Марксизм и гражданское общество

Марксизм и гражданское общество. Карл Маркс Карл Маркс (1818-1883) пользуется понятием "гражданское общество" уже в ранних работах. Зрелый Маркс о гражданском обществе почти не упоминает, но продолжает рассматривать его по существу.

Вслед за Гегелем Маркс рассматривает гражданское общество как сферу материальной, экономической жизни людей, как совокупность материаль-ных отношений индивидов, но идет значительно дальше. В отличие от Гегеля, считавшего основой всего развития мировой дух, абсолютную идею, а гражданское общество — инобытием духа-идеи, Маркс доказывает, что именно жизнедеятельность общества есть первооснова и главная движущая сила исторического процесса. В произведениях Маркса гражданское общество выглядит как общественная организация, развивающаяся непосредственно из производства и обращения, как совокупность экономических, производственных отношений, соответствующих производительным силам и образующих базис государства.

Маркс называет гражданское общество продуктом исключительно буржуазной системы, он пишет: «Точка зрения старого материализма есть «гражданское» общество; точка зрения нового материализма есть человеческое общество, или обобществившиеся человечество». (Маркс К. Энгельс Ф. Соч т.3, с.4) На этом базисе формируются социальные отношения, которые дости-гают степени групповых и классовых и начинают восприниматься сквозь призму личных интересов, прав и свобод.

Таким образом, гражданское об-щество является первичным по отношению к государству, взаимоотношения между гражданским обществом и государством прояв-ляются как отношения между индивидуальной свободой и публичной властью. Различия между гражданским обществом и государством наиболее наглядны в политической жизни, считает Маркс. Государство входит в структуру и жизнь общества как важнейший элемент его политической организации, а в гражданское общество оно не входит. (См.: Маркс К Энгельс Ф, Соч. Т. 21. С. 310. III) В отличие от Гегеля, считавшего, что представительство гражданского общества в государственных органах снимает противоречие «общество — государство», Маркс доказывает, что это представительство является непри-крытым противоречием между гражданским обществом и государством, так как наделяя себя политическими функциями, гражданское общество по су-ществу отрицает себя, самоотрицается.

Маркс считал также, что революционные изменения, в частности вытеснение частной собственности на основные средства производства, господствующих классов, происходят именно в гражданском обществе.

Фактически владельцами и совладельцами основных средств производства становятся неантагонистические классы и в перспективе отпадает не-обходимость в государстве, которое поддерживало бы господство одних классов над другими.

Принципом будущего гражданское общества Маркс считал коллекти-визм, в коллективе он видел ту ассоциацию, которая дает человеку возмож-ность всестороннего развития своих задатков, обеспечивает личную свободу. И труд в этом обществе будет не только средством для жизни, но и способом самоутверждения личности, проявления способностей и талантов, насущной потребностью. А. Грамши Из этих рассуждений можно сделать вывод о том, что социалистическое строительство предполагает процесс сужения сферы политической, государственной регламентации жизнедеятельности гражданского общества, а не наоборот, как это получилось в странах, вставших на путь социализма.

Итальянский теоретик-марксист А. Грамши (1891-1937) рассматривал гражданское общество в тройном историческом контексте: когда оно уничтожено государством (дореволюционная Россия); когда государство является его "внешней формой" (итальянское государство); когда существует сбалансированное отношение между государством и гражданским обществом (развитые западные страны). В целом же он считал, что гражданское общество в будущем поглотит государство и перерастет в самоуправление масс. Согласно Грамши, гражданское общество и государство — это два уровня политики.

Смысл гражданского общества полнее всего выражают политические партии и другие "приватные" объединения, которые образуют его ткань и борются за превосходство, гегемонию или создают союзы.

Партия, завоевавшая функции гегемона, не разрушает общественно-политическую динамику в государстве, но уравнивает инт.