рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общая характеристика мусульманского права

Общая характеристика мусульманского права - раздел Право, Политико-правовые учения ислама Общая Характеристика Мусульманского Права. Шариат Шариат (Мусульманское Право...

Общая характеристика мусульманского права. Шариат Шариат (мусульманское право) органически связан с исламом, его учением.

Согласно юридической энциклопедии "Шариат - свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны (мусульманских священных преданий), содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права". Другими словами, шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями.

Ислам рассматривает правовые установления как частицу единого божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение.

Мусульманское право едино: оно не подразделяется на гражданское, уголовное, религиозное. Тесно связанное с религией и определяемое в своих основных принципах авторитетами калама, это право прежде всего религиозное, учитывающие и нормы обычного права, адата. Шариат ("намеченный", "предписанный" путь) опирается на Коран и Сунну, своего рода своды и кодексы исламского законодательства. Основная тенденция шариата—оценка различных жизненных обстоятельств с точки зрения религии.

Зако¬ны шариата—это правовая систематизация поведения правоверных, их обязательств перед людьми, общест¬вом и Аллахом. Авторизованный догматическими норма¬ми ислама кодекс шариата подразделяется на три основные части— ибадат (обязанности, относящиеся к религиозному культу), муамалят (чисто юридические нормы) и укубат (система наказаний). Предписания шариата многочисленны и строги. Они определяют все нормы взаимоотношений человека в семье и обществе, регламентируют почти все детали его быта и вместе с обычным правом (адатом) создают столь густую сеть обязательных предписаний, что это уже само по себе гарантирует конформность поведения правоверных.

Разумеется, не все и не всегда соблюдают нормы шариата. В мусульманском мире, как и ПОВСЮ¬ДУ» случаются нарушения и преступления. Однако стро¬гость уголовного законодательства и особенно наказа¬ний шариата не только впечатляет, но оказывает замет¬ное дисциплинирующее воздействие.

Так, например, су¬ровые наказания в случае хищений чужой собственности, даже мелкого воровства, достаточно эффективно способствуют как снижению уровня преступности так и неприкосновенности собственности. Менее жестоко преследуется убийство—здесь многое решалось по за¬конам адата с его традиционными институтами кров¬ной мести (как сказано в Коране, правоверным разре¬шается мстить, но в пределах эквивалента: свободного за свободного, раба за раба, женщину за женщину) Решительно осуждается самоубийство. В Коране среди прочих есть специальный аят, запрещающий убивать но¬ворожденных девочек (обычай, существовавший в Ара¬вии до ислама). « Шариат регулирует гражданские взаимоотношения, порядок решения имущественных споров, взысканий и наказаний в случае нарушения религиозных предписа¬ний, нормы поведения, отправления культа, ритуала и т. п. Согласно шариату, действия людей подразделяют¬ся на пять основных категорий: обязательные, за невы¬полнение которых следует наказание; рекомендуемые (т. е. желательные, но не обязательные); дозволенные; предосудительные, (т. е. осуждаемые, но не наказуемые); запрещенные, наказуемые.

Очень важно при оценке того или иного действия намерение: подчас со¬вершенное действие оценивают не столько с точки зре¬ния свершившегося факта, сколько с точки зрения цели, намерения совершавшего действие.

Признание божественного предопределения в шариате с неизбежностью породила и большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах.

Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы заняли разную позицию. Так, одна из этих школ (джабариты) вообще отрицала свободу воли человека Для шариата не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению к Аллаху. Нормы, содержащие также обязанности, определили всю жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение молитвы, соблюдение поста и правил захоронения и т.д.). Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами.

Раннему исламу и шариату были присущи нормы, восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердие, заботы о калеках. Но в шариате нашли свое отражение и представлении о бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности. В Коране особенно подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять терпение и смирение: "Терпение, ведь Аллах с терпеливыми" (8.48). Таким же образом в шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и государственной власти: "Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас" (4.62). Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была его целостность.

Вместе с представлением о едином боге - Аллахе - утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный порядок. мусульманское право на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиальныЙ принцип.

Мусульманин, находясь в любой другой стране, должен был соблюдать шариат, сохранить верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира шариат стал своеобразной мировой системой права. Как конфиссеональное право шариат отличался от канонического права в странах Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки.

Со временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов. Так, со временем с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление - шиизм Предписания и запреты ислама.

К числу предписании шариата относятся нормы, касающиеся прав и положе¬ния женщины. Об этих правах точнее, о бесправии жен¬щин в исламских странах известно немало. Официаль¬ная процессуальная норма шариата приравнивает двух женщин к одному мужчине (в частности, при свидетельствовании). Правоверные, по Корану, имеют право брать две, три, даже четыре жены (если имеют средст¬ва содержать их), не считая рабынь-наложниц, количе¬ство которых практически не ограничено.

Кроме того, муж всегда имеет право на развод и тем самым—на замену жен. Жена права па развод не имеет, она обя¬зана соглашаться с любым решением мужа, в том чис¬ле и в случае развода. Жена и рабыня должны соблю¬дать верность своему господину, прелюбодеяние жесто¬ко карается. Правда, практика побивания неверной жены камнями — это более норма адата, чем официально канонизированного шариата.

Однако в случае, если не¬верность жены доказана, подтверждена свидетелями, законы шариата столь же суровы и беспощадны к про¬винившейся. Вместе с тем в Коране и нормах шариата зафикси¬рованы и определенные права женщины—как граж¬данские, так и имущественные. Так, женщину, в том чис¬ле и рабыню, нельзя лишить ее ребенка (в случае раз¬вода с женой, продажи рабыни), если последний нуж¬дается в ее уходе.

Практически это означает, что до семи лет ребенок при любых условиях остается с мате¬рью, в дальнейшем он может быть взят отцом, но не безоговорочно, не при любых обстоятельствах. За жен¬щиной признаются определенные права при разделе имущества, наследовании разводе. Жена у мусульман не приносит с собой приданого, но, хотя плата за жену, калым,—это тоже более практика адата, чем канони¬ческая норма шариата, женщин, в том числе и мало¬летних девочек, их родственники часто продавали, да¬рили, словом, использовали почти как товар, имевший стоимость и цену. Нормы шариата и особенно адата предусматривают обязательные затворничество женщин, особенно замужних, обязывает их закрывать лицо на людях.

Женщинам практически всегда был закрыт путь к образованию, к какой-либо ответственной деятельности. Кроме запретов, обращённых к женщине, Коран и шариат налагают ряд ограничений на всех правоверных. Так, мусульманам запрещается употреблять вино, и в этом запрете есть своя логика: пьяный не может совершать намаз, ибо молитву нельзя начинать нечистым, к числу которых всегда относились и пьяные.

Хоть этот запрет соблюдался не очень строго, он всё же оказывал своё воздействие и являлся регулирующей нормой и по сей день. Существуют и пищевые запреты. Как и иудеи, мусульмане не должны есть свинину, употреблять в пищу кровь и падаль. Запрещены так же азартные игры: азарт сминает человека, отвлек.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Политико-правовые учения ислама

Родоплеменной строй постепенно сменялся феодальным. Традиционные племенные культы теряли значение под натиском идей монотеистических религий… Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии… Раскрывая тему курсовой работы я постараюсь рассказать о исламе как о политико-правовой теории.Зарождение ислама Ислам…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общая характеристика мусульманского права

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Зарождение
Зарождение. ислама Ислам зародился в Аравии в VII веке нашей эры. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источникам

Посланник Аллаха
Посланник Аллаха. Маулид – день рождения пророка Мухаммада – отмечается 12 числа месяца раби ал-аввай по лунному календарю. Это произошло в " год слона ", т.е. в 570 г. Маулид совпадает с днем смер

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги