рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Имущественные и семейные отношения

Имущественные и семейные отношения - Реферат, раздел Право, Особенности развития феодального государства и права в странах востока Имущественные И Семейные Отношения. Особое Внимание В Шариате Уделялос...

Имущественные и семейные отношения.

Особое внимание в шариате уделялось праву личного статуса. Полноправный личный статус по шариату имели только мусульмане. Лица, исповедовавшие христианство или иудаизм, находились в приниженном положении и были обязаны уплачивать тяжелый государственный налог. Развитие социальных отношений оказало влияние на положение рабов. Они не признавались субъектами права, но могли с согласия своих хозяев вести торговые операции и приобретать имущество.

Отпуск рабов - мусульман на волю рассматривался как благородное дело. Характерной чертой правового статуса личности по шариату являлось также неравенство мужчины и женщины. Важное место в мусульманской правовой доктрине занимали нормы, регламентирующие имущественные отношения. Прежде всего, в правовой доктрине было закреплено представление об имуществе как объекте вещных прав. Особую категорию составляли вещи, которые не могли или не должны были находиться в соответствии мусульманина воздух, море, мечети и др Не признавалась собственность мусульман и на так называемые нечистые вещи - вино, свинину, книги и т.д. Сложившийся в мусульманских государствах строй отношений собственности тщательно регламентировался и охранялся нормами шариата.

Особый правовой режим имели земли, составлявшие первоначальную территорию мусульманской общины, которые называли хиджаз. На эти земли могли селиться только мусульмане, здесь нельзя было рубить деревья, охотиться и т.д. Частная феодальная собственность в Арабском халифате имела подчиненное значение по сравнению с государственной собственностью и общинным землепользованием и не получила широкого распространения.

Своеобразным институтом шариата, связанным с вещными правами, был вакуф, представлявший собой имущество, переданное собственникам на какие-либо религиозные или благотворительные цели. Лицо, установившее вакуф, теряло право собственности на данное имущество, но сохраняло за собой право выступать в качестве управляющего вакуфом и резервировать определенных доход с вакуфа для себя и своих наследников.

В шариате в отличие от римского права не формулировалась общая концепция обязательства, но практические вопросы договорного права, опосредовавшего торгово-денежный оборот, получили всестороннюю разработку. Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные. Характерным для мусульманского общества было распространение односторонних специфических обязательств-обетов.

Договор по шариату рассматривался как связь, возникающая из взаимного соглашения сторон, которая, однако, в условиях имущественного неравенства имело чисто формальный характер. Условия договора могли быть выражены в любом виде в документе, в неофициальном письме, устно. Заключенные договоры рассматривались как незыблемые. Обязанность соблюдать свои договоры рассматривалась в Коране как священная. Недействительными считались договоры, заключенные с безнравственными целями с использованием нечестных или изъятых из оборота вещей.

Договор купли-продажи допускался в отношении реально существующих вещей, и только в ханифитском мазхабе признавалось продажа вещей, которые должны быть произведены в будущем. В случае обнаружения скрытых недостатков вещи покупатель мог расторгнуть договор. В шариате содержались положения, которые формально осуждали расточительство. Большое внимание в мусульманском праве уделялось отношениям имущественного найма, прежде всего аренде земли.

Широкое распространение в арабском обществе получили договоры союза и товарищества. Мусульманская религия и шариат рассматривают безбрачие как нежелательное состояние, а брак как религиозную обязанность мусульманина. Но на деле брачный договор нередко выступал как своеобразная торговая сумка. Коран признавал за мусульманином право иметь до четырех жен одновременно. Но муж обязывался предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которое соответствовали его положению.

Мусульманская религия обосновывала приниженное и зависимое положение женщины в семье. Жена не участвовала в расходах по дому, которые возлагались на мужа, но была обязана вести домашнее хозяйство, воспитывать детей. Ее право участвовать самостоятельно в имущественном обороте, было крайне ограничено. Чрезвычайно сложным и запутанным было наследственное право, которое к тому же имела существенные различия в разных правовых школах. Признавались два порядка наследования по завещанию и по закону.

Особенно разработанным был порядок наследования по закону. Из имущества умершего прежде покрывались расходы, связанные с его потреблением, затем выплачивались все его долги. Особенностью шариата было то, что наследованию подлежали только имущественные права умершего, а не обязанности, которые не могли переходить наследникам. Оставшееся имущество переходило к законным наследникам умершего они делились на несколько категорий, внутри которых устанавливалось своя очередность и призвание к наследству.

Так, в первую очередь наследство получили дети умершего, затем его братья, дяди и т.д. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли мужчин. На получение наследства не имели права вероотступники, разведенные супруги, лица, которые хотя бы и неумышленными действиями, вызвали смерть наследодателя. Лишь маликиты признавали право на наследство за убийцей, если он руководствовался справедливыми мотивами. 1.4.3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Особенности развития феодального государства и права в странах востока

В силу конкретно - исторического подхода к государственно - правовым явлениям и процессам, присущим тому или иному обществу на том или ином этапе… Наука истории государства и права зарубежных стран имеет собственную историю. Эволюция восточного средневекового общества шла особым путем, отличающим его от развития феодального Запада.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Имущественные и семейные отношения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Образование Халифата
Образование Халифата. В VII веке у арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, началось разложение родоплеменного строя. Усилилась имущественная, а затем и соц

Общественный строй Халифата
Общественный строй Халифата. Смерть Мухаммеда поставила вопрос о его приемниках на посту верховного главы мусульман. К этому времени его ближайшие родственники и сподвижники родоплеменная и

Исламское государство
Исламское государство. Государственный аппарат Халифата был достаточно централизованным. Этому значительно способствовало концентрация в руках главы государства значительной части земельного

Источники мусульманского права
Источники мусульманского права. Важнейшим источником шариата считается Коран - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку Муххамеду. Исследоват

Преступление и наказание
Преступление и наказание. Нормы уголовного права представляли собой наименее разработанную часть шариата. Они отличались архаичностью, отражали сравнительно низкий уровень юридической техник

Периодизация истории государства
Периодизация истории государства. Государственность конфуцианского Китая является своего рода образцом долголетия и устойчивости ведь на протяжении почти двух тысячелетий она сохранялась практическ

Центральное и местное управление
Центральное и местное управление. Сильная централизованная государственная власть в Китае имела древние и прочные традиции. Ее важнейшей опорой было право верховной собственности на землю. Г

Уголовное право и процесс
Уголовное право и процесс. Если верить преданиям, уже в X в. до н.э. чжоуским Му-ваном было разработано Уложение о наказаниях. Эта кодификация насчитывала якобы 3000 статей и предусматривала

Возникновение феодального общества и государства в Японии
Возникновение феодального общества и государства в Японии. В древности японский архипелаг населяли племена кумасо и эбису, в течении нескольких веков сюда переселялись племена маньчжурского происхо

Общественный строй и армия
Общественный строй и армия. Начало становления сословия самураев - мелкопоместного военно-служилого дворянства Японии - можно отнести к относительно позднему времени - 7-12 вв. В 645г. после победы

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги