Предпосылки возникновения государства

Предпосылки возникновения государства. В понимании первобытного общества ученые прежде всего выделяют знания, характеризующие развитие этого общества, периодизацию первобытной истории. В настоящее время в исторической науке эти проблемы обсуждаются и уточняются.

Обобщая различные подходы к данному вопросу, историк и этнограф А.И. Першиц выделяет, наряду с общеисторической периодизацией, и специальные археологическую и антропологическую.13 Но всё же особую методологическую ценность представляет для теории государства и права периодизация, базирующаяся на данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества неолитическую революцию от неолит - новый каменный век. Ввел это понятие в историческую науку английский археолог Г. Чайлд в середине ХХ века, характеризуя тот принципиальный качественный переворот, который произошел во всех сферах жизни человечества при переходе в неолите VII - III тыс. до н.э. от присваивающего к производящему хозяйству и который стал основной причиной зарождения в первобытном обществе государственной власти.

Начиная характеристику предпосылок возникновения государства, следует оговориться, что всю их совокупность принято делить на несколько групп каждая из которых будет рассмотрена в дальнейшем. Важнейшую из них представляют экономические предпосылки.

Итак, как уже было отчасти сказано, появление государств явилось закономерным следствием произошедшей в обществе неолитической революции. Социально-экономическая и экологическая сущность данного явления заключалась в том, что с целью удовлетворения своих потребностей человек от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животных и растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство пищи созданию новых растительных и животных форм и замещению ими природных естественных форм.14 Вопрос о факторах, определивших переход к производящей экономике, до сих пор остается весьма спорным.

Среди возможных причин, побудивших людей заняться вместо собирательства земледелием, называют следующие 1 демографическая обстановка увеличение народонаселения и сокращение по мере развития человеческого общества продукта для потребления, даваемого природой 2 изменение климата произошедшая в то время на Земле экологическая катастрофа заставила человека задуматься о новых средствах существования в связи с начавшимся похолоданием и вымиранием наилучшей добычи людей - крупной фауны 3 воля случая предположение о том, что человек совершенно случайно нашел способ устойчивого получения пропитания, например, обнаружив всходы оброненных зёрен злаков 4 интеллектуальный фактор в ходе эволюции человек научился мыслить, и вследствие этой особенности своего сознания он смог дать достойный ответ на вызов конкурентной среды перейти от присваивающего хозяйства к производящему .15 Важнейшим результатом неолитической революции стала специализация труда 3 крупных общественных разделения труда отделение скотоводства от земледелия, ремесла от земледелия и торговли от ремесла, приведшая, в свою очередь, к увеличению производительности труда и трансформации коллективной собственности сначала в групповую, а затем в семейную частную. В ходе дальнейшего развития общество достигает такого уровня производительности, при котором начинает создаваться дополнительный продукт, не используемый сразу же после производства на нужды людей.

Таким образом, появляется объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, специализирующихся на выполнении каких-либо общественно значимых функций, группы, которая непосредственного участия в материальном производстве не принимает, что и послужило главной экономической предпосылкой создания государства.

Другой крупной группой обстоятельств, выделяемых учеными в качестве повлиявших на процесс возникновения государства, являются политические предпосылки.

Здесь историки обращают внимание в основном на 3 момента 1 необходимость регулирования отношений в обществе усложнение организации производства, появление новых управленческих функций, связанных с переходом к производящей экономике, и тем самым с назревшей потребностью регламентирования сельскохозяйственного производства, объективно привели к выделению группы организаторов производства, работников, ведающих учетом труда и распределением его результатов и т.п. 2 острая потребность в существовании стабильного порядка в обществе для гарантированного и устойчивого осуществления производства контроль за соблюдением регламентирующих норм 3 необходимость регулирования отношений с соседними сообществами людей.16 Всё это требовало организации некой единой властной структуры, способной более или менее адекватно реагировать на изменяющиеся жизненные обстоятельства с целью непрерывного развития общества.

Очень часто в ходе рассмотрения вопроса о происхождении государства ученые также выделяют идеологические предпосылки этого процесса. Дело в том, что господствующей формой идеологии в первобытную эпоху была языческая религия, т.е. поклонение многим богам, потом, со временем, появилась своеобразная иерархия божеств, а затем в различных регионах земного шара в разное время стало возникать и укрепляться единобожие.

Многие исследователи справедливо считают, что религия консолидировала древнее общество, способствуя объединению разрозненных племен в единую социально-политическую общность - народ. Более того, считается, что возникновение монотеистической религии у тех или иных народностей является показателем формирования у них государств.17 Очень интересной представляется и классификация предпосылок возникновения государства, при которой в отдельную группу выделяются психологические предпосылки.

Впервые в нашей юридической литературе обратил на них внимание В.И. Гойман-Червонюк.

На подобный шаг юриста толкнуло прежде всего стремление отойти от монистического взгляда на общество, присутствовавшего в нашей стране в советский период, а точнее, от экономического детерминизма, имевшего место в то время.

Концепция Гоймана-Червонюка сводится к утверждению о формировании в связи с изменившимися экономическими условиями нового духовного облика людей, нового типа самосознания.

На начальном этапе развития общества общие интересы осознаются людьми лишь в очень небольшой мере. Но со временем, отчасти под воздействием военных нашествий и необходимости защиты от них, у людей возникает понимание о том, что эти общие интересы, кроме как централизованной структуре, осуществляющей координацию различных сторон жизни общества, реализовывать некому.

И постепенно в развитом обществе цель его существования начинает рассматриваться исключительно в качестве некой правовой цели т.е. развития и обеспечения права, которая, помимо прочего, включает в себя и контроль и управление властью, осуществляющей принуждение в связи с необходимостью определенной организации жизни людей.

Подобный сформировавшийся у людей тип самосознания, по мнению Гоймана-Червонюка, в немалой степени способствует образованию у них государства.18 Теории государства и права известна также еще одна точка зрения, связывающая появление государства с воспроизводством самого человека, в частности, с запретом инцеста кровосмешения, что якобы не только способствовало выживанию и укреплению человеческого рода, но и оказало многоплановое воздействие на его развитие, структуру внешних и внутренних отношений, культуру.19 Но поскольку данный аргумент признается далеко не всеми и к тому же довольно сильно перекликается с инцестной теорией происхождения государства, то и рассмотрен он будет более подробно в настоящей работе в рамках той самой теории.

Таким образом, для возникновения на определенном этапе развития в первобытном обществе государства существовало множество предпосылок. Главный вывод, который можно сделать из их краткого исследования это утверждение их практически равной значимости свидетельство того, что перечень подобных предварительных условий для образования государства не исчерпывается исключительно экономическими предпосылками. Различные процессы, развивавшиеся в обществе в изучаемый период времени, указывают также и на сложность предстоящего перехода к государственности. 1.3