Общественный договор Руссо. Формулирование понятия

Общественный договор Руссо. Формулирование понятия. Жан Жак Руссо 1712-1778 также показывает гражданское общество как общество, преобразованное в государство, уточняя при этом с помощью общественного договора. В работе Об общественном договоре, или Принципы политического права Руссо, провозглашая народный суверенитет, обосновывает право народа на свержение абсолютизма и отчуждение от власти демократически избранного правительства.

В этой работе он практически формулирует понятие гражданского общества, отмечая при этом, что сущность политического организма заключается в согласования повиновения и свободы. Эммануил Кант Заметно углубил представление о гражданском обществе Эммануил Кант 1724 -1804. Его подход к трактовке сущности гражданского общества более диалектичен. Рассматривая противоречивые качества человеческой натуры неуживчивость, тщеславие, жажду объединения и то же время стремление к согласию.

Кант приходит к выводу, что главный путь сочетания свободы каждого со свободой других формирование гражданского общества. По Канту, гражданское общество основано на следующих априорных принципах 1 свобода члена общества как человека, 2 равенство его с другими как подданного, 3 самостоятельность члена общества как гражданина. Гражданское общество и государство как самостоятельные институты.

Принципиально новыми положениями обогащает рассмотрение проблем гражданского общества Георг Вильгельм Фридрих Гегель 1770-1831. В его работах, а также в трудах Маркса, Грамши, Лукача сформулированы основополагающие концепции современного видения гражданского общества. Он пришел к выводу, что гражданское общество представляет собой особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству в процессе длительного и сложного процесса исторической трансформации от средневековья к новому времени.

Согласно Гегелю, гражданское общество выступает как система индивидов, с помощью труда удовлетворяющих собственные потребности к потребности других. Фундаментом гражданского общества является частная собственность, общность интересов и всеобщее формальное, оформленное законами, равенство граждан, защищенность человека от случайностей. В отличие от своих предшественников он рассматривает гражданское общество и государство как самостоятельные институты. Гражданское общество, по Гегелю, имеет место не внутри, а наряду с государством. Оно вместе с семьей части государства, его базис и способ существования, гражданское общество зависит от государства и в какой-то мере поглощается им. В государстве представлена всеобщая воля граждан, считал Гегель.

Гражданское же общество сфера реализации особенных, в частных интересов отдельных индивидов. К государственной сфере Гегель относил правительственную власть, администрацию, к сфере гражданского общества полицейскую и служебную власти.

И если государство для поддержания законности вторгается в пределы гражданского общества, например поручая своим вооруженным силам, полицейские функции или вмешиваясь в деятельность судебных органов, оно как бы выступает против этого общества. Актуально суждение Гегеля о том, что и гражданское общество и государство в своем противоречивом единстве могут существовать лишь на базе множества сословий, то есть развитой социальной структуры общества. Жизнь подтвердила, что бедность, неразвитость социальной структуры и форсирование слияния социальных слоев общества явились питательной средой для диктаторских режимов.