Теоретические модели демократии

Теоретические модели демократии. Существуют различные способы классификации моделей и концепций демократии. Далее рассмотрим наиболее существенные из этих концепций. В зависимости от того, как понимается воля народа, в политологии различают идентитарные и конкурентные теории демократии.

Идентитарные теории (от лат. identitas - тождество, "идентичность") исходят из того, что существует единая воля народа, которая должна быть выражена без опосредованных звеньев. Принцип представительства отрицается, а основной акцент переносится на прямую демократию. Суверенитет понимается как осуществление общей воли. Это направление берет начало в теории демократии Ж Ж. Руссо, нашло продолжение в марксизме и реализовано в социалистической практике (социалистические тоталитарные режимы). Отрицательными сторонами практического воплощения этой модели демократии стали следующие: диктатура большинства над меньшинством, запрет иметь другое мнение, подавление оппозиции, отрицание автономии личности и рассмотрение индивида как части целого (класса, нации). Конкурентная теория демократии исходит из признания возможного несовпадения интересов различных групп и права выражать собственное мнение.

Признается законность существования в обществе противоречий и конфликтов, благодаря чему и складывается политическая воля. Основой для соглашения считается принцип большинства, но признается, что меньшинство имеет право быть услышанным. Идеи конкурентной демократии конкретизируются в либеральных и плюралистических теориях демократии.

В зависимости от того, как понимается участие индивида в политике (автономное, через какую-либо группу, либо как неотъемлемую часть целого) выделяют либеральные (индивидуалистические), плюралистические и коллективистские теории демократии.

Либеральные теории опираются на следующие идеи: - автономность личности и ее первичность по отношению к народу; - политический порядок должен обеспечить саморазвитие индивида; - главной ценностью признается свобода индивида, корни которой лежат вне политики - в частной жизни, в предпринимательстве; - основная функция государства заключается в ограничении внешнего давления на индивидуальную свободу, что дает максимальную возможность для саморазвития; - индивидуальные свободы требуют закрепления в конституции; - вся политическая власть, в конечном счете, находится в руках людей; - народный суверенитет - это формирование власти с согласия народа и право каждого гражданина участвовать в управлении.

Слабыми сторонами либеральной модели является абсолютизация возможностей участия всех граждан в управлении, в то время как оправдание имущественной поляризации населения делает эту возможность трудноосуществимой для низшего класса общества. Плюралистические теории включают в себя следующие идеи: - главным субъектами политики являются группы; - индивид может выразить свою волю только через группу; - в обществе существуют самые разнообразные центры власти (фирмы, университеты, партии и др.); - политическая воля народа, выраженная в решениях власти, представляет собой компромисс между различными групповыми интересами; - государство выступает как нейтральный арбитр между соперничающими группами интересов.

Уязвимым местом плюралистических теорий является представление о том, что решения принимаются с учетом интересов всех групп; что отдельные группы лишены возможности доминирования при принятии решений; абсолютизируется нейтральность государства; игнорируется тот факт, что экономически сильные группы интересов лучше организованы, более активны и имеют больше возможностей влияния на власть, чем наименее обеспеченные группы населения.

Коллективистские теории демократии совпадают по содержанию с идентитарными теориями. С 60-х гг. среди идеологов левых партий и движений особой популярностью пользуется теория партисипаторной демократии (демократия участия). Ее идеологи настаивают на достижении политического равенства через расширение политического участия всех слоев общества и особенно для низших слоев. Основные положения теории: вовлечение масс в политический процесс от принятия решений до их осуществления; распространение принципа участия на неполитические сферы: семья, образование, экономика (самоуправление и рабочий контроль на производстве); децентрализация принятия решений (по менее сложным вопросам решения принимаются через процедуры прямой демократии); упрощение процедуры выборов (применительно к США идеологи левых настаивают на отмене института выборщиков и на переходе к прямым выборам, на отмене системы регистрации избирателей). Не отрицая необходимости в современных условиях представительной демократии, сторонники этой модели настаивают на смешанной форме политической организации, на своеобразной пирамидальной системе, с прямой демократией у основания и демократией представителей на каждом уровне выше основания.

Утверждается, что депутат обязан выражать волю конкретных избирателей, которые имеют право "отозвать" депутата.

Спорным является и вопрос о масштабе политических атрибутов представительной демократии. Родоначальниками минималистских трактовок демократии, развиваемых в рамках элитарных теорий, были М. Вебер и Й. Шумпетер.

В теории плебисцитарной демократии Вебера демократия выступает способом избрания лидеров и способом придания их власти легитимного характера.

Формы политического участия масс - лишь участие в выборах. Однако классическую формулу элитарных теорий демократии определил Шумпетер: демократия - это соперничество элит за голоса избирателей. Таким образом, в элитарных теориях демократия выступает не как правление народа, а правление элит (правления меньшинства) с согласия народа. Шумпетеровская теория получила дальнейшее развитие и была дополнена чертами либерализма.

Наибольшую известность среди "доработанных" трактовок получила теория "полиархии" американского политолога Р. Даля. По мысли автора, то, что называют демократическими режимами, являются полиархиями (с греч. arhe -суверенитет, начало, poly - много), где власть осуществляется не всем народом, а многими. Демократия - это идеал, к которому следует стремиться, но который полностью нельзя достичь, поскольку весь народ не может управлять. Полиархия как политический режим включает в себя политическую конкуренцию и участие, политический плюрализм, политические свободы, право оппозиции оспаривать решения правительства, свободные и честные выборы, открытый характер конфликтов между политическими лидерами. 1.5.