рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Гоббс о человеческой природе и праве

Работа сделанна в 2001 году

Гоббс о человеческой природе и праве - Реферат, раздел Право, - 2001 год - Томас Гоббс Гоббс О Человеческой Природе И Праве. Английский Философ, Как И Многие Другие...

Гоббс о человеческой природе и праве. Английский философ, как и многие другие передовые мыслители той эпохи, пытался объяснить сущность общественной жизни, исходя из принципов человеческой природы. Учение Гоббса о человеке включало чрезвычайно важное положение люди равны от природы.

Английский мыслитель утверждал, что природа сделала людей равными в отношении их физических и умственных способностей. Имеющиеся различия в этом отношении не настолько велики, чтобы один человек мог претендовать на какое-нибудь благо исключительно для себя и в ущерб другим людям. Однако какова же человеческая природа, каковы те влечения и склонности, которые определяют, в конечном счете, поведение людей. Ответ Гоббса предельно ясен и недвусмыслен люди от природы подвержены жадности, страху, гневу и остальным животным страстям, они ищут почета и выгод, действуют ради пользы или славы, то есть ради любви к себе, а не к другим.

Эгоизм объявляется, таким образом, главным стимулом человеческой деятельности. Но Гоббс не осуждает людей за их эгоистические наклонности, не считает, что они злы по своей природе. Ведь злы не сами желания людей, указывает философ, а только результаты действий, вытекающих из этих желаний.

Что касается страха и недоверия людей друг к другу, то они проистекают, по Гоббсу, из-за равенства физических и умственных способностей людей. Из-за равенства же способностей людей возникает равенство надежд на достижение целей, которые они перед собой ставят. Вот почему, если два человека желают одной и той же вещи, которой, однако, они не могут обладать вдвоем, они становятся врагами. Итак, в самой природе людей заложены причины для соперничества, недоверия и страха, которые приводят к враждебным столкновениям и насильственным действиям, направленным на то, чтобы погубить или покорить других.

К этому присоединяется жажда славы и разногласия во мнениях, которые также заставляют людей прибегать к насилию. Словом возникает война всех против всех. В ходе такой войны люди употребляют насилие, чтобы подчинить себе других или же в целях самозащиты. Но, так или иначе, каждый является врагом каждого, полагаясь только на собственную силу и ловкость, находчивость и изобретательность.

О подобном состоянии всеобщей войны и противоборства Гоббс пишет как о естественном состоянии человеческого рода и трактует его как отсутствие гражданского общества, то есть государственной организации, государственно-правового регулирования жизни людей. В естественном состоянии, отмечал философ, действует лишь естественное право, позволяющее человеку делать все, что ему угодно и против кого угодно. Мерилом права в естественном состоянии является польза, ибо каждый человек, действуя на свой страх и риск, добивается того, что ему выгодно, что служит его интересам.

Гоббс не только не идеализировал естественное состояние человечества, а, напротив, подчеркивал, что оно мешает нормальному развитию общественной жизни, отвлекает силы и способности людей от созидательной деятельности. В естественном состоянии, писал Гоббс, нет места трудолюбию, так как никому не гарантированы плоды его труда и даже собственная безопасность. Понятно, что у людей в таком состоянии отсутствуют всякие стимулы для занятия земледелием и скотоводством, для развития ремесла и торговли.

Не могут при таких условиях появиться, естественно, науки и искусства. Словом, в обществе, где нет государственной организации и управления, царят произвол и бесправие, и жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна. Не удивительно, что люди жаждут выйти из этого жалкого состояния, стремятся создать гарантии мира и безопасности. Чувства и разум диктуют им необходимость отказа от естественного состояния и перехода к государственному устройству.

В итоге подобных устремлений естественное право уступает место естественному закону, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению. Согласно Гоббсу, следует различать право и закон, ибо право состоит в свободе делать или не делать что-либо, между тем как закон определяет и обязывает к тому или другому члену этой альтернативы. Важно также подчеркнуть, что естественный закон, по Гоббсу, не есть результат соглашения людей, а представляет собой предписание человеческого разума.

Страх смерти, желание не только сохранить свою жизнь, но и сделать ее приятной - таковы, по Гоббсу, чувства, склоняющие людей к миру. Разум же подсказывает людям тот путь, который может обеспечить им мирную жизнь и процветание. Таким велением правого разума и выступает естественный закон, предписывающий людям добиваться мира и согласия. Первый и основной естественный закон гласит нужно искать мир всюду, где можно его достичь там же, где мира достичь невозможно, нужно искать помощи для ведения войны.

Из основного закона Гоббс выводит, остальные естественные законы. При этом особое значение он придает второму естественному закону, гласящему право всех на все невозможно сохранить, необходимо или перенести на других некоторые права, или отказаться от них. Комментируя этот закон, Гоббс указывает, что в том случае, если бы каждый человек стремился удержать свое право на все, люди находились бы в состоянии войны.

Но так как, согласно первому естественному закону, люди стремятся к миру, то они должны согласиться отказаться от права на все вещи и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим, какую они допустили бы по отношению к себе. Но что значит отказ от права Отказаться от права на что-нибудь, поясняет Гоббс в Левиафане, это значит лишиться свободы препятствовать другому человеку пользоваться правом на то же самое.

Тот, кто отказывается от своего права, не дает этим ни одному человеку права, которым последний не обладал бы ранее, ибо от природы все люди имеют право на все. Отказаться от своего права означает лишь устраниться с пути другого, означает лишь устраниться с пути другого, с тем, чтобы не препятствовать ему в использовании его первоначального права. Отрекаясь или отступаясь от своего права, человек берет тем самым на себя определенное обязательство, или долг. Причем сила подобных обязательств лежит не в их собственной природе, подчеркивает автор Левиафана, ибо человек весьма легко нарушает данное им слово, а в боязни того зла, которое неминуемо влечет за собой их нарушение.

Важно также отметить, что, согласно Гоббсу, не все права человека могут быть отчуждаемы. Прежде всего человек не может отказаться от права защищать свою жизнь и оказывать сопротивление тем, кто нападает на него. Нельзя требовать и отказа от права сопротивления насилию, попыткам лишения свободы, заключения в тюрьму и т.п. Отчуждение прав может происходить посредством или простого отречения от них, или же перенесением на другое лицо. Взаимное перенесение прав осуществляется людьми в форме договора.

Соглашения могут заключаться людьми как под влиянием страха, так и добровольно. Всего в Левиафане Гоббс упоминает девятнадцать естественных законов. Достаточно сказать, что большинство из них носит характер требований и запретов быть справедливым, милосердным, уступчивым, незлопамятным и в то же время не быть жестоким, мстительным, надменным, вероломным и т.д. Резюмируя все естественные законы, Гоббс сводит их к одному общему правилу не делай другим того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе. Именно государство, подчеркивал мыслитель, созданное в целях обеспечения мира и безопасности, в состоянии гарантировать соблюдение естественных законов, придавая им характер законов гражданских. Гражданские законы, по своему содержанию совпадают с естественными законами и отличаются от них только тем, что опираются на силу государственной власти.

Поэтому всякие произвольные выдумки законодателей не могут быть гражданскими законами, так как последние по сути являются теми же естественными законами.

Их нельзя ни отменять, ни изменять простым волеизъявлением государства.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Томас Гоббс

Учения и идеи Гоббса, создавшего первую в истории философии всеобъемлющую систему механистического материализма, в которой он попытался охватить все… Его главный политический и социологический труд Левиафан стал для многих… В Англии, в условиях революции и гражданской войны, эта проблема стояла особенно остро. Поэтому становление Гоббса как…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Гоббс о человеческой природе и праве

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Биография и вкратце об основных сочинениях
Биография и вкратце об основных сочинениях. Томас Гоббс родился 5 апреля 1588 года вблизи небольшого городка Мальмсбери, расположенного в северной части Уилтшира, одного из юго-восточных графств Ан

Учение о государстве
Учение о государстве. В своей книге О гражданине, Гоббс в систематической форме трактовал вопросы о происхождении и сущности государства. Ошибочное, по мнению Гоббса, положение о том, что человек е

Экономические воззрения
Экономические воззрения. По Гоббсу, абсолютная власть государства распространяется и на экономическую жизнь общества. А так как одной из главных функций государства является забота о благосо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги