рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

У истоков политико-правовой мысли

У истоков политико-правовой мысли - раздел Право, Политические и правовые учения в древнем мире У Истоков Политико-Правовой Мысли. Политические И Правовые Учения Появились Л...

У истоков политико-правовой мысли. Политические и правовые учения появились лишь в ходе довольно долгого существования раннеклассовых обществ и государств.

В своем возникновении политико-правовая мысль у древних народов на Востоке и на Западе - у древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и др восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. На ранней стадии своего развития воззрения, условно именуемые как политические и правовые, еще не успели отдифференцироваться в относительно самостоятельную форму общественного сознания и в особую область человеческого знания и представляли собой составной момент целостного мифологического мировоззрения. Для мифов характерно тождество информационного сообщение об имевших место событиях и знаменитых деяниях богов и нормативного безусловная необходимость для людей считаться с этими событиями и т.д. моментов повествования о мифических фактах.

Земные порядки, согласно древним мифам, неразрывная часть общемировых космических порядков, имеющих божественное происхождение.

В русле такого понимания и освещается в мифе тема земной жизни людей, их общественного и государственного устройства, их взаимоотношений между собой и с богами, их прав и обязанностей - словом, всего того, что им позволено, и что им запрещено. Божественный первоисточник сложившихся социальных и политико-правовых порядков - основная идея и тема древних мифов.

В мифах древних народов по-разному решается и освещается вопрос о способе и характере связи божественного начала с земными отношениями. Та или иная версия божественного происхождения земной власти и порядка является общеобязательной моделью соответствующего их устроения и одновременно господствующей идеологией, не имеющей конкуренции в лице иных представлений, взглядов, точек зрения и т.п. сомнение в мифе есть начало его рационализации.

Различные версии мифа представляют интерес, прежде всего, как познавательное отражение в форме мифа различных вариантов упорядочения и регуляции соответствующих общественных отношений. В мифах ряда народов говорится о первоначальном непосредственном правлении богов, которые затем научили людей искусству управления и передали власть земным правителям. Согласно древневавилонским и древнеиндийским мифам боги, являясь источниками власти правителя, вместе с тем и сами продолжают оставаться вершителями земных дел и людских судеб.

Известное своеобразие присуще религиозно-мифологическим представлениям древних евреев. По их версии единый истинный бог находится в особом договорном отношении со всем еврейским народом, является его главой и царем. Согласно древнекитайскому мифу о божественном происхождении и характере земной власти, именно персона верховного правителя Поднебесной император Китая является единственной точкой связи с высшими, небесными силами. Вся власть сконцентрирована, по этим воззрениям, в особе верховного правителя в качестве его личной потенции и внутренней силы, а все остальные должностные лица и государственный аппарат в целом - лишь помощники личностной власти правителя.

Приведенные мифологические версии о божественном характере земных порядков лежат в основе более конкретных воззрений о власти, управлении, праве, справедливости, правосудии и т.п. В соответствии с мифологическими и религиозными воззрениями древних египтян правду, справедливость и правосудие олицетворяет богиня Маат Ма-ат. Судьи носили изображение этой богини и считались ее жрецами.

Божественный характер земной власти фараона, жрецов и чиновников и официально одобренных правил поведения, в т.ч. и основных источников тогдашнего права обычаев, законов, судебных решений, означал, что все они соответствуют или должны по своему смыслу соответствовать ма-ат - естественной - божественному порядку справедливости. По древнешумерскому мифу, в качестве покровителя справедливости, защитника слабых и теснимых фигурирует бог Шамаш, жестоко карающий все злое, лживое, несправедливое и неправое.

Всякого, кто нарушит стезю Шамаша - путь правды, справедливости и права, ждет, по тогдашним представлениям, неминуемая и суровая кара. Преступить стезю Шамаша означало совершить преступление, нарушить право. Шумерские и вавилонские правители настойчиво подчиняли божественный характер своей власти и своих законов, их соотношение неизменным божественным установлениям и справедливости.

Эти представления широко отражены в известном древневавилонском политико-правовом памятнике 18 до н.э законах Хаммурапи. Справедливость, о которой говорится в законах Хаммурапи, подразумевает деление людей на свободных и рабов, неравноправное положение самих свободных-членов различных сословий и т.д. Мифологические представления древних персов нашли свое развитие и выражение в зороастризме. Государство, согласно зороастризму, должно быть земным воплощением небесного царства Ормузда светлое божество. Сословное деление общества основывается на свободном выборе каждым того или иного рода занятий.

Во главе отдельных сословий должны стоять наиболее добродетельные люди. Процесс постепенной рационализации исходных мифических представлений об общественной жизни, политике, государстве и праве и возникновения зачатков теоретических воззрений в разных областях социально-политического знания у разных народов протекал с различной интенсивностью, принимал различные формы и имел несхожие последствия.

Но в целом общая тенденция к рационалистической трактовке социально-политических явлений достаточно отчетливо проявляется в 1 тысячелетии до н.э. во всех культурных центрах тогдашнего мира. Значительную связующую роль между мифологическими представлениями и последующими рационалистически ориентирующими политико-правовыми воззрениями и концепциями сыграла религия. При всей своей специфике религия тематически и хронологически следует за мифом и является по отношению к первичным мифам о богах последующим, вторичным образованием.

Мифологические представления и в целом опыт подхода к организации общественной жизни людей оказали большое влияние на последующую политико-правовую мысль - как непосредственно в эпоху формирования религиозных, философских и зачаточно научных концепций политики, государства и права, так и в последующие периоды развития политических правовых учений. 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Политические и правовые учения в древнем мире

Глава 1. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока 1. У истоков политико-правовой мысли Политические и правовые учения появились лишь… В своем возникновении политико-правовая мысль у древних народов на Востоке и… Земные порядки, согласно древним мифам, неразрывная часть общемировых космических порядков, имеющих божественное…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: У истоков политико-правовой мысли

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Политическая и правовая мысль Древней Индии и Древнего Китая
Политическая и правовая мысль Древней Индии и Древнего Китая. Под заметным влиянием мифологических и религиозных представлений сформировалась и развивалась политико-правовая мысль в древней Индии.

Политические и правовые учения в Древней Греции
Политические и правовые учения в Древней Греции. Выдающуюся роль в истории формировании политических и правовых учений сыграли мыслители Древней Греции. Они стоят у истоков возникновения теоретичес

Общая характеристика основных направлений политической и правовой мысли в Древнем Риме
Общая характеристика основных направлений политической и правовой мысли в Древнем Риме. История древнеримской политической и правовой мысли охватывает целое тысячелетие и в своей эволюции отражает

Учение Цицерона о государстве и праве
Учение Цицерона о государстве и праве. Марк Туллий Цицерон 106 - 43 гг. до н. э. знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве значительное вниман

Политико-правовые воззрения римских стоиков
Политико-правовые воззрения римских стоиков. Основными представителями римского стоицизма были Луций Анней Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий Антонин. Их общетеоретические представления находили

Учение римских юристов о праве
Учение римских юристов о праве. В Древнем Риме занятие правом первоначально было делом понтификов - одной из коллегий жрецов. Ежегодно один из понтификов сообщал частным лицам позицию коллег

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги