Брак и семья

Брак и семья. Семья у германцев носила патриархальный характер. В семью, возглавляемую отцом, наряду с нисходящими входили боковые родственники, родные и сводные братья, их жёны, которых было много, так как они часто сменяли друг друга.

Семьи жили под одной крышей вместе с челядью, а в некоторых случаях – и с вооружённой свитой. Но власть отца по Салической правде не была столь широка, как, например, в Риме. Она напоминала скорей строгую пожизненную опеку над женой, дочерью или сыном. Опека над сыном прекращалась по достижению им 12 лет. Браку, как и семье, в Салической правде посвящено незначительное число статей.

Древние обычаи германцев допускали установление брака покупкой жены, а еще более древние не исключали похищения (умыкания). Через покупку муж приобретал власть над женой. После его смерти эта власть переходила к свекру, поскольку выкупная плата давалась им. К временам Салической правды эти обычаи уже отмирали. Место выкупной платы заняли вещи или деньги, которые муж приносил жене в качестве так называемого утреннего дара (в награду за невинность). Они оставались в семье.

Жена должна была явиться в дом мужа, принося приданное. Разводы, вначале допускаемые, были запрещены по мере усвоения христианства (капитулярием 744 г.). 2.5. Кровная месть У всех нардов с незапамятных времен в том или ином виде существовал (а кое-где и существует до сих пор) обычай кровной мести. Не смотря на различие в формах осуществления и способах мести, свойственных разным народам, общим является убеждение в том, что без мести нет вечного покоя убитому.

Традиции и соответствующее воспитание поставили кровную месть и у германцев выше всех других человеческих чувств. Не только старинные хроники, но даже рыцарские романы германского средневековья наполнены описанием непомерных жестокостей, совершаемых из мести. Германские правды были составлены в то время, когда кровная месть была уже пережитком. Она стала особенно страшной с переходом к оседлости, с усовершенствованием оружия, с распадением старых родовых коллективов.

Самосуд и государство находились в явном противоречии. Тем не менее, правды хотя и ограничивают, но не вовсе запрещают кровную месть. ”Кто мстит за причиненный всем нам ущерб говорит составленный в X веке Судебник Лондона пусть делает то, что делает” Составленная пятью столетиями раньше, Салическая правда, конечно, содержит указания на кровную месть. Если преступник на столько беден и настолько безроден, что не может собрать денег для своего выкупа, “он должен уплатить своей жизнью”. Тем не менее, Салическая правда скорее запрещает, чем поощряет месть. Она во всех случаях запретна, когда нет умысла, а значит и вражды.

С этого, по-видимому, начинается ограничение кровной мести вообще. Где нет вражды, там достаточно возмещения ущерба. Наряду с этим, запрещается кровная месть за ранение, а затем обычай убивать лучшего в роду. 2.6.