Соотношение норм права и обычаев

Соотношение норм права и обычаев. Особое положение в системе социальных норм занимают обычаи – это такие правила поведения, которые складываются в определенной общественной среде, передаются из поколения в поколение, выступают естественной жизненной потребностью людей, и в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и де¬ятельности и в силу длительности своего существова¬ния становятся привычными для них. Они несколько менее связаны с правом, чем, например, моральные нормы, но тем не менее не являются нейтральными.

В основе обычаев лежат образцы конкретного пове¬дения, практической деятельности, а потому они трудноотделимы от самого поведения и деятельности. Отсю¬да высокая детализированность их предписаний, пред¬ставляющих, по сути дела, достаточно подробное описа¬ние самого поведения.

Поведенческий образец как таковой еще не является правилом поведения, поскольку субъект всегда сохраня¬ет возможность выбора одного из нескольких подобных образцов в соответствии со своими интересами, целями, задачами. Собственно, обычай можно считать сформи¬ровавшимся в социальную норму тогда, когда в силу длительности следования конкретному образцу поведе¬ния он становится поведенческим стереотипом (привы¬чкой) людей, поведенческой традицией сообществ, т. е. нормой поведения.

Существование обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспече¬ния, отсутствие необходимости в определенном принуж¬дении, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом ее существования, т. е. естественно. Нормы права и обычаи обладают рядом общих признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов.

Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, по форме выражения, по способу обеспечения реализации. Если обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы права существуют в государственно-организованном обществе; если обычаи не закрепляются в специальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права могут реализовываться и с учетом возможности государственного принуждения.

Сегодня, как правило, говорят о взаимодействии права и обычаев, которое рассматривается преимущест¬венно как «отношение» юридических норм к существу¬ющим в обществе обычаям. Такое «отношение» сводит¬ся к трем основным вариантам. 1. Юридические нормы поддерживают обычаи, полез¬ные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации. 2. Юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев. 3. Юридические нормы безразличны к действующим обычаям.

Таких обычаев большинство и связаны они главным образом с межличностными отношениями, бы¬товым поведением людей. В обществе неразрывность с поведенческой и деятельностной практикой обусловливает наличие исклю¬чительного многообразия обычаев. Свои обычаи имеют различные этносы, социальные группы, сообщества. Разнятся обычаи и в зависимости от регионов, поскольку отражают все своеобразие жизнедеятельности людей, определяемое спецификой жизни в различных условиях.

Одни обычаи носят прогрессивный характер, другие являются вредными, и право ведет с ними борьбу. С этими пережитками следует бороться как нормативными средствами, так и общественными. Исторически обычаи относятся к числу самых ран¬них социальных норм. В период становления первых цивилизаций, образования древних государств обычаям начинают придавать общеобязательное значение.

Обле¬ченные в письменную форму, в определенном смысле систематизированные, своды обычаев возводятся в ранг законов государства (законы Ману, законы Хаммурапи и т. п.) и становятся первыми источниками права. Нормативные системы современных обществ такого перехода обычаев в юридические нормы уже фактичес¬ки не знают. От взаимодействия права и обычая надо отличать правовой обычай как источник (форму) права, сохра¬нивший некоторое значение и в настоящее время.

При взаимодействии права и обычая сама обычная нор¬ма юридического значения не имеет, а значимы действия, совершенные при реализации ее требований. В правовом обычае юридическое значение придается именно обычной норме путем ее соответствующего санкционирования. Дру¬гими словами, в этом случае обычай приобретает юриди¬ческий статус без его текстуальной формулировки в пра¬вовом документе. Вывод Социальные нормы регулируют не всякие, а наиболее типич¬ные, массовые отношения.

Случайные связи, поступки, действия не могут отразиться в норме. Норма – это всегда стереотип, основанный как на внутренних побуждениях, так и на внешних детерминантах. Кризисное состояние нашего общества требует последова¬тельного соблюдения всех социальных норм, и особенно таких, как правовые, нравственные, политические. Ибо именно отступ¬ление от них, т.е. от веками выработанных основ бытия, явилось в конечном счете одной из причин возникших трудностей.

Были отброшены те приоритеты и ориентиры, которых придерживает¬ся весь мир. Попытки обойти столбовую дорогу цивилизации, найти свой собственный путь окончились неудачей и дорого обо¬шлись обществу, поверившему в ложные цели. Юристы имеют дело прежде всего с правовыми нормами, ко¬торые представляют для них непосредственный профессиональ¬ный интерес. Но они постоянно соотносят их с другими социаль¬ными регуляторами, так как все нормы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Следовательно, о специфике правовых норм нельзя судить без выяснения их места и роли в общей массе социальных ориентиров.

Итак, действуя в системе социального нормативного регулирования, юридические нормы являются только одним из элементов этой системы. В условиях правово¬го общества, демократического государства гармоничес¬кое взаимодействие права с иными социальными норма¬ми – необходимое условие его эффективности.