободы. 2. Авторский договор. 2.1.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Авторское право и авторский договор

Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры.Авторский гонорар М. Юрид.лит 1988. С.8. Сто семьдесят… Некоторые проблемы, поднимаемые в прошлом веке актуальны и сегодня. Если юридическая конструкция многих правовых…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Субъекты авторского права

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Нормы и принципы авторского права
Нормы и принципы авторского права. Как и всякий другой правовой институт, авторское право имеет принципы Свобода творчества. Позволяет автору выбирать интересующую его тему, форму будущего п

Объекты авторского права
Объекты авторского права. Закон РФ Об авторском праве и смежных правах не содержит легального определения понятия произведения, хотя указывает на те признаки, которыми оно должно обладать, чтобы по

Общие положения об авторском договоре
Общие положения об авторском договоре. Волевые действия, в результате которых часть авторских имущественных прав передается другому лицу, именуются в Законе Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351

Виды авторских договоров
Виды авторских договоров. Авторские договоры подразделяются на 1 договоры о передаче исключительных прав 2 договоры о передаче неисключительных прав. Иначе говоря, предметом авторского договора мож

Условия авторского договора
Условия авторского договора. Авторский договор должен предусматривать следующее 1 способы использования произведения конкретные права, передаваемые по договору 2 срок, на который передается

Форма авторского договора
Форма авторского договора. Авторский договор должен быть заключен в письменной форме. В случае, когда авторский договор был заключён без соблюдения требований о простой письменной форме, дол

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги