Мыслители античного мира о политике и государстве

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 0. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 0. Государство и Законы Платона 0. Политика Аристотеля 12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24 ВВЕДЕНИЕ Тема настоящего реферата посвящена мыслителям античного мира их трудам о политике и государстве. Актуальность изучения этой темы в курсе политологии обусловлена тем что политические и правовые учения античности прошли многовековой путь развития являясь основой представлений о государстве нашли некоторые интерпретации в государственном устройстве многих государств.

Поначалу они были органической частью религии философии общего взгляда на мир как нечто противостоящее человеку. Уже в Древнем мире возникало стремление осмыслить государство и право как создание человеческого искусства подчиненное общественным потребностям. В странах Древнего Востока и еще более в Античном мире зарождались теоретические основы преодоления взглядов на государство и право как на нечто сверхъестественное.

Таковы рассуждения античных мыслителей о политике как искусстве о праве как выражении интересов народа афористические суждения человек существо политическое государство дело народное. Тогда же возникли идеи демократии мысль о подчинении государства закону проекты смешанной республики дающей возможность разным частям народа исключая рабов принять участие в политической деятельности. В Античном мире складывались основы и противоположных взглядов на государство политику право.

Логически простая и привлекательная идея правления умелых знающих мудрых в конкретно-исторических условиях своего времени была средством обоснования притязаний землевладельческой аристократии на монопольную власть а в общеисторическом плане выступала как одно из главных орудий идеологической борьбы против демократии за технократию и олигархическое правление. Признание политики искусством порой сопровождалось рассуждениями о недоступности этого искусства подавляющему большинству людей о политической деятельности как призвании и уделе только узкого круга правителей.

Заманчивая идея господства закона соединенная с консервативными планами укрепления землевладения основанного на труде рабов превращалась в проекты тоталитарного общества и государства. Кризис мифологического мировоззрения и развитие философии заставили идеологов аристократической верхушки пересмотреть свои устаревшие взгляды создать философские доктрины способные противостоять идеям демократического лагеря.

Своего наивысшего развития идеология древнегреческой аристократии достигает в философии Платона и Аристотеля. В целях наиболее полного изучения философских учений Платона и Аристотеля мной будет решаться ряд задач в частности я рассмотрю взгляды каждого мыслителя в отдельности в некотором сравнении и сделаю выводы по окончании работы. Вся информация по изучаемой и анализируемой теме получена мной на основании списка литературы расположенного в конце работы.

ГЛАВА 0.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 0.

Государство и Законы Платона

А.Ф.Лосева В.Ф.Асмуса А.А.Тахо-Годи Авт.вступ.ст. Диалог Законы является последним сочинением Платона. предусматривается точное число граждан 0000. Разбогатев или обеднев они переходят в другой класс. В-третьих производственные потребности земледелия предполагается тепер...

Политика Аристотеля

Государство частная собственность рабство и другие социальные явления ... Подытоживая свои рассуждения по поводу различных видов общежития Арист... Неразвитые в духовном отношении варвары не способны к государственной ... В олигархии власть принадлежит богатым в демократии неимущим. Говоря о... Поэтика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Тема реферата посвящалась мыслителям античного мира их трудам о политике и государстве. По заключении работы я могу сделать следующие выводы. Жизнь Платона во многом была предопределена личностью и судьбою Сократа его учителя и друга. Платон был потрясен казнью учителя Афинским государством в 000 г. до н. э. Платон на протяжении всей своей жизни пытался ответить на вопрос о причинах насильственной смерти учителя.

И для него этот вопрос был не столько личностными политическим сколько космологическим. В его творчестве он был преобразован в вопрос о совершенстве мироздания. Ведь если погиб по человеческому приговору самый мудрый и добродетельный из афинских граждан то разве могло быть государство пославшее его на смерть добродетельным идеальным. Да и являлось ли справедливым все мироустройство сама судьба если она обрекла на незаслуженную смерть самого достойного и делает это руками недостойных С учетом этого и необходимо рассматривать все творчество Платона в том числе и его политическое мировоззрение изложенное в основном в диалоге Государство который представляет собой итог генезиса философской мысли Платона.

Однако Государство Платона принципиально отличается от Политики Аристотеля ученика Платона. Если в диалоге Платона взгляд на государственную жизнь есть лишь один из элементов его цельного воззрения на мироздание а идеальное устройство державы вытекает из гармоничности самого Космоса то в трактате Аристотеля политическая философия уже целиком автономна и не зависит от общефилософских космологических взглядов последнего.

Аристотель ученик и основной оппонент Платона - широко известна энциклопедичность Аристотеля оставившего после себя работы практически во всех областях знаний. Одной из таких работ является Политика в которой изложен взгляд мыслителя на государство. Аристотель был не согласен с тем как его учитель относился к сущности идее и явлению вещи. Платон считал эти категории принципиально нетождественными отдавая предпочтение сущности и в плане реальности и в плане истинности.

Однако такое решение фундаментальной философской проблемы ставило под сомнение как единство мира так и его познаваемость. Пытаясь преодолеть эти проблемы. Аристотель полагал что сущность и явление соотнесены друг с другом и более того тождественны. Именно через явление по Аристотелю сущность является нам и никакого иного знания о сущности кроме как через явление мы получить не способны.

Этот принципиальный подход в решении вопроса о единстве мира и его познаваемости привел Аристотеля и к совершенно иному взгляду на политику как реальность. Если Платон постулировал некий абстрактный идеальный строй и исходя из него как из критерия строил свою классификацию политических режимов в которой каждый из режимов переходит в другой не в соответствии с тем как это происходит в реальной политической жизни а в зависимости от его удаленности от справедливого идеального строя то Аристотель начинал с изучения политических реалий чтобы на основе их анализа выстроить собственную классификацию государственных режимов.

Но и при такой сознательной ориентации на изучение существующих в различных государствах политических устройств Аристотель сохранил и ценностный критерий классификации способность того или иного режима расположить своих граждан к добродетельной жизни. Из этой принципиальной двойственности подхода и выкристаллизовалась классификация политических режимов с одной стороны они подразделяются на положительные н отрицательные в зависимости от того способствуют они или нет добродетельной жизни граждан а с другой различаются в зависимости от числа граждан обладающих при данном режиме полнотой государственной власти. Точно такая же двойственность подхода сохранилась и в представлениях Аристотеля об идеальном строе.

Он определил его с двух позиций с точки зрения должного и с точки зрения сущего т. с пытался найти идеальное государственное устройство среди существующих одновременно конструируя тип идеального государства желаемого но реально не осуществленного.

Именно в учении о сущем идеальном строе Аристотель сформулировал одну из фундаментальных идей современной либеральной демократии о среднем слое как гаранте сохранения и упрочения политических свобод в государстве. Из других важнейших идей положенных в основу современного западного политического мышления. Аристотелю принадлежат идея государства как общения индивидов постулирование индивида в качестве субъекта политической деятельности и предпосылка теории общественного договора идея понимания гражданина как человека участвующего в осуществления власти во всех ее формах в первую очередь законодательной и судебной идея о разделении властей которая в новое время получила свое законченное развитие в понимании разделения властей как основы демократии.

Влияние Аристотеля на развитие политической мысли Запада велико по сути именно он своей Политикой подготовил его идейный фундамент рассматривая политическую реальность как она есть. Что касается Платона то он оказался значительно ближе утопическому и даже коммунистическому сознании развивая подход к политике основанный на постулировании идеала и пренебрегая реальностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аристотель Этика. Политика.

Риторика. Поэтика. Категории - Минск Литература 0000 0000 с. 2. Асмус В.Ф. Античная философия - М. Высш. шк. 0000 000 с. 3. Лосев А.Ф. Античная философия истории - СПб. Алетейя 0000 000 с. 4. Лосев А.Ф. Тахо-Годи А.А. Платон-Аристотель - М. Молодая гвардия 0000 000 с. 5. Платон Филеб Государство Тимей Критий.

Пер.с древнегреч. Общ.ред. А.Ф.Лосева В.Ф.Асмуса А.А.Тахо-Годи Авт.вступ.ст. А.Ф.Лосев - М. Мысль 0000 000 с. 6. Рассел Бертран История западной философии - Т.0 Древняя философия. Католическая философия. В 0-х т Науч.ред. В.В.Целищев - Новосибирск Изд-во НГУ 0000 000 с. 7. Рассел Бертран История западной философии - Т.0 Философия Нового времени.

В 0-х т. Науч.ред. В.В.Целищев - Новосибирск Изд-во НГУ 0000 000 с. 8. Чичерин Б.Н. Политические мыслители древнего и нового мира. Учеб.пособие для юрид. спец. вузов. СПб.ун-т - СПб. Лань 0000 000 с.