Божественная природа судебной власти

Божественная природа судебной власти. Разделение властей как философская, политическая, а, главное, правовая доктрина имеет глубокие исторические корни.

Обычно авторство приписывают почтенным англичанину Джону Локку Джон Локк 1632-1704 англ. философ-материалист, создатель идейно-политич. доктрины либерализма.

Идеи Локка оказали значит. влияние на франц. материалистов 18в. и утопич. социализм нач. 19в. и французу Шарлю Монтескье Шарль Луи Монтескье 1689-1755 франц. просветитель, правовед, философ.

Средством обеспечения законности считал принцип разделения властей Другие исследователи идут глубже, называя древних мудрецов Аристотеля, Эпикура и Полибия. Естественным при поиске истины является обращение к Библии именно там впервые независимая судебная власть противопоставлена власти царской. О разделении властей можно с уверенностью говорить только тогда, когда судебная власть отделена от исполнительной и законодательной властей и пользуется достаточной независимостью. Ещ одним из критереев разделения властей является, если так можно выразиться подсудность главы государства, руководителя исполнительной власти.

В Книге Судей был сформулирован важнейший доктринальный тезис о божественном происхождении судебной власти и е независимости от царя. Божественное происхождения царской власти было важнейшим и идеологически доктринальным обоснованием монархической власти в течение многих десятков веков и вспоминалось в связи с этим во много раз чаще, чем такое же происхождения судебной власти.

Здесь речь идт не о разврнутой теории разделения властей, которая была сформулирована в достаточно завершнном виде в XVII XVIII вв. и практически во многом воплощена в конце XVIII века в США. Такого разделения властей в Библии нам не найти. Судьи, описанные в Книге Судей и последующих книгах Ветхого Завета, занимались отправлением правосудия. У некоторых из них это совмещалось с обязанностями священника или пророка, иногда, в военные годы, временного руководителя.

В этом смысле судебные функции чтко не отделены от других, и мы не видим современного разделения властей. Зато мы видим по тексту Библии, что судебная власть установлена Богом ранее власти царской и имеет сама по себе божественное происхождение. Когда в Ветхом Завете мы обнаруживаем, что первый царь получил свою власть хотя и с одобрения Бога, но из рук судьи, а так же что до появления первого царя библейские племена в течение более чем полутораста лет находились в ведении поставленных и вдохновлнных Богом судей, то мы впервые сталкиваемся с чтко выраженным доктринальным обоснованием божественности, а значит, священности судебной власти, е самостоятельности и даже первичности по отношению к монархической власти.

И речь идт не о богах-судьях, а о судьях-людях, реальных исторических личностях, существование которых описано в Библии. Далее, на стыке окончания эпохи судей и правления первых библейских царей, мы находим прямое противопоставление и открытое столкновение судьи Самуила и царя Саула, которое подчркивает, что суд был независим от появившейся монархической власти.

Кроме того, мы находим там же проповедь судьи Самуила против неограниченной царской власти как государственного института. Всего этого вместе взятого вполне достаточно, чтобы сказать о формулировании важнейших положений доктрины разделения властей в тексте Ветхого Завета. 2.2.