рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятие правового статуса личности

Понятие правового статуса личности - раздел Право, правовой статус личности Понятие Правового Статуса Личности. Правовой Статус Личности В Самом Общем Ви...

Понятие правового статуса личности. Правовой статус личности в самом общем виде может быть охарактеризован как система прав и обязанностей, законодательно закрепляемая государством в конституциях и иных нормативно-юридических актах. Права и обязан¬ности — основной исходный элемент права. Следует со¬гласиться с Г. В. Мальцевым, что ничего более важного и структуре права по существу нет. “Система прав и обя¬занностей — сердцевина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к решению основных юридических про¬блем” . В правах и обязанностях не только фиксируются об¬разцы, стандарты поведения, которые государство счита¬ет обязательными, полезными, целесообразными для нор¬мальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений го¬сударства и личности.

Взаимосвязи государства и личности требуют четкой урегулированности и упорядоченности.

Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для поддержа¬ния существующего строя, для его нормального функционирования. Предпосылкой обладания правами и обязанно¬стями является гражданство как определенное политико-правовое состояние человека. Оно выражает юридиче¬скую принадлежность индивида к государству, которая “выступает в юридической форме, получает политико-правовое выражение в институте гражданства, нормы ко¬торого определяют условия и порядок приобретения, утра¬ты гражданства и т. д.” . Гражданство является юридиче¬ским основанием для личности пользоваться юридиче¬скими правами и свободами и выполнять установленные законом обязанности, т. е. основанием правового статуса личности. Гражданство и вытекающие из него правовые послед¬ствия неотделимы от природы государства, от его социальной направленности.

Права и обязанности фиксируют сложную систему взаимосвязей государства и личности, основанную на демократических принципах.

Эти взаимо¬связи и отношения формируются в результате действия объективных закономерностей общественного развития, которые обусловливают объем и характер прав и обязан¬ностей граждан. Юридические права и обязанности опре¬деляют важнейшие параметры поведения личности в структуре общественных связей общества. В условиях демократического общества права, свободы и обязанности личности, образующие правовой статус, ре¬гулируют отношения личности с государством, общест¬вом, согражданами в соответствии с целями построения демократического общества.

Правовой статус, природа прав и обязанностей как ключевые понятия правовой науки привлекают при¬стальное внимание юристов. Существуют не¬сколько подходов к определению правового статуса лич¬ности. В структуру правового статуса включается раз¬личный набор элементов. Наряду с системой прав и обя¬занностей в правовой статус включаются: гражданство, общая правоспособность, гарантии ; законные интере¬сы ; юридическая ответственность и др. На мой взгляд ряд дополнительных элементов следует считать либо пред¬посылками правового статуса (например, гражданство, общая правоспособность), либо элементами вторичными по отношению к основным (так, юридическая ответствен¬ность вторична по отношению к обязанностям, без обя¬занности нет ответственности), либо категориями, далеко выходящими за пределы правового статуса (система га¬рантий). Законные интересы, т. е. интересы, которые прямо не закреплены в юридических правах и обязанно¬стях, едва ли необходимо выделять в качестве самостоятельного элемента правового статуса.

Интерес предшествует правам и обязанностям независимо от того, находит, ли он прямое закрепление в законодательстве или просто подлежит «правовой защите со стороны государства». Интерес—это категория внеправовая, или «доправовая», и, разумеется, закрепляется не только в конкретных пра¬вовых предписаниях, но и в общих принципах права.

Правовое выражение и защита осознанных классовых либо общенародных интересов, а также интересов лично¬сти—одна из важных функций правовой системы демократического общества. Поэтому, на наш взгляд, сле¬дует ограничить понятие правового статуса категориями прав и обязанностей, которые позволяют четко выделить его структуру.

По всей вероятности, предстатусные и послестатусные элементы целесообразно включить в поня¬тие «правовое положение личности», как это предлагают Н. В. Витрук и В. А. Кучинский. В целом же нельзя не отметить, что споры о понятии правового статуса ведутся в основном вокруг выделения входящих в него элементов, вокруг понятий. Это ограни¬чивает исследование проблемы логико-юридическим ана¬лизом, на что справедливо обратили внимание Г. Ханаи и В. М. Чхиквадзе. Определение правового статуса должно подчеркивать социальное значение понятия; это может быть достигну¬то выходом за пределы сугубо юридических категорий, посредством установления связи прав и обязанностей с социальной деятельностью людей.

Такой подход будет способствовать раскрытию активной, созидательной функции правового статуса, поскольку проблема правово¬го статуса, как и вся проблема личности, должна быть связана с социальной активностью человека.

Социальная активность человека неотделима от его сознания. По¬этому изучение всех юридических категорий, в том чис¬ле и правового статуса, должно осуществляться в нераз¬рывном единстве с сознанием и деятельностью индивида Рассмотрим сущность элементов, составляющих право¬вой статус,— юридических прав и обязанностей. Права личности — это ее социальные возможности, детерминированные экономическими условиями жизни общества и законодательно закрепленные государством.

В них выражена та мера свободы, которая объективно возможна для личности на конкретном историческом эта¬пе развития общества. В пределах этой формально за¬крепленной свободы осуществляется самоопределение личности, устанавливаются условия реального пользования социальными благами в различных сферах политической, экономической, социально- культурной и личной жизни.

Права личности, или субъективные права,— это не потенциальные, а реальные социальные возможности ин¬дивида, вытекающие непосредственно из закона. Данное положение следует подчеркнуть, поскольку в юридиче¬ской науке широко утвердилось понимание субъективного права как элемента конкретного правоотношения, возни¬кающего при наличии юридического факта, который по¬рождает данное отношение. В юридической литературе такая позиция была под¬вергнута критике. Н. И. Матузов справедливо отмечает, что способ возникновения, форма проявления и реализа¬ции тех пли иных прав не имеют принципиального зна¬чения для их характеристики как субъективных. Разумеется, права личности чрезвычайно многообраз¬ны по содержанию, объему, способам реализации.

Одна¬ко закрепление того пли иного субъективного права в законодательстве в условиях социалистического строя означает реальную возможность индивида свободно поль¬зоваться определенным благом в границах и в порядке, обозначенных в законе.

Субъективное право — форма за¬конодательного выражения прав человека во внутригосу¬дарственных отношениях. Если с этих позиций подхо¬дить к оценке сущности субъективного права, то очевиден его не только юридический, но и социально-политический, идейно-нравственный смысл как выражения свободы личности в пользовании благами, предоставляемыми об¬ществом. Субъективное право выражает социальные воз¬можности личности, но возможности не иллюзорные, а реальные. Государство закрепляет права личности не произволь¬но; набор прав, их объем всегда обусловлены уровнем экономического развития общества.

Законодатель может за¬креплять только такие права, для осуществления которых сформировались социально-экономические и политиче¬ские предпосылки, вытекающие из реальных общест¬венных отношений. Права личности — не “дар” законода¬теля, а социальные возможности, обеспечивающие чело¬веку определенный стандарт жизни.

Законодатель не мо¬жет искусственно “занижать” пли “завышать” объем прав и свобод; он связан условиями социальных взаимо¬связей людей. Превышение пределов реальных возможно¬стей личности, зафиксированное в законодательстве, сделает права человека фикцией, пустым пожеланием; искусственное ограничение прав законодателем приведет в конечном счете к снижению стабильности социальной системы, ее дисфункции. Разумеется, ни один человек не может одновременно практически реализовать все субъективные права, выте¬кающие из закона.

Формы, способы и стадии реализации каждого субъектив¬ного права определяются его сущностью, механизмом пе¬ревода в практическое поведение людей, а также теми реальными условиями, которые предусмотрены в законе. Субъективное право как юридическая категория рас¬крывается через набор признаков, которые емко выраже¬ны М. С. Строговичем: «Субъективное право лица означа¬ет выраженные в норме права и закрепленные в пей: а) возможность пользования определенным социальным благом, б) полномочие совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других лиц, в) свободу поведения, поступков в границах, установлен¬ных нормой права» . Таким образом, в полном объеме субъективное право раскрывается при рассмотрении не только юридических, но и социально-политических его аспектов.

Это одна из важнейших категорий, характеризующих свободу лично¬сти, возможности пользоваться социальными благами в социалистическом обществе. Права личности (субъективные права) всегда связа¬ны с удовлетворением ее интересов в материальной или духовной сферах.

Поэтому интерес выступает движущей силой правовых связей личности, он определяет ее отношение к использованию прав. Демократическое общество и государство далеко не нейтрально относятся к тому, как гражданин реализует закрепленные в законодательст¬ве возможности; они заинтересованы в социальной актив¬ности личности, которая служит важнейшим слагаемым; социалистического самоуправления народа. Государство не может и не должно принуждать граж¬дан к использованию прав. Вместе с тем нормальное. функционирование политической системы социализма, со¬вершенствование социалистических общественных отношений невозможны без активного использования тех ши¬роких прав и свобод, которые вытекают из существа со¬циалистического строя и составляют неотъемлемый элемент социалистической демократии.

Провозглашая права и свободы личности, государство гарантирует их осуществление не только правовыми, но и экономическими, политическими, идеологическими, культурными средствами.

Поскольку человек с его инте¬ресами и потребностями представляет собой главную ценность социалистического общества, то обеспечению его прав и свобод в конечном счете подчинено общественное производство, культурно-воспитательная и идеологическая деятельность демократического государства, всех звеньев государственного аппарата и должностных лиц. Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство имеет право требовать от них правомерного поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах.

Без организованности и дисциплины, без согласования пове¬дения граждан с юридическими предписаниями, выража¬ющими государственную волю, невозможно решить важ¬нейшие исторические задачи государ¬ства. Поэтому государство формулирует свои требования к гражданам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.

Государство как носитель политической власти распола¬гает специальными механизмами обеспечения прав граждан и выполнения ими своих обязанностей. Обязанность — это объективно необходимое, должно ( поведение личности. Следует вместе с тем подчеркнуть, что такая объективная необходимость определенного по¬ведения не всегда субъективно осознается индивидом, а это может привести к отступлению от требовании нормы. Поэтому обязанность — это как необходимое, так и возможное поведение. Личность совершает свои выбор не только в сфере юридических требований и предписа¬ний. На этот выбор могут влиять и иные нормы, которые имеют антисоциальную направленность.

В этом случае обязанность не будет реализована. Обязанность — это возможное поведение и потому, что и при благоприятном, позитивном отношении личности ее реализация в объек¬тивно необходимом поведении наступает лишь при опре¬деленных условиях, предусмотренных правовой нормой. Государство в системе обязанностей указывает целе¬сообразный, социально полезный и необходимый вариант поведения.

Однако, как уже отмечалось, свобода выбора включает множество факторов и не замыкается в преде¬лах правовых эталонов. Поэтому возможно поведение, которое основано на иной нормативной ориентации. Лич¬ность может избрать нормы, противоречащие требова¬ниям, заключенным в обязанности. Все сферы действия правового статуса в единстве прав и обязанностей — это «пространство свободы», осно¬ванное на свободе выбора и ответственности личности перед обществом и своими согражданами.

Детерминиро¬ванность человеческих поступков реальными экономиче¬скими, политическими, нравственно-психологическими, культурными условиями жизни общества убедительно показывает, что «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» . Демократическое общество — это общество социаль¬ной справедливости. Поэтому взаимообусловленность прав и обязанностей представляет собой необходимый фактор обеспечения его нормальной жизнедеятельности. На ны¬нешнем этапе развития общества социальная ответствен¬ность охватывает не только отношение личности к своим правам, к их наиболее активному осуществлению и ис¬пользованию в интересах общества, но и отношение лич¬ности к своим обязанностям, которое связано с осознани¬ем долга и необходимости выполнения правовых требо¬ваний.

Социальную ответственность нельзя сводить лишь к тем негативным юридическим последствиям, которые наступают в случае невыполнения обязанности. Применительно к обязанностям граждан в социалисти¬ческом обществе правильнее говорить о так называемой позитивной ответственности, которая состоит в активной позиции личности, ее стремлении наилучшим образом выполнить требования правовых норм, содействуя тем самым укреплению правопорядка и законности в об¬ществе.

В современных условиях позитивная ответственность личности приобретает особое значение. Это объясняется как природой демократического общества, характером регулируемых общественных отношений, так и возраста¬нием нравственных начал социалистического образа жиз¬ни. Возрастание социальной ответственности личности обусловлено расширением ее свободы, ростом социали¬стического сознания, упрочением моральных принципов, глубокой заинтересованностью в активном участии во всех делах общества и государства.

Сознание и чувство ответственности индивида за свои поступки, а коллективов — за существующую в них моральную атмосферу, правы — суть активной нравственной позиции лично¬сти " . В демократическом обществе социальная ответствен¬ность — это не только ответственность перед государст¬вом, но и перед согражданами.

Взаимная ответственность сограждан друг перед другом создает социальные связи, обеспечивающие прочный правопорядок в обществе. Признание позитивной направленности ответственно¬сти ни в какой мере не снижает значения так называе¬мой ретроспективной ответственности, наступающей в случае невыполнения обязанности, возложенной на гражданина и связанной с возможностью применения санкций. Невыполнение обязанностей всегда нарушает чье-либо право (государства, его органов, общественных организаций, других лиц). Поэтому возможность в случае необходимости применить санкции, меры государственно¬го принуждения служит одной из важных юридических гарантии нормального функционирования системы юриди¬ческих прав и обязанностей.

Таким образом, свобода и ответственность выражают объективную необходимость определенных эталонов по¬ведения и их выполнения в соответствии с интересами общества. Руководствуясь этими интересами, социалисти¬ческое государство требует выполнения обязанностей и определяет запреты, связанные с ненадлежащим исполь¬зованием прав и свобод, противоречащим интересам об¬щества и государства, правам других лиц. Такие правовые запреты полностью соответствуют ст. 19 Международного пакта о гражданских и политиче¬ских правах, предусматривающей право человека бес¬препятственно придерживаться своих мнении, выражать эти мнения письменно, устно, в печати или иными спо¬собами по своему выбору.

В п. 3 ст. 19 отмечается, что пользование этими правами налагает особую обязанность и особую ответственность. «Оно может быть, следова¬тельно, сопряжено с некоторыми ограничениями, кото¬рые, однако, должны быть установлены Законом и явля¬ются необходимыми: а) для уважения прав и репутации других лиц; б) для охраны государственной безопасности, общест¬венного порядка, здоровья или нравственности населе¬ния ». В Международном пакте о гражданских и политиче¬ских правах предусмотрена возможность запрещения антигуманных, аморальных действий — пропаганды вой¬ны, всяких выступлений в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющих собой под¬стрекательство к дискриминации, вражде или насилию (ст. 20). Подобные ограничения предусмотрены и Всеоб¬щей декларацией прав человека.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах также допускает ограничения прав постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключитель¬но с целью способствовать общему благосостоянию в де¬мократическом обществе (ст. 4). В основе этих ограни¬чений лежит стремление исключить эгоистическое, анти¬гуманное использование прав. Таким образом, правовой статус личности в демократическом обществе обеспечивает координацию дейст¬вий личности и государства, социальной системы в целом.

Правовой статус основан на принципах, которые прису¬щи всему праву: демократизме, ува¬жении прав и достоинства личности, равноправии, спра¬ведливости, законности, неразрывной связи прав и обязанностей, сочетании убеждения и принуждения, ответст¬венности за вину. Эти принципы конкретно преломляются в правовом статусе, усиливая его регулятивную роль. На¬ряду с этим правовой статус выражает принцип взаимной ответственности государства и личности, принцип соче¬тания общественных и личных интересов.

Принцип взаимной ответственности государства и личности, выраженный в правовом статусе, наиболее убедительно раскрывает особенность положения личности в демократическом обществе, реальность и гарантированность ее прав. Демократическое государство социаль¬но ответственно за правильное, научное закрепление в законодательстве того объема социальных возможностей, который соответствует достигнутому этапу общест¬венного развития; за создание системы гарантий, обеспе¬чивающих реализацию прав граждан; за четкое действие государственных механизмов по восстановлению нару¬шенного права и применению санкции к лицам, винов¬ным в нарушении своих обязанностей.

Если бы правам граждан не соответствовали обязан¬ности государства, его социальная ответственность, то эти права носили бы характер ни к чему не обязывающих деклараций. Взаимная ответственность государства и личности—это важнейший гуманистический и демокра¬тический принцип построения нормального демократического правого государства. Глава 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

правовой статус личности

Нельзя не согласиться с мнением К. Маркса и Ф. Энгельса, что “сущность человека представляет собой совокупность всех общественных отношений, вместе… Права и свободы, представленные каждому Конституцией РФ и… Целью данной курсовой работы является рассмотрение соотношения государства и личности.В соответствии с поставленной…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие правового статуса личности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Историческая перспектива соотношения государства и личности
Историческая перспектива соотношения государства и личности. Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и со

Права и свободы человека в системе ценностей
Права и свободы человека в системе ценностей. Верховенство закона подразумевает не только приоритет закона как разновидности нормативно-правового акта в отношении подзаконных актов, сколько широкий

Современные взгляды на государство и личность
Современные взгляды на государство и личность. В.Т. Томин считает, самоограничение и ограничение прав личности - непременное ус¬ловие существования и развития общества и госу¬дарства. Ничем не огра

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги