рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Принцип приоритета духовности в ранней профилактике преступности несовершеннолетних

Работа сделанна в 2002 году

Принцип приоритета духовности в ранней профилактике преступности несовершеннолетних - Дипломная Работа, раздел Право, - 2002 год - Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних Принцип Приоритета Духовности В Ранней Профилактике Преступности Несовершенно...

Принцип приоритета духовности в ранней профилактике преступности несовершеннолетних. Вторым принципом концепции РППН является принцип приоритета духовности в предпринимаемых мерах по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.

Если названный выше принцип эффекта положительной цели относился скорее к методу РППН, то этот второй принцип полностью отвечает за содержание профилактической стратегии. Несколько лет ранее цели государственной политики в деле воспитания подрастающего поколения были мало ясны. Исходя из предпринимаемых ранее мер, выражающихся чаще в форме бездействия нежели действия, можно было утверждать, что результатом такой политики в лучшем случае становилось формирование молодежи с вялым, поверхностным отношением к требованиям закона и выработкой приспособленческого правосознания, о чем уже довольно подробно говорилось выше. Теперь же, по крайней мере, на уровне постановки задач подходы в сфере государственной образовательной политике изменились.

В Национальной доктрине образования, утвержденной Постановлением Правительства от 4 октября 2000 г. 751 сказано, что одними из основных задач государства в сфере образования является воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону, то есть ориентиром становится, в итоге, формирование нравственно-ориентированного позитивного правосознания.

Необходимо отметить, что рядом с этой же задачей в Национальной доктрине сформулирована также задача ликвидации детской беспризорности, предотвращения преступности среди молодежи как составляющей частью именно образовательной политики государства.

Анализ формулировок этого документа позволяет делать вывод о том, что на государственном уровне произошло осознание профилактики преступности молодежи и ее воспитания а не только перевоспитания, как тесно связанных между собой задач и проблем. Что подразумевает под собой принцип приоритета духовности в человеке? В 90-е годы, когда начались реформы образования, в отечественной науке стал активно подниматься вопрос о духовном мире человека, проблеме необходимости духовного воспитания в его светском понимании Сластенин В.А Абульханова-Славская К.А Белозерцев Е.П Исаев И.Ф Шиянов Е.Н Котова И.Б. и другие. Актуальность вопроса духовного воспитания в системе образовательной политики государства усилилась именно в тот период, когда начали происходить негативные процессы в сознании и поведении несовершеннолетних, интенсивной утраты ими традиционных ценностей, стереотипов, представлений, ориентиров, что сыграло значительную криминогенную роль в количественном и качественном росте преступности этой социальной группы.

В соответствии с новым педагогическим подходом под духовностью понимается высшее начало в человеке, ориентированное относительно высших ценностей человеческого бытия, творческая сила и источник созидания ценностей совместной жизни людей и самосозидания в стремлении к духовному идеалу, как пишет исследовательница в сфере педагогики Беляева В.А. К этим высшим духовным ценностям относятся ценность человеческой личности как абсолютная цель, а не средство и объект манипуляции наличие высокого духовного идеала и стремление следовать ему жизненная установка на самопожертвование, на служение общим целям то, за что отвечает дух общности, солидарности с людьми и обществом, служение Творцу для верующих людей , Отечеству и ближним эстетическое отношение к миру, стремление к красоте и гармонии во всем следование принципам доброты и гуманизма во всех отношениях с другими людьми стремление к деятельности, саморазвитию и самосовершенствованию свобода воли в человеке как познание Истины и следование ей. Беляева в своей работе предлагает наглядную схему взаимосвязи духовности с другими личностными характеристиками 1. Самосознание и самопознание. 5.Деятельность.

Выбор позиции действия 4. Духовная и нравственная атмосфера образовательного пространства 3. Способности воздействия и самоуправления. 2. Потребности и мотивы.

Нравственные ценности Нравственные ценности Духовный идеал и ценности Как видно из схемы, духовный идеал и ценности составляют ядро личности, на основе которого формируются нравственные ценности человека, что обеспечивает их стабильность и прочность при неблагоприятном воздействии внешних обстоятельств.

Сам смысл приоритета духовности заключается в одностороннем воздействии идеала, ценностей на формирование потребностей, мотивов поведения, выбора позиции, действий бездействий. Русский философ и педагог Зеньковский В.В. писал, что начало духовности в человеке не есть отдельная сфера, не есть некая особая обособленная жизнь, а есть творческая сила, пронизывающая собой всю жизнь человека как души, так и тела и определяющая новое качество жизни.

Поэтому начало духовности есть начало цельности и органической иерархичности в человеке. Человек, обладающий цельной и органической духовностью сообщает эти качества своему правосознанию, которое нравственно переосмысливается, занимает должное высокое место в структуре ценностей личности, благодаря чему устанавливается иерархия и органическое понимание прав, обязанностей, запретов, добавляются новые мотивы исполнения правовых предписаний и должного использования уполномачивающих норм в смысле недопущения злоупотребления правом. И таким образом право начинает восприниматься не только как совокупность тягостных, обременительных норм, которыми можно и пренебречь, либо в которых нужно найти пробелы, коллизии, максимально извлекая выгоду, низводя право лишь только на роль служанки собственным интересам.

Нет. Право, пропущенное через духовные ценности и идеалы начинает восприниматься не только утилитарно позитивистски, но, прежде всего, как великое достижение человеческой культуры, как одно из талантливейших произведений человеческого духа. Профилактическая роль духовных идеалов и ценностей заключается, как это видно из схемы, прежде всего в правильном формировании системы потребностей и мотивов поведения человека, контролируемых его системой нравственной ценностей.

А собственно сами нравственно-оправданные потребности индивида, прежде всего, несовершеннолетнего, создают мощную основу для правопослушного поведения и соблюдения уголовных запретов.

Ведь сама мотивация преступления, как пишет Кудрявцев В.Н. состоит из трех базовых элементов 1 потребностей личности, 2 имеющихся возможности по их удовлетворению, 3 системы ценностных ориентаций личности.

Он же указывает Надо заметить, что в современных кризисных условиях существенно искажены все эти составляющие. Деформация начинается уже с потребностей.

Они завышены как в общественном, так и в индивидуальном сознании К сожалению, ценностные ориентации сейчас тоже искажены Все более широкое значение получает десоциализация личности, потеря жизненных ориентиров, формирование антисоциальных способов личностной мотивации. Духовно-ориентированная ранняя профилактика преступности несовершеннолетних, что особенно важно, уже сегодня на практике может заключаться в формировании отложенных потребностей несовершеннолетних.

Ведь, как пишет Антонян Ю.М. материальные притязания в сочетании с бездуховностью и низкой нравственностью требуют своего удовлетворения немедленно и любыми средствами. А корыстные преступления несовершеннолетних, совершенные не из-за мотива нужды, составляют сегодня большинство преступлений. Духовность же человека, его позитивное правосознание в эпоху ускорения жизни, имеют реальные возможности охладить пыл юного сердца, примирить его с тем, что желаемые блага могут быть оправданны и заслужены честным трудом не сейчас и не сегодня. В связи с этим не могут оказаться эффективными попытки общесоциальной профилактики преступности несовершеннолетних, основанные только на увеличении возможностей удовлетворения их потребностей то есть второго элемента в схеме Кудрявцева В.Н Этого не может произойти потому, что, во-первых, экономическое неблагополучие России будет продолжаться еще долго, а во-вторых, потребности даже в преуспевающем государстве никогда не могут быть удовлетворены, так как сама логика постиндустриального рыночного общества ориентирована на постоянный рост потребностей этой проблемой, много занимался Эрих Фромм. Единственным конструктивным выходом из сложившихся противоречий представляется добровольное самоограничение индивида, осуществляющееся через принятие соответствующих духовных идеалов и ценностей, потому что как уже говорилось, право, являясь особым регулятором общественных отношений по своему источнику является продуктом духовного разума, и непреложная ценность права может быть принята только с позиций самой духовности.

Необходимо отметить, что реализация принципа приоритета духовности в РППН, помимо достижения своей целевой задачи, одновременно направлена и на общесоциальную профилактику, заключающуюся в преодолении духовного неблагополучия общества как одной из основных причин кризиса в России при воспитании подрастающего поколения.

Один из современных российских исследователей демограф Гундаров И.А. утверждает, что сама физическая жизнеспособность населения зависит не только от условий бытия материальных факторов, но и от нравственной атмосферы и эмоционального состояния общества духовных и душевных факторов. Он пишет, что на этот счет в теологии существует представление о смертных грехах, т.е. таких психологических состояниях, которые ведут к смерти человека как личности.

Этот автор, заявляя о себе как об атеисте, констатирует, что вынужден использовать церковные термины, поскольку светская наука не имеет пока собственного понятийного аппарата для рассматриваемого круга явлений.

По-своему трактуя теологические классификации духовного неблагополучия, Гундаров выделяет первую группу, включающую грехи порочных целей, которые заставляют человека выбирать в жизни ложный путь. К пагубным целям он относит стремление к наживе сребролюбие, беспорядочные сексуальные связи блуд, увлечение алкоголизмом, наркоманией сотворение кумиров и др. Вторая группа это грехи разрушительных социальных отношений. Одни из них приводят к деструкции общества через индивидуализм, эгоизм, зависть, неуважение к родителям и старшим, другие к подавлению свободы личности через диктатуру массовой культуры или авторитарной власти. Третья группа по Гундарову включает в себя грехи пагубных эмоций, которые формируют в сознании человека доминантные очаги саморазрушения гнев, тоска, потеря смысла жизни, безысходность. Рассуждая по аналогии с Гундаровым, что одним из современных направлений исследований связи психических и демографических явлений является психодемография, можно также говорить о том, что направлением изучающим связь преступности с нравственно-эмоциональными процессами в обществе может стать психокриминология ведь псюхе по-гречески означает душа или криминология духовности. И в этом отношении криминологически благополучным может считаться поведение несовершеннолетних, соответствующее общечеловеческим нормам, народной мудрости, почерпнутой из религиозных заповедей. Формирование такого поведения одна из целей концепции РППН. Раскрывая содержание этого принципа, необходимо также заострить внимание на том, что духовность это не нечто чуждое, искусственное, а напротив - присущее человеку.

Многовековой опыт человечества на разных языках, в многообразных символах религий, в философских системах, бессмертных произведениях искусства утверждает духовность человека как реально существующую силу. По сути одним из основных проявлений духовности в человеке можно назвать голос совести.

Современный психолог Флоренская Т.А проводившая со своим коллегой Макеевой М. исследование о представлениях у шести- и семиклассниках о совести, приводит такие характеристики совести из письменных работ ребят Совесть это второе Я человека, обязательное у всех. И обязательно это Я должно быть идеально правильным, верным, оно должно подсказать человеку, что как, когда надо делать.

Это Я должно думать о всех окружающих Совесть это что-то чистое, что есть в душе каждого человека, оно не должно быть подлым, это самоконтроль человека.

И обязательно лучший Совесть когда делаешь одно, а внутренний голос говорит, что надо бы сделать другое.

И начинаешь мучиться как надо бы сделать так или этак? Как было лучше Еще подростки называют совесть внутренним судьей. Анализируя эти высказывания ребят, Флоренская пишет, что открытия правильного, идеального, лучшего Я совершают подростки, критически и неприязненно относящиеся к моральным требованиям взрослых, склонные к своей автономной подростковой морали.

И это, по мнению Флоренской, служит аргументом против распространенного в психологии и педагогике мнения о совести как результате усвоенных моральных норм и требований взрослых Требования совести произрастают изнутри, моральные требования идут извне.

Они могут совпасть, а могут и разойтись. Моральные требования не универсальны, они меняются в зависимости от времени, культуры В голосе совести звучит нравственный закон души человека. Требования совести это и есть категорический императив И. Канта, априорность которого подтверждается хотя бы тем, что никакой опыт не может дать обоснования для моральной обязательности действий.

Нравственный долг представляет собою идею, непосредственно данную нашему сознанию и не разложимую ни на какие дальнейшие элементы. Из опыта, относящегося к области существующего, мы ее не выведем пишет П.И. Новгородцев при рассмотрении философии И. Канта. Совесть, составляющая фундамент духовности в человеке может быть названа, как пишет Флоренская Т.А духовным Я в человеке.

Духовное Я имеет близкое отношение к сверх-Я З. Фрейда, но отличается, прежде всего, тем, что духовное Я происходит из глубин человеческой души, а сверх-Я является лишь аккумулированным психикой продуктом контролирующего воздействия общества и влияния культуры. Таким образом можно было бы говорить, что духовное Я является своеобразным субъектом, механизмом духовности, а идеалы, ценности ее субстанциональным содержанием.

Особенностью духовности является то, что присущая человеку с рождения и действующая активно в детстве, она без должного развития и поддержания угасает и заглушается другими стремлениями, начинающими более активно действовать в подростке с моментом его взросления, многократно усиливающимися при негативном влиянии микро- и макросреды. II.4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних

Актуальность данной работы заключается в том, что в современной криминологии и концепциях государственной политики борьбы с преступностью все… Предложенная концепция ранней профилактики преступности несовершеннолетних в… Во-первых, проведение предупредительных мероприятий должно осуществляться задолго до появления опасности совершения…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Принцип приоритета духовности в ранней профилактике преступности несовершеннолетних

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Цель и задачи дипломной работы
Цель и задачи дипломной работы. Целью данной работы является предложение мер и рекомендаций по формированию активного устойчивого законопослушного поведения несовершеннолетних как одного из

Историография
Историография. по ранней профилактике преступности несовершеннолетних российская. Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних - комплексная научная проблема, представляющая собой область пе

Методологические основы и методы исследования
Методологические основы и методы исследования. Решение сформулированных исследовательских задач в дипломе осуществляется на основе Конвенции о правах ребенка ООН и рекомендательных актов это

Оговорки
Оговорки. В данной работе рассматриваются только социально-педагогические и социально-психологические аспекты ранней профилактики преступности несовершеннолетних социально-экономические вопр

Глава I. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних и ее профилактика
Глава I. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних и ее профилактика. I.1. Состояние, структура и динамика преступности несовершеннолетних. В минувшем 2001 г. было зарегистри

Понятие и система профилактики преступности несовершеннолетних
Понятие и система профилактики преступности несовершеннолетних. Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению системы профилактики преступности несовершеннолетних, необходимо предварител

Понятие и обоснование ранней профилактики преступности несовершеннолетних
Понятие и обоснование ранней профилактики преступности несовершеннолетних. При рассмотрении вопроса о предупреждении преступности выше были выделены три ее стадии профилактика, предотвращение, пред

Принцип эффекта положительной цели в ранней профилактике преступности несовершеннолетних
Принцип эффекта положительной цели в ранней профилактике преступности несовершеннолетних. В качестве методологического принципа концепции РППН используется принцип, который бы можно было наз

Принцип преемственности в ранней профилактике преступности несовершеннолетних
Принцип преемственности в ранней профилактике преступности несовершеннолетних. Дополнительно формулирующим содержание принципа приоритета духовности в РППН является положение о необходимости учета

Глава III. Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних в семье
Глава III. Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних в семье. Этой главой открывается содержательный раздел диплома, который начинается с разбора основных криминологических проблем

Глава IV. Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних в общеобразовательном учреждении
Глава IV. Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних в общеобразовательном учреждении. Выдвижение тезиса об общеобразовательном учреждении как одном из наиболее активных субъектов Р

Педагогика духовно-нравственных основ семьи
Педагогика духовно-нравственных основ семьи. Основополагающие идеи школьного курса по половому воспитанию школьников были уже изложены в главе III. В этом разделе основное внимание уделено п

Педагогика правового воспитания
Педагогика правового воспитания. Под правовым воспитанием понимается деятельность, направленная на формирование правового сознания, правовой культуры учащейся молодежи, уважение к праву, его

Список использованных источников и литературы
Список использованных источников и литературы. Источники 9 Конституция РФ 1993 г. 10 Конституция РСФСР 1978 г. Конвенция о правах ребенка ООН от 20 ноября 1989 г. 11 Руководящие принципы ООН для пр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги