рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Особенности развития феодального государства и права в странах востока

Особенности развития феодального государства и права в странах востока - Реферат, раздел Право, Государственный Педагогический Университет Реферат Тема Особенности Развития ...

Государственный педагогический университет РЕФЕРАТ Тема Особенности развития феодального государства и права в странах Востока Содержание Введение 1. Государственный строй и право Арабского Халифата 1. Образование Халифата 2. Общественный строй Халифата 3. Исламское государство 10 1.4. Мусульманское право 1. Источники мусульманского права. 2. Имущественные и семейные отношения. 3. Преступление и наказание. 4. Судебный процесс. 2. Средневековое государство и право Китая 1. Периодизация истории государства 2. Центральное и местное управление 18 2.3. Источники права 4. Имущественные отношения 5. Семейное право 6. Уголовное право и процесс 3. Феодальное государство и право в Японии 1. Возникновение феодального общества и государства в Японии. 2. Общественный строй и армия 3. Сегунат 4. Источники права 5. Имущественные отношения 28 3.6. Семейное право 7. Уголовное право. 8.Судебный процесс. 30 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31 Введение История государства и права зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они имеют прямое отношение, как к науке истории, так и к науке о государстве и праве.

В силу конкретно - исторического подхода к государственно - правовым явлениям и процессам, присущим тому или иному обществу на том или ином этапе его развития, история государства и права зарубежных стран оперирует множеством фактов, конкретных событий политической жизни, деятельности государств, правительств, классов, партий и пр. Но история государства и права не представляет собой простой набор знаний о прошлом государства и права.

Наука истории государства и права зарубежных стран имеет собственную историю.

Эволюция восточного средневекового общества шла особым путем, отличающим его от развития феодального Запада.

Господство социально-экономических и социально- политических традиционных структур определяло крайне замедленный характер этой эволюции, что делает в значительной мере условными широко применяемое в учебной литературе понятие феодализм к этим общества наряду с понятием рабовладения к предшествующему периоду их древней истории.

Рабство на Востоке, никогда не игравшее значительной роли в общественном производстве, продолжало существовать и в средине века, а некоторые социальные институты европейского феодализма не были чужды и древнему, и средневековому Востоку. Представления о Средневековье сформировались в буржуазной историографии вместе с понятием новая история в результате эпохи Просвещения и революционных перемен XVII-XVIII вв. Новая история Западной Европы при этом противопоставлялась ее прошлому, которое, в свою очередь, воспринималось как смена двух предшествующих периодов античной древности и средневековья. Эта трех этапная схема получила законченные формы, когда античная древность стала связываться с рабовладением, а феодализм - со средневековым, рассматриваемым в буржуазной историографии в основном как особый социально- политический строй, политическая организация средневекового общества с характерной централизацией и системой вассально-ленных отношений.

Жесткую социально- экономическую детерминированность понятие феодализм приобрело в марксисткой литературе, в учении о формации как особом способе производства. При формационных подходах в качестве основных выделяются производственные отношения, а каждое конкретное общество рассматривается как система, в которой все иные общественные связи считаются производными надстроечными над ними. Это и определило монистически- материалистический взгляд формационной периодизации исторического процесса, в котором с закономерной якобы последовательностью на смену рабовладению приходит феодализм, затем капитализм и коммунизм как конечное светлое будущее всего человечества. Полная невозможность уложить в эту схему историю многих обществ привела самого К. Маркса в его ранних произведениях к учению об особом азиатском способе производства, споры, о котором велись в нашей научной литературе до недавнего времени.

До безоговорочного признания социально-экономической и социально - политической специфики и древнего, и средневекового восточных обществ с их замедленным характером развития, стойкой многоукладностью, глубоким на общественное развитие традиций, религиозной идеологии и пр. Феномен этих обществ свидетельствует о многовариантнасти самой общественной эволюции не только от базисных изменений.

Так как в Европе средневековье синоним феодализма, то столь же условными надо считать и применение понятия средневековье к восточным обществам в силу крайней трудности определения его нижних и верхних хронологических границ.

Между тем в чисто методическом плане необходимость определенной периодизации столь длительного периода в истории Востока эти границы связывают с комплексом исторических факторов.

С качественными изменениями в политической структуре, с созданием централизованных империй, с завершением формирования крупнейших цивилизованных центров, мировых религий и их мощным влиянием на периферийные зоны и пр. Если говорить о средневековом Китае, то низкий хронологический рубеж V-VII вв. здесь можно выделить достаточно четко.

Именно в это время здесь окончательно утверждается специфическая азиатская социально-экономическая и социально- политическая структура с традиционными формами земельной собственности и эксплуатации крестьян, укрепляется централизованное государство в форме империи, складывается нормативная основа традиционного права. Китай как центр конфуцианско-буддийской цивилизации втягивает в сферы своего культурного воздействия раннеклассовое общество и государство Японии.

Труднее выделить нижние хронологические границы средневековой Индии. Если условно брать те же V-VII вв то их можно, во-первых, связать с определенной перестройкой традиционной варново-кастовой системы, происходившей вместе с перераспределением земли, углублением процессов разделения труда, во-вторых, с формированием обширной индо-буддийской цивилизационной зоны, благодаря расширенному влиянию культуры, Индии на многие регионы, прежде всего Юго-восточной Азии и пр. Нижний предел японского средневековья определяется VI-VII вв. в связи с усилившимся социальным рассмотрением государства, а для большинства стран ближневосточного региона тот же VII в. стал вехой утверждения мировой религии ислама, формирование нового образа жизни, для многих народов.

В это время уходят в прошлое древние ближневосточные государства, и возникает волнствующая религиозная община государство Арабский халифат, давщее начало будущим крупным арабо-ирано-турецким исламским государствам- империям.

Определенные качественные социально-экономические изменения, связанные с развитием капиталистических отношений, происходят в странах Востока не одновременно, что затрудняет определения и верхнего хронологического рубежа восточного средневековья. Для Китая такой вехой можно считать время революционных перемен XX в для Японии - середину XIX в для восточных колониальных стран и, прежде всего Индии, этот предел можно связать с установлением колониального господства, постепенной ломкой традиционных структур, втягиванием экономики этих стран в мировой капиталистический рынок.

Выделяя наиболее общие черты сходства социально-экономической эволюции средневековых стран Востока, следует отметить, что ни одна из этих стран не достигла в эпоху средневековья европейского уровня позднего феодализма, когда в его недрах начинают развиваться капиталистические отношения. Здесь по сравнению с основными средневековыми европейскими странами резко отставало развитие промышленности, товарно-денежных, рыночных отношений.

В более схожей с европейскими обществами средневекового общества Японии лишь в XVIII- первой половине XIX в. зарождаются элементы капитализма в форме мануфактурного производства. Замедленный характер развития определил устойчивую многоукладность восточных средневековых обществ, длительное сосуществование потриархально-родовых, клановых, рабовладельческих, полуфеодальных и прочих укладов.

Большое влияние на весь ход исторического развития стран Востока оказало широкое распространение государственной собственности на землю, которая сочеталась с другой формой собственности - общинный и с соответствующим ей частным землевладением общиной и с соответствующим ее частным землевладением общинников и с соответствующим ей частным землевладением общинников-крестьян. Государственная собственность в ее узком понимании включала лишь обширное землевладение монарха и государственной казны.

В широком же смысле она не сводилась к собственности монарха, а охватывала и земельные пожалования, проистекающие государственного фонда, лицам, причастным к власти, обладающим правом сбора и присвоения ренты-налога с определенной территории. Владельцы государственных пожалований могли стать и фактическими частными собственниками, добивались расширения своих владельческих прав, превращение их в постоянные, передаваемые по наследству. Но в средневековых обществах Востока государство всемерно охраняло государственную собственность на землю с присущей ей традиционной системой эксплуатации подобных крестьян, сдерживало развитие частной собственности, препятствовало созданию здесь заподноевропейской системы барского хозяйства.

Сочетание различных форм земельной собственности, особая контрольно-регулирующая роль государства в экономике находили выражения, прежде всего в особой структуре господствующего класса, во всех неевропейских средневековых обществах. Если в западной средневековой Европе сложившийся класс частных земельных собственников, эксплуатирующих труд зависимых крестьян, опираясь на феодальное государство, объективно выражающее его волю, то государствующий класс в странах Востока - это само государство в лице саново-бюракротического социального слоя, причастного к власти, который жил за счет ренты-налога главным образом с формально - свободных земледельцев-крестьян.

Необходимо при этом учесть, что конкретные средневековые общества в странах Востока характеризуются разной степенью совпадения господствующего класса с бюрократией в соответствии с разной степенью вмешательства государства в экономику, с разной степенью развития частного крупного землевладения.

Наибольшую степень такого совпадения демонстрирует средневековый Китай. Для средневековых обществ Востока характерна и меньшая степень зависимости непосредственных производителей-крестьян, относительно больший объем их прав, связанных с распространением своим земельным участком. Отсутствия барского хозяйства и барщины привело к тому, что здесь крестьяне не были прикреплены, в этих странах определялось их связанностью налоговым бременем, поддерживаемым с помощью государственного аппарата, чиновничества.

Эта зависимость, выражавшая в сословной неполноценности простолюдина, скреплялось правами, религией, общинными порядками. Специфическое место занимал и восточный средневековый город. Низкий уровень общественного разделения труда в странах Востока находил выражение в том, что город здесь не стал организующей и направляющей силой общественного прогресса.

Он жил за счет перераспределения ренты-налога, ибо прибавочный продукт, концентрирующий в руках отдельных социальных групп, не становился капиталом, не включался в производство. Ремесленная продукция шла не на рынок, а на удовлетворение потребностей правящих сановно-бюракратических, в том числе и военных кругов. Купеческий же капитал выполнял при этом функции своеобразного агента между ними и ремесленниками-производителями.

Восточная сельская община, представлявшая собой замкнутый хозяйственный мирок с наследственным, независимым от рынка с разделением ремесла и земледелия, тормозила развитие двустороннего товарооборота между городом и деревней, а вместе с тем и формирование сословия горожан, купечества городского типа. Это в свою очередь определило и порядки, существовавшие в восточном городе. Ремесленник здесь находился под жестким контролем бюрократического государственного аппарата, был скован правовыми, религиозными предписаниями, сословными, кастовыми ограничениями.

В восточном средневековом городе не существовало особого городского права. Правовой статус городского жителя не отличался от деревенского. В Индии, например, административные границы города, часто были едва намечены. Здесь можно было встретить ремесленные деревни и города со значительным земледельческим населением. Городская семья в Китае считалась таким же двором, как и сельская, которая вносилась в общегосударственный налоговый реестр.

В отличие от европейского восточный город не стал ареной политической борьбы, непосредственно влияющей на смену форм государства. Он не стал и сильной опорой центральной власти борьба с раздробленностью, как это имело место в Европе. Специфические черты социально-политического развития, стран Востока определялись тем обстоятельством, что здесь не сложились государственные формы, свойственные феодальной Западной Европе. Здесь не было сеньориальной монархии как своеобразного союза феодалов сеньоров, обладающих суверенными правами в пределах территорий своих доменов.

Эта форма могла сложиться в обществе, где процесс образования классов носил завершенный характер. Не могла сложиться и сословно представительная монархия в обществе, в котором город был лишен какой бы то ни было самостоятельности, где не сформировалось сословие горожан, выступающее со своими сословными целями и интересами. Распространенной формой восточного средневекового государства стала наследственная монархия, в которой отсутствовали институционные формы ограничения власти правителя.

Вместе с тем эти государственные формы не были идентичны. Различными были уровень централизации в этих государствах, степень применения военно - диспотических средств и методов осуществления государственной власти. Более того, они менялись и на отдельных этапах развития конкретных восточных средневековых государств. Всесилие бюрократического аппарата во главе с китайским императором, централизация, тотальный полицейский контроль над личностью, широта экономических функций государства и прочее дают основания, например термина восточная деспотия при определении формы государства средневекового Китая. Здесь деспотизм вырастал из тех социально-экономических и политико -правовых порядков, которые сложились еще в древности.

Бесспорную специфику социально-политической структуре восточного общества придавала господствующее в том или ином обществе религиозная идеология, само отношение членов общества к религии и власти.

Так, говоря о конфуцианстве как определяющем элементе китайского средневекового государства и права, следует отметить, что конфуцианство лишь условно можно назвать религией. Это, скорее, этикополитическое учение, философская традиция, что объясняет не самой природой конфуцианства, а сложившимися в глубокой древности традиционными представлениями китайцев о власти с ее безусловной сакрализацией в лице правителя сына неба. При этом к религиям они относились как к учениям, которые могли быть использованы лишь на благо этой власти.

Утилитарное отношение к религии как к учению, вспомогательному средству управления, призванному преображать народ ненасильственными методами воспитания во имя достижения гармонии, определяло подчиненное место церковных учреждений в средневековых учреждениях в средневековом Китае. 1.

Государственный строй и право Арабского Халифата

Государственный строй и право Арабского Халифата 1.1.

Образование Халифата

Образование Халифата. Особившись в привилегированную группу, они, тем не менее, не порывали ... Постоянные взаимные военные набеги сопровождались убийствами, угоном л... И, как это имело место у других народов, идеология общественного движе... 1.2.

Общественный строй Халифата

Вступив в районы древней культуры Месопотамию, Сирию, Египет, они оказ... Если в Сирии, Ираке, Египте феодализм господствовал практически безраз... Из ее среды и стали выбирать новых единоличных вождей мусульман - хали... 1.3. .

Исламское государство

Исламское государство. 1.4. Мусульманское право Одним из наиболее крупных явлений в средневековой ... . Являясь фактически единственной организацией, способной наиболее быстр...

Источники мусульманского права

Но многое установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобре... Из сунны выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственно... . Согласно киясу, правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, може... Но в руках мусульманских судей кияс часто становился и орудием открове...

Имущественные и семейные отношения

Важное место в мусульманской правовой доктрине занимали нормы, регламе... Характерным для мусульманского общества было распространение односторо... В шариате содержались положения, которые формально осуждали расточител... Большое внимание в мусульманском праве уделялось отношениям имуществен... Но муж обязывался предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду,...

Преступление и наказание

Преступление и наказание. Нормы уголовного права представляли собой на... Отсутствовало общее понятие преступления, слабо были разработаны такие... Наказание по мусульманскому праву отразили как архаичные и догосударст... Основными доказательствами были признание сторон, показания свидетелей... 2.

Средневековое государство и право Китая

Средневековое государство и право Китая 2.1.

Периодизация истории государства

Государственность конфуцианского Китая является своего рода образцом д... э. империя вступила в роковую полосу упадка. В период Инь рабы находились на положении скота. Для периода Цинь характерна широкая и свободная торговля рабами. Древн...

Центральное и местное управление

Сильная централизованная государственная власть в Китае имела древние ... Выступления против недобродетельных правителей, допускающих беззаконие... 2.3. В настоящее время следует регулировать движение товаров при повышении ... Только в XVI-XVII вв.

Уголовное право и процесс

Уголовное право и процесс. чжоуским Му-ваном было разработано Уложение о наказаниях. Эта кодифика... и его единомышленники. Религиозный плюрализм, отношения к религии как к простому учению, отсу... На трансформацию форм средневекового государства Индии и Японии огромн...

Феодальное государство и право в Японии

Феодальное государство и право в Японии 3.1.

Возникновение феодального общества и государства в Японии

Уже в 3-7 веках в Японии было развито сельское хозяйство. В конце 6 ве... После свержения рода Сога начался новый период в истории Японии, были ... Крупные феодалы расширяли свои владения за счет пустошей. Эксплуатация крестьян в 8 веке усилилась. В результате роста крупного феодального землевладения усилилась междоу...

Общественный строй и армия

Данный переворот способствовал развитию японского раннефеодального мон... А в ходе всеобщей переписи земельных владений 1589-95 крестьяне были п... Две версии кодекса Тайхо и Ёро представлены в исторической науке в кач... роль общеяпонского права упала до самого низшего предела. Законодательство оживилось в Японии в период третьего сёгутана Токугав...

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алексеев С.С. Теория права - М. Изд-во БЕК, 1994 224с. 2. Всеобщая история государства и права Учеб. пособие Под ред. К.И. Батыра - М. Манускрипт, 1993 374с. 3. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права Учеб. пособие Под ред. проф. З.М. Черниловского - М 1994 413с. 4. Общая теория права Учеб. пособ. для юридич. вузов Под ред. А.С. Пиголкина - М. Манускрипт, 1994 396с. 5. Федоров К.Г Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран Учеб. пособ. для вузов. 4.1 Ростов на Д. Изд-во Рост, ун-та, 1994 272с. 6. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства Маркс К Энгельс Ф Соч. Т21-С.135-155.

– Конец работы –

Используемые теги: особенности, развития, феодального, государства, права, странах, Востока0.107

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Особенности развития феодального государства и права в странах востока

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Лекция 1. Предмет и методология теории государства и права. 1. Предмет и объект изучения теории государства и права. 2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук
Лекция Предмет и методология теории государства и права... Предмет и объект изучения теории государства и права... Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук...

Предмет, метод и периодизация истории государства зарубежных стран ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Санкт Петербургский университет Государственной противопожарной службы...

МОДУЛЬ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО ПОНИМАНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ТЕМА 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА
МОДУЛЬ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО ПОНИМАНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА... ТЕМА ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК... МОДУЛЬ ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ...

История государства и права стран Древнего Востока. Индия
С усилием общественного неравенства военныйвождь племени раджа ,который ранее выбирался сообранием и не мог быть смещеним ,все более возвышался над… Это был пнриод крупных политических событий.Создание объединенногоиндийского… Одним из важнейшихкомпонентов социального,общественного и экономического строя в Маурийскийпериод являлась община.В…

История государства и права стран древнего востока. Индия
С усилием общественного неравенствавоенный вождь племени раджа , который ранее выбирался собранием и не мог бытьсмещен им, все более возвышался над… Магадхско-Маурийская эпоха рассматривается как особаявеха в развитии… Между тем империя маурьев являлась конгломератомплемен и народов, стоявших на разных ступенях развития. Несмотря на…

План лекции №1: Часть 1: предмет горного права, метод горного права, основные источники горного права. Часть 2: Этапы развития Российского законодательства о недрах
Часть предмет горного права метод горного права основные источники горного права... Часть Этапы развития Российского законодательства о недрах... формирование и развитие горного права Российской Империи начала го века...

Разграничение понятий конституционного права как системы правовых норм отрасли права, как науки и как учебной дисциплины.. 2 2. Источники конституционного права в зарубежных странах. 2
Источники конституционного права в зарубежных странах... Материальная и формальная фактическая и юридическая конституция в... Принятие изменение и отмена конституций в зарубежных странах...

МОДУЛЬ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО ПОНИМАНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ТЕМА 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА
МОДУЛЬ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО ПОНИМАНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА... ТЕМА ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК... Определение теории государства и права как науки Цель объект и предмет исследования...

Предмет и метод теории государства и права. Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук
Под методом науки понимается совокупность приемов и способов с помощью которых постигается предмет получаются знания Все многообразие методов... Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных... Функции ТГП Функция деятельность Самостоятельные направления в исследовании деятельности Основные направления...

Методы научного познания государства и права Эволюция отечественной науки теории государства и права
Исходником для установления предмета, изучаемого любой наукой, является признание его объективности. Факт объективного сосуществования государства и… Таким образом, предметом науки теории государства и права являются объективные… Предмет теории государства и права – историчен. Он применяется по мере вовлечения в сферу познания новых свойств и…

0.04
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам