Общественный договор Руссо. Формулирование понятия

Общественный договор Руссо. Формулирование понятия. Жан Жак Руссо (1712-1778) также показывает гражданское общество как общество, преобразованное в государство, уточняя при этом с помощью общественного договора.

В работе "Об общественном договоре, или Принципы политического права" Руссо, провозглашая народный суверенитет, обосновывает право народа на свержение абсолютизма и от-чуждение от власти демократически избранного правительства. В этой работе он практически формулирует понятие гражданского общества, отмечая при этом, что сущность политического организма заключается в согласования повиновения и свободы. Эммануил Кант Заметно углубил представление о гражданском обществе Эммануил Кант (1724 -1804). Его подход к трактовке сущности гражданского общества более диалектичен. Рассматривая противоречивые качества человеческой натуры: неуживчивость, тщеславие, жажду объединения и то же время стремление к согласию.

Кант приходит к выводу, что главный путь со-четания свободы каждого со свободой других — формирование гражданского общества. По Канту, гражданское общество основано на следующих априорных принципах: 1) свобода члена общества как человека, 2) равенство его с другими как подданного, 3) самостоятельность члена общества как гражданина.

Гражданское общество и государство как самостоятельные институты. Принципиально новыми положениями обогащает рассмотрение проблем гражданского общества Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). В его работах, а также в трудах Маркса, Грамши, Лукача сформулированы основополагающие концепции современного видения гражданского общества. Он пришел к выводу, что гражданское общество представляет собой особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству в процессе длительного и сложного процесса исторической трансформации от средневековья к новому времени.

Согласно Гегелю, гражданское общество выступает как система индивидов, с помощью труда удовлетворяющих собственные потребности к потребности других. Фундаментом гражданского общества является частная собственность, общность интересов и всеобщее формальное, оформленное законами, равенство граждан, защищенность человека от случайностей.

В отличие от своих предшественников он рассматривает гражданское общество и государство как самостоятельные институты. Гражданское обще-ство, по Гегелю, имеет место не внутри, а наряду с государством. Оно вместе с семьей — части государства, его базис и способ существования, гражданское общество зависит от государства и в какой-то мере поглощается им. В государстве представлена всеобщая воля граждан, считал Гегель. Гражданское же общество — сфера реализации особенных, в частных инте-ресов отдельных индивидов.

К государственной сфере Гегель относил прави-тельственную власть, администрацию, к сфере гражданского общества — полицейскую и служебную власти. И если "государство для поддержания законности вторгается в пределы гражданского общества, например поручая своим вооруженным силам, полицейские функции или вмешиваясь в дея-тельность судебных органов, оно как бы выступает против этого общества. Актуально суждение Гегеля о том, что и гражданское общество и госу-дарство в своем противоречивом единстве могут существовать лишь на базе множества сословий, то есть развитой социальной структуры общества.

Жизнь подтвердила, что бедность, неразвитость социальной структуры и форсирование слияния социальных слоев общества явились питательной средой для диктаторских режимов.