рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные отличительные черты государственной власти

Работа сделанна в 2000 году

Основные отличительные черты государственной власти - Курсовая Работа, раздел Право, - 2000 год - Происхождение государства Основные Отличительные Черты Государственной Власти. Завершая Рассмотрение Во...

Основные отличительные черты государственной власти. Завершая рассмотрение возникновения государства как объективного исторического процесса, следует очень коротко охарактеризовать те главные черты, которые отличают государство от других форм организации власти в обществе.

Сделать это нужно прежде всего для того, чтобы осознать огромный эволюционный путь, проделанный обществом от его первобытнообщинного состояния до стройной системы государственной власти. 1. Плохо оснащенный технически, плохо знавший свои собственные силы, первобытный человек в одиночку был беззащитен перед лицом природы.

Отсюда вытекает неизбежность особенно тесного объединения первобытных людей для совместной борьбы за существование, необходимость коллективного труда и коллективной собственности на средства и продукты труда.

Первобытное общество не знало частной собственности, эксплуатации человека человеком и отделенной от народа принудительной власти.

Оно было доклассовым, догосударственным .29 Государство же - это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает со всем населением, носит политический характер. Её специфика в следующем 30 - если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в её формировании принимало участие всё взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса - в государстве учреждается такая власть, которая непосредственно не совпадает с населением, а персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением - организацией решения общих дел, получая за это денежное вознаграждение деление индивидов на управляющих и управляемых предполагает существование управленческого отношения, которое будучи разновидностью общественного отношения, объединяет членов общества публично-властными связями, что дает основание расценивать государство как политико-властную форму общества, как коллективность, ассоциацию, одномасштабную социально неоднородному 31 - обеспечение решений государственной власти осуществляется с помощью специально созданного карательного аппарата, аппарата насилия, использующего в случае необходимости принуждение армия, милиция, разведка, тюрьма и т.д 2. Другим важнейшим отличительным признаком государства стало разделение населения не по кровнородственному, а по территориальному принципу.

Возникли округа, волости и т.д не совпадавшие с прежними родоплеменными единицами, хотя ещё иногда и сохранявшие их названия. Это было конечным результатом и оформлением давнего процесса перехода от кровнородственных связей к соседским.

Вместе с тем введение территориального деления ослабляло остатки родоплеменной солидарности и влияния родоплеменной знати.

Правда, на первых порах подразделение населения по территориальному признаку было ещё неполным и непоследовательным Но в целом политическое и территориальное устройство настолько взаимосвязаны, что многие исследователи рассматривают территориальное деление как критерий возникновения государственности .32 Осуществление государственной власти по административно - территориальному принципу позволяет четко определить её пространственные пределы и выявить основания для формирования её центральных и местных органов. 3. Третьей чертой государства, выделяемой современной теорией государства и права на основе признаков государственной власти, сформулированных Ф Энгельсом, являются налоги, сборы, различные обложения, устанавливаемые государством для обеспечения содержания многочисленного аппарата служащих, представляющего политическую власть.

Отсутствие хотя бы одного из вышеперечисленных признаков у какой-либо формы организации власти в обществе свидетельствует, по мнению большинства ученых - государствоведов, о том, что в таком случае имеют место лишь переходные формы к государству.

Первобытное общество, как известно, не является собственным предметом изучения юридической науки, в частности, теории государства и права. Однако без изучения многих его сторон, без реализации принципа историзма юридическая наука не могла бы понять процессы возникновения и развития государства, конкретных его институтов.

Поэтому в свете заявленной в настоящей работе темы очень важно было проанализировать, что значат для теории государства и права нынешнее пространственно-временное расширение рамок истории и её археологическая и этнографическая интерпретация .33 Не будет преувеличением сказать, что раньше многие ученые, писавшие о государстве, к сожалению, недооценивали, а нередко и прямо игнорировали богатое наследие прошлого, как отечественное, так и зарубежное, выпячивая роль государства как машины угнетения .34 Рассуждая о происхождении государства, они вольно или невольно исходили при этом из своих знаний, почерпнутых из работы Ф. Энгельса Происхождение семьи, частной собственности и государства. Однако сейчас фактическая база, на которую опирались теоретические выводы этой работы, обогатились открытиями этнографии ХХ века. Факты, накопленные исторической наукой в ХХ веке в результате изучения древних, архаических обществ, обогатили прежние представления о становлении и сущности государства 35 и сегодня уже можно сказать, что отечественная историческая наука освободилась от грубых ошибок партийно-политической методологии.

Появился ряд оригинальных концепций и направлений исследований по истории, в разной степени приближающих нас к истине .36 Наиболее плодотворной здесь является рассмотренная теория вождества.

РАЗДЕЛ 2. Теории происхождения государства С момента появления первого государства прошло уже около 5 тыс. лет, и можно сказать, что всё это время люди, подчиняясь государственной власти и являясь гражданами или подданными определенного государства, задумывались над вопросами о причинах и путях его происхождения.

Подобный интерес к данной проблеме обусловлен не только познавательным, академическим, но и её политико- правовым характером.

Изучение процесса возникновения государства позволяет глубже понять и социальную природу этого института, его особенности и черты, даёт возможность четче определить все свойственные ему функции - основные направления его деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.37 Следует отметить, что среди теоретиков государства не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения вышеназванного института политической власти.

При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные факты, как то, что первыми государственными системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах было рабовладельческое государство.

Никто не оспаривает факта, что на территории нынешней Росси, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государства. Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства. Однако этого нельзя сказать обо всех тех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе, и характере этого процесса.

Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой .38 На сегодняшний день известно множество различных теорий, по-разному трактующих причины появления государства. Это объясняется тем, что создавались они в разные исторические периоды времени, и их авторы придерживались различных философских и идеологических взглядов, обращая внимание лишь на те или иные исторические особенности развития общества, свойственные определенным регионам земного шара, определенным народам, которым впоследствии придавалось универсальное значение.

Таким образом и делался общий вывод об образовании государства. Десятки созданных теорий и доктрин, сотни самых различных предложений продолжают дискутироваться в обществе и по сей день. Целью этой главы настоящей работы является рассмотрение нескольких наиболее известных теорий происхождения государства, краткий обзор идей их создателей и, по возможности, объективная оценка их с позиций современности.

Следует оговориться, что автор посчитал излишним упоминание о тех точках зрения, которые исходят из непознаваемости путей возникновения и сущности государства, а также о концепциях, отождествляющих государство и общество, полагающих, что государство - явление вечное, присущее любому социуму, поскольку возникает вместе с ним. 2.1 Теологическая теория Теологическая теория возникновения государства является древнейшей из существующих в мире. Ещё в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения организации политической власти в обществе.

Так, в законах царя Хаммурапи древний Вавилон говорилось о власти царя подобным образом Боги поставили Хаммурапи управлять черноголовыми Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу т.е. богоподобен .39 Похожее отношение к власти правителя наблюдалось и в древнем Китае там император именовался сыном неба. Очень распространена теологическая теория была в Византии IV-VI вв где самым ярым её сторонником был православный богослов Иоанн Златоуст.

Этот человек отмечал, что существование властей - это дело Божией премудрости и поэтому должно возносить великую благодарность Богу и за то, что есть цари, и за то, что есть судии .40 Златоуст особенно настаивал на необходимости повиновения всяким властям как исполнении обязанности по отношению к Богу. Он предупреждал, что с уничтожением властей исчезнет всякий порядок, ведь царь, отвечая перед Богом за вверенное его попечению царство, несет 3 важнейшие для существования общества обязанности наказывать творящих зло врагов Божиих, распространять учение Божие в своём царстве, создавать условия для благочестивой жизни людей .41 Более широкое распространение теологическая теория получила в эпоху перехода многих народов к феодализму и в феодальный период.

На рубеже XII - XIII вв. в Западной Европе существовала, например, теория двух мечей. Она исходила из того, что основатели церкви имели 2 меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе, ибо не пристало церкви самой использовать меч, а второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделялся церковью правом повелевать людьми и являлся слугой церкви.

Основный смысл данной теории состоит в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации над светской и доказать, что нет государства и власти не от бога .42 Примерно в тот же период появляется и развивается учение широко известного в просвещенном мире ученого-богослова, доминиканского монаха Фомы Аквинского 1225-1274 , чьи сочинения явились своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии Средних веков.

Наряду с массой других предметов, трактуемых в его сочинениях, Аквинский касается вопросов о государстве в труде О правлении властителей 1265-1266 , в произведении Сумма теологии 1266-1274 и в иных работах. Своё учение о государстве, его происхождении Фома пытается построить, используя для его обоснования теории греческих философов и римских юристов.

В частности, он старается приспособить взгляды Аристотеля к догматам католической церкви и таким путем еще более укрепить её позиции. Так, например, от Аристотеля Аквинский перенял мысль о том, что человек по природе есть животное общительное и политическое. В людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, ибо индивид в одиночку удовлетворить свои потребности не может. По этой естественной причине и возникает политическая общность государство. Процедура же учреждения государственности аналогична процессу сотворения мира богом.

При акте творения сперва появляются вещи как таковые, потом следует их дифференциация сообразно функциям, которые они выполняют в границах внутренне расчлененного миропорядка. Деятельность монарха схожа с активностью бога. Прежде чем приступить к руководству миром бог вносит в него стройность и организованность. Так и монарх первым делом учреждает и устраивает государство, а затем начинает управлять им.43 Вместе с тем Аквинский вносит ряд исправлений в учение Аристотеля соответственно своим богословским воззрениям. В отличие от Аристотеля, который считал, что государство создается с целью обеспечения блаженства в земной жизни, он не считает возможным достижение человеком полного блаженства силами государства без помощи церкви, а окончательное достижение этой цели считает возможным только в загробной жизни. Стоит отметить и важнейшую прогрессивную черту теории возникновения государства, созданной Фомой Аквинским утверждение о том, что божественное происхождение власти относится лишь к её сущности, а так как приобретение и пользование ею могут быть противны божественной воле, то в таких случаях подданные имеют право отказать в повиновении узурпатору или недостойному властителю.44 В XVI-XVШ вв. теологическая теория пережила второе рождение её стали использовать для обоснования неограниченной власти монарха.

А сторонники королевского абсолютизма во Франции, например, Жозеф де Местр, рьяно отстаивали её и в начале ХIХ в. Теологическая теория получила своеобразное развитие и в трудах некоторых современных теологов, которые, признавая рубежное значение неолитической революции, утверждали, что переход к производительной экономике, начавшийся 10-12 тыс. лет назад, имел божественное начало.

При этом теологи отмечают, что, по их мнению, точных естественных причин этого качественного перелома в истории человечества наука до сих пор не установила, а вот религиозное обоснование содержится ещё в Библии.45 Оценивать теологическую теорию происхождения государства очень сложно её нельзя доказать, нельзя также и прямо опровергнуть.

Вопрос об истинности данной концепции решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. в конечном счете с вопросом веры. Одни ученые говорят, что здесь налицо явная ненаучность, что теория не основывается на объективных исторических фактах, в чём состоит её главный недостаток. Другие в ответ указывают на то позитивное, по их мнению, обстоятельство, что во все времена подобная теория сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка, что у неё до сих пор имеются немалые возможности для оздоровления духовной жизни в стране и укрепления государственности.

Автор настоящей работы в данном вопросе склонен придерживаться некого нейтралитета, дабы не оскорблять чувства ни тех, ни других тем более, что свобода совести закреплена в Российской Федерации её Основным законом . 2.2 Патриархальная теория Патриархальная теория происхождения государства была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней. Отцом-основателем данной теории по праву считается известнейший греческий мыслитель Аристотель 384-322 гг. до н.э достаточно подробно рассмотревший проблему происхождения государства в своём сочинении Политика. Опровергая попытки софистов, его современников, объяснить государство как результат добровольного соглашения людей, Аристотель утверждал, что подобная организация власти возникает не ради заключения наступательного или оборонительного союза, не в целях предотвращения возможности взаимных обид и даже не в интересах взаимного торгового обмена, как говорили его оппоненты иначе этруски и карфагеняне и все вообще народы, объединенные заключенными между ними торговыми соглашениями, должны были бы считаться гражданами одного государства .46 Возникновение государства Аристотель связывает с инстинктивным стремлением людей к общению, обусловленным даром речи, служащим не только для выражения радости и печали, что свойственно животным, но и для того, чтобы высказывать, что полезно и что вредно и также что справедливо и что несправедливо .47 Поэтому государство, по мнению философа, является естественной формой общежития, так как человек по природе своей создан для сожития с другими, ибо он является существом политическим, существом гораздо более общественным, нежели пчёлы и все другие живые существа.48 Влечение к общению с другими людьми приводит к образованию семьи Необходимость побуждает прежде всего сочетаться попарно тех, кто не может существовать друг без друга женщину и мужчину и сочетание это зависит от естественного стремления - оставить после себя другое подобное существо .49 Аристотель также отмечает, что точно так же, в целях взаимного сохранения, необходимо объединяться попарно существу, в силу своей природы властвующему, и существу, в силу своей природы подвластному, т.к. и господину и рабу полезно одно и то же .49 Таким образом, получается, что в семье в зародыше присутствуют все формы государственного правления монархия - в отношении отца к детям и рабам, аристократия - в отношениях мужа и жены, демократия - во взаимоотношениях детей между собой.50 Общение, состоящее из нескольких семей и имеющее целью обслуживание не кратковременных только потребностей селение.

Вполне естественно, что селение можно рассматривать как колонию семей .51 Государство же, являясь, по Аристотелю, совершеннейшей формой общежития, в которой достигается самодостаточность, самодовлеющее состояние т.е. создаются все условия для совершенной жизни, складывается из нескольких селений.

Отсюда следует, что всякое государство - продукт естественного возникновения, как и первичные общения оно является завершением их, в завершении же сказывается природа Образуясь в силу естественных элементарных потребностей, государство становится союзом, всесторонне охватывающим жизнь человека и воспитывающим его к добродетельной и блаженной жизни .52 В средние века, обосновывая существование в Англии абсолютизма, Роберт Фильмер в работе Патриархия, или Естественная власть короля 1642 г. со ссылкой на патриархальную теорию происхождения государства доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человечества, но и его властелином.

Властители же, являясь прямыми потомками Адама, получают его власть над людьми по наследству.

Вот что писал по этому поводу Дж. Локк, очень сильно критиковавший Фильмера в своём труде Два трактата о правлении, который ещё будет упомянут в настоящей работе в рамках рассмотрения договорной теории происхождения государства Он Фильмер заверяет нас, что это отцовство началось с Адама, продолжалось своим естественным путем и непрерывно поддерживало порядок в мире во времена монархов до потопа, вышло из ковчега вместе с Ноем и его сыновьями, поставило у власти и поддерживало всех монархов на земле .53 Главными аргументами критики Локка являются утверждения о том, что есть только предположение о власти Адама, но не приводится ни одного доказательства этой власти 54, даже из Священного писания, а также наличие и других хитросплетений и тёмных мест, которые встречаются в различных ответвлениях поразительной системы Фильмера, ибо никогда ещё, по мнению оппонента, столько правдоподобного вздора, детских побасенок, не излагалось благозвучным английским языком .55 Патриархальная теория происхождения государства нашла благоприятную почву в России.

Её активно пропагандировал социолог, публицист, теоретик народничества Н.К. Михайловский XIX в Видный историк М.Н. Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской.

Видимо, не без влияния этой теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в отца народа, хорошего царя, вождя, этакую суперличность, способную решать все проблемы за всех. По сути своей такая традиция антидемократична, обрекает людей на пассивное ожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у народных масс социальную активность, ответственность за судьбу своей страны .56 С подобной точки зрения рассматриваемую теорию подвергают критике многие государствоведы и правовые деятели нашего времени.

Если же оценивать патриархальную теорию применительно к объективному процессу происхождения государства, то выявляются, как и во всякой другой доктрине, свои плюсы и минусы.

Изучение архаичных структур, сохранившихся до наших дней, позволяет, по мнению части специалистов, утверждать, что Аристотель и его последователи были во многом правы.

Например, наблюдая за жизнью, бытом североамериканских индейцев, ученые пришли к выводу, что зачатки государственных структур у изучаемых племен, действительно, создавались по аналогии с семейными.57 В то же время, другая часть ученых доказывает утверждение о том, что основные положения этой теории убедительно опровергаются современной наукой, ибо якобы установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в ходе разложения первобытнообщинного строя.58 Однако не стоит забывать о том, когда была создана патриархальная теория.

Более 20 веков назад люди не могли знать, что общество развивается многовариантно, вследствие чего объяснить образование государства во всех частях мира никакая теория просто не в состоянии.

В данной концепции, бесспорно, имеются определенные пробелы например, непонятно, как могли её создатели увязывать задачи государственного управления, прежде всего обороны и агрессии, с функциями семьи - воспроизводства потомства и совместного потребления. Она нередко использовалась для оправдания монархической власти с целью подавления всякой инициативы народа в управлении делами общества. И всё же у неё есть и немалые заслуги в науке она одна из первых начала изучать первобытное общество с целью выявления в нём предпосылок создания политической организации власти, и её авторы уловили определенный объективный процесс - концентрацию власти в руках вождей, аккумулирующих жизненный опыт общества.59 2.3

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Происхождение государства

И это не простая дань прошлому, не слепая вера в традиции и авторитеты, а необходимый способ человеческой ориентации в историческом времени и… Каковы же конкретные взаимосвязи в этой области? Во- первых, постоянное… Всякая новая теория, создаваемая в контексте вышеуказанной проблемы, как известно, имеет дело со старыми теориями, она…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные отличительные черты государственной власти

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Возникновение государства как объективный исторический процесс
Возникновение государства как объективный исторический процесс. Познание процесса происхождения государства следует начинать с вопроса о том, всегда ли в истории человеческого общества существовал

Предпосылки возникновения государства
Предпосылки возникновения государства. В понимании первобытного общества ученые прежде всего выделяют знания, характеризующие развитие этого общества, периодизацию первобытной истории. В настоящее

Трансформация власти вождей в государственную власть
Трансформация власти вождей в государственную власть. Появление в обществе государственной власти было явлением далеко не спонтанным, процесс этот занял многие и многие годы, даже века, и представл

Договорная естественно-правовая теория
Договорная естественно-правовая теория. Естественно-правовая теория происхождения государства была очень прогрессивной для своего времени, и она не утратила своего значения и поныне. Данная теория

Примечания
Примечания. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Изд. 2-е, стереотип. Под общ. ред. члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В.С. Нерсесянца М. 19

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги