Происхождение мусульманской правовой системы

Происхождение мусульманской правовой системы. Мусульманское право возникло как часть шариата система предписаний верующим в Аллаха представляющего собой важнейший компонент исламской религии.

История мусульманского права нередко обозначаемого термином фикх начинается с пророка Мухаммеда Мухаммада жившего в 000 по некоторым источникам 000 г 000 гг. Мухаммед от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения нормы верующим мусульманам. Эти нормы формулировались им главным образом в публичных проповедях. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности поведения Мухаммеда. Позднее и те и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права.

Однако их было мало для системного регулирования всей совокупности правовых отношений мусульманской общины а потому после смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники праведные халифы Абу-Бакр Омар Осман и Али. Опираясь на Коран и сунну они формулировали новые правила поведения соответствующие на их взгляд воле Аллаха и Мухаммеда. В случае же молчания Корана и сунны нормы устанавливались совместным усмотрением либо единолично каждым халифом.

В VIII-Х вв. существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и мусульманские судьи - кади. Их роль в формировании мусульманской правовой системы была столь значительной что некоторые исследователи стали определять мусульманское право как право юристов. В этот период зарождаются главные ветви толки ислама восполняются правовые пробелы на основе толкования Корана формулируется множество новых предписаний. К концу Х в. мусульманское право канонизировалось и ворота исканий для его исследователей и реформаторов закрылись.

Наступил век традиций период действий согласно установившимся правовым нормам и доктринам. Мусульманские судьи лишились права при отсутствии в Коране сунне и других источниках нужных норм выносить решения по своему усмотрению. Они должны были руководствоваться принятым населением страны толком. К XIII в. мусульманское право практически утратило свою целостность и стало правом полидоктринальным разделенным на разные ветви.

Обязанность придерживаться конкретной юридической школы обеспечивалась государством его правовой политикой. В результате наднациональное мусульманское право оказалось раздробленным и разведенным по разным национально-государственных квартирам получило территориальную прописку. Подобно романо-германскому праву периода кодификации оно стало правом национальным. Дальнейшее развитие мусульманской правовой доктрины шло по пути последовательного устранения внутренних противоречий несогласованностей существовавших в рамках того или иного толка а также создания общих положений принципов единых для всех мусульманских правовых школ. Эти нормы-принципы придали мусульманскому праву логическую целостность стройность и значительно повысили его регулятивный потенциал.

XIX в. знаменует принципиально новую ступень развития мусульманского права. Становление законодательства в качестве самостоятельного источника нормативного регулирования привело к постепенному вытеснению юридической доктрины снижению ее роли хотя в содержательном плане она продолжала оказывать определенное воздействие на правовую систему. Со второй половины XIX столетия происходит активное заимствование европейского права в частности романо-германского которое в настоящее время в отдельных арабских странах например в Турции практически вытеснило мусульманские правовые нормы.

В других странах Алжир Египет Сирия и др. мусульманское право сохранилось в отдельных сферах социальных отношений в частности в сфере личного статуса мусульман. В тех странах где доминируют исламско-фундаменталистские позиции Иран Пакистан ЙАР Ливия Судан границы мусульманского права более широки включают различные институты подотрасли гражданского уголовного государственного права других отраслей.

Здесь наблюдается своеобразный ренессанс исламско-правовой культуры возврат к традиционным исламским ценностям что закономерно влечет за собой расширение предмета регулирования мусульманского права. 0.0.0.