рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Развитие идей правового государства в древности

Работа сделанна в 2005 году

Развитие идей правового государства в древности - Курсовая Работа, раздел Право, - 2005 год - Правовое государство Развитие Идей Правового Государства В Древности. Зачатки Теории Правового Гос...

Развитие идей правового государства в древности. Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются еще в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира. Так, еще в знаменитых диалогах под названием Государство , Политик , Законы и других древнегреческого философа-идеалиста Платона проводилась мысль о том, что там, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью, неизбежна близкая гибель государства. Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях . 18 Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на смену демократии, опьяненной свободой в неразбавленном виде, когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие.

Только там, заключал Платон, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги . 18 Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового государства, развивались также в работах ученика и критика Платона, величайшего мыслителя древности, как назвал его Маркс, Аристотеля.

Именно ему, стоявшему на позициях защитника права индивида, частной собственности как проявления в каждом человеке естественной любви к самому себе и развивавшего в противоположность Платону взгляд на государство как на продукт естественного развития, как на высшую форму человеческого общения, охватывающую собой все другие его формы в виде семьи, селения и др принадлежат крылатые слова о том, что Платон мне друг, но больший друг - истина. Выражая свое отношение к государственной власти, праву и закону, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права. Там, где отсутствует власть закона, делал вывод Аристотель, там нет места и какой-либо форме государственного строя.

Закон должен властвовать над всем . 2 Весьма важным в плане формирования идей, заложивших первые камни и составивших впоследствии в видоизмененном, приспособленном к изменившейся действительности виде основу теории правового государства, явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные граждане. Важным оказалось выработанное им положение, в соответствии, с которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами выдвигавшиеся им призывы к человеколюбию, законосообразности, к борьбе за свободу и справедливость, за гуманистическое отношение государственных органов к свободным гражданам и даже рабам.

Гуманистические мотивы, идеи духовной свободы всех людей независимо от их занятий и положения в обществе особенно громко и требовательно звучали в многочисленных трактатах Сенеки.

Среди них выделялись трактаты О счастливой жизни , О милосердии , О спокойствии души , Нравственные письма к Луцилию, трагедии Медея , Агамемнон , Эдип н другие. Весьма показательны его выступления в защиту говорящих орудий - рабов. 27 Подобные человеколюбивые, гуманистические мотивы, трансформировавшиеся немедленно или по истечении определенного времени в соответствующие государственно-правовые взгляды и доктрины, в соответствии, с которыми в обществе и государстве должны торжествовать не зло, насилие и произвол, а право и закон, развивались не только в Древней Греции и Риме, но и в Древней Индии и Китае. Наряду с наивными материалистическими представлениями о мире, уметавшимися в формулах типа сознание рождается из вещей и умирает тоже в вещах или жизнь - это корень смерти, а смерть - корень жизни, в Китае, например, еще в глубокой древности философами и юристами применительно к господствовавшему в стране рабовладельческому строю проводилась мысль о том, чти в государстве должен царить порядок, основанный на законе.

Утверждалось, что государь, если он хочет до конца жизни не подвергаться опасности, должен быть справедливым, а управление страной должно соответствовать спокойствию, быть спокойным.

Нельзя силой насаждать порядок в стране, ибо страна управляется справедливостью . 7 Однако, несмотря на такие своеобразные суждения и умозаключения, все же древняя гуманистическая мысль, государственно-правовые взгляды и идеи передовых, прогрессивных мыслителей того времени, несомненно, стали первоосновой, предтечей всего последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших впоследствии фундамент теории правового государства.

Разумеется, до полного завершения процесса создания данной концепции правового государства было еще очень далеко.

Предстояло пройти огромный интеллектуальный путь, измерявшийся даже не столетиями, а тысячелетиями.

Но тем не менее начало, причем весьма обнадеживающее, было положено.

Важно было теперь не сбиться с этого пути. Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти.

В процессе углублявшихся представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей. Символическим выражением подобных представлений стал образ Богини Правосудия с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия, олицетворяющей единение силы и права охраняемый богиней порядок в равной мере обязателен для всех. По представлениям древних этот образ правосудия остающийся, кстати говоря, и сегодня наиболее подходящим символом для правового государства выражает смысл и идею не только справедливого суда как специального органа, но и идею справедливой государственности вообще справедливой организации власти в человеческом обществе . 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Правовое государство

Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Такие вопросы, как Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и… С. А. Котляревский считал, что понятие о правовом государстве возникло, вероятно, из смутной потребности дать…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Развитие идей правового государства в древности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Развитие идей правового государства в эпоху феодализма
Развитие идей правового государства в эпоху феодализма. В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее значение приобретают проблемы политическом власти и ее формально равной для всех правов

Взгляды современных отечественных исследователей государства и права на проблему правового государства
Взгляды современных отечественных исследователей государства и права на проблему правового государства. В последние годы в русле реформаторских процессов произошли серьезные изменения в научных взг

Практика становления правового государства в России
Практика становления правового государства в России. В России идея правового государства имела свой путь развития, свою историю становления и признания обществом. Для того, чтобы понять, что

Сущность правового государства
Сущность правового государства. Для того, чтобы понять каким образом нам достигнуть правового государства нужно, прежде всего, точно понимать к чему именно мы стремимся, по каким критериям определи

А Признаки
А Признаки. правового государстваБольшинство авторов в качестве первого признака правового государства называют верховенство закона. Этот признак имеет три аспекта. Первый - государство провозглаша

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги