Источники права древнейшего периода

Источники права древнейшего периода. Большую роль в формировании римской правовой традиции в архаический период играли жрецы. Особенно выделялись среди них коллегия понтификов, которая присвоила себе привилегию формирования и толкования норм права.

Понтифики были по сути дела первыми римскими юристами. В Риме рано происходит разделение религиозных и правовых норм, но, несмотря на это понтифики по-прежнему контролировали всю юридическую деятельность в Риме. В связи с этим право в архаический период сохраняло сакральный характер, совершение юридических актов требовало выполнения какого-либо религиозного ритуала. Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи. Согласно римской исторической традиции, другим источником права являлось законодательство римских царей.

Однако существование этих законов время от времени подвергается сомнению. Поскольку эти источники права, тесно связанные с традицией и религией римского народа (квиритов), выступали первоначально как патрицианские. Движение плебеев за равноправие отразилось и в правовой сфере, поскольку патрицианские магистры и жрецы (понтифики) произвольно толковали неписаные обычаи, игнорируя интересы плебеев. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятие (около 450 года до н.э.) первых писанных римских законов – Законов XII таблиц.

Для их составления была создана первоначальная комиссия из 10 патрициев, подготовившая законы на десяти таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого политического конфликта была создана новая комиссия, состоявшая как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая первоначальный текст еще двумя таблицами. Очевидно, что эти Законы стали основой общего для патрициев и плебеев единого квиритского, или цивильного, права.

Принятие Законов XII таблиц означало ослабление позиций понтификов. Право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер. Знание этих законов было обязательным, а, следовательно, с их принятия стало необходимо светское правовое воспитание (образование) римских граждан. Другим важным источником квиритского (цивильного) права были законы. Законы XII таблиц завершались указанием на то, что впредь всякое решение народного собрания должно иметь силу закона.

С предложением о принятии нового закона обычно выступали должностные лица (магистраты), затем законопроект обсуждался в сенате и за 3 недели до голосования предавался гласности. Принятый народным собранием закон немедленно вступал в силу. В древнейший период правовую силу имели также решения сената (сенатус-консульты), а в исключительных случаях и постановления магистратов. Толкование законов, как и цивильного права вообще, а также составление судебного календаря и исковых требований вплоть до конца IV века оставались привилегией понтификов, всячески охранявших свою монополию на судебные тайны.

Окончательному освобождению права от религиозной оболочки, подрыву позиций понтификов и началу светской юриспруденции способствовало хищение и предание гласности в 302 году до н.э. писцом Клавдием Флавием судебного календаря, формы исков и записей, толкований норм и обычаев, которые ранее в строгой секретности хранились в их архивах. 2.