Характеристика и источники права

Характеристика и источники права.

Сразу же следует сказать, что право Индии - это не право именно этого государства, а право, которое распространено на территориях, население которых исповедует индуизм. Религиозные предписания, также как и в мусульманском праве, играют роль правовых предписаний. Вместе с тем, значительный круг общественных отношений регламентирован нормами английского права. Так же как и в мусульманском праве источниками права индусской общины являются религиозные книги — шастры.

Их — три вида: дхарма (наука, указывающая на должное поведение людей. Она не различает религиозные и юридические обязанности), атрха (наука пользы и политики), кама (наука удовольствий). Каждый человек должен вести себя согласно предписанию, регламентирующему поведение членов той или иной касты: брахман — в соответствии с брахмой, правители и торговцы — с артхой, а женщины — с камой. Главное, что позволяет этим книгам быть правовыми источниками — это их легитимность на уровне государства.

Дхармы изложены в специальных трактатах — дхармашастрах. Наиболее известны из них — законы Ману. Авторитет того или иного трактата установлен традицией. Другой вид сборников права — это нибандхазы, которые являются комментариями дхармашастр и призваны толковать их простым людям. Кроме всего прочего роль источника индусского права играют обычаи, так как шастры не состоянии в силу своей древности регламентировать весь спектр общественных отношений. Для каждой касты существуют свои собственные обычаи. Судебные прецеденты в индусском праве не имеют никакой роли в качестве источников права.

Кроме всего прочего к источникам индусского права можно отнести сознание и справедливость конкретного индивидуума. Дхармашастры рекомендуют человеку поступать, а судье решать дела по совести, по справедливости в случае, если нет определённой правовой нормы по данному вопросу.1 4.2.Современные тенденции. Современная же доктрина изложена в книге, носящей название виавахара. В ней содержатся нормы, которые имеют более близкое отношение к современному западному праву.

В начале виавахары говорится об отправлении правосудия и процессе, а затем изложены 18 видов споров, охватывающих частное и уголовное право. Следует отметить тот факт, что в течение XVI — XVII веков на территории Индии господствовало мусульманское право, но с XVII — XVIII вв. Англия фактически установила свою власть в Индии, привнеся в её право свои собственные черты. С этого момента индусское право начало свою деформацию, в результате чего нормами шастр стал регулироваться только определённый круг отношений, а главенствующее положение заняли нормы английского права.

В настоящее же время, после провозглашения независимости Индии, право также обрело большую независимость. Верховный суд получил право подтвердить или отбросить судебные решения, принятые в период британского господства. Конституция Индии, идя по пути модернизации права, запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности.

Было запрещено многожёнство, разрешено вступать в брак представителям различных каст (так как сами касты отменены). Правовое положение женщины законодатель пытался поставить в один ряд с правами мужчин.